kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование правильной осанки у девочек 7-8 лет на уроках ритмики в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. 
Современный темп жизни требует от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка в младшем школьном возрасте является самым ответственным в формировании правильной осанки. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья
Для полноценного развития детей ведущую роль в проведении оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста занимает физическая культура, которая является наиважнейшим звеном общей оздоровительной системы, проводимой в образовательном учреждении.
Однако на всех ступенях образовательного пространства, отмечается понижается; снижается сила и выносливость мышц; ухудшается состояние здоровья, что сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка.
В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре[11,13,17,41].
Интерес вызывает сравнение частоты распространения нарушений осанки среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте у девочек нарушения осанки в 4-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации позвоночника[11,17,31 и др.].
В этой связи актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию навыка правильной осанки у детей. Поэтому мы в нашем исследовании попытались решить проблему формирования правильной осанки с помощью ритмики на уроках физической культуры в младшей школе.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Танцевальные упражнения разнообразят урок физической культуры, повышают его эстетическое содержание. Возрастает воздействие танцевальных упражнений на организм школьника, если они проводятся под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение обогащает урок физической культуры, делает его насыщенным, интересным и повышает эмоциональное состояние учащихся.

На уроках физической культуры следует использовать музыку, простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру. Учитель должен подобрать соответствующую музыку, ориентируясь прежде всего на детский песенный материал. В этом случае текст песни будет стимулировать образность движений и интерес к их выполнению. Например популярные современные песни, танцевальные и песенные мелодии и формы музыкальных произведений, галопы, польки, вальсы, мазурки.
При ведении урока с музыкальным сопровождением прежде всего надо уметь правильно распределять движения по счёту. Для этого надо знать временную организацию музыкального произведения. Слушая музыку, мы должны замечать в ней равномерно повторяющиеся ударения, называемые метрическими. Они делят музыкальное произведение на такты. Такты бывают разного размера. Основной единицей движения обычно считается четверть, Если от одной ударной доли до другой отсчитывается две четверти, то получается размер такта 2/4, если три, то 3/4 и т.д.

Наиболее употребляемые двух- и трёхдольные такты. Из них образуются остальные - сложные. Из сложных наиболее распространён четырёхдольный. Размер такта указывается в начале музыкального произведения в виде дроби. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель - на длительность этих долей. Например: 2/4, 3/4, 4/4.

Не все музыкальные произведения начинаются с полного такта, т.е. с ударного звука. Многие из них начинаются с половины такта или с одной четверти, одной восьмой и т.д. Такой такт называется затактом. Счёт во время выполнения танцевальных упражнений можно вести по тактам или по четвертям. Так, например, при выполнении каких-либо танцевальных шагов счёт ведется по четвертям, а иногда и по восьмым (1-"И").

Например, танцуя польку, считать следует I - "И" - 2 - "И", потому что танцевальный шаг польки состоит из четырех движений. Каждое движение выполняется на одну восьмую, а такт польки состоит из трех четвертей или четырех восьмых. Записывать упражнения можно по тактам или по счету, либо комбинированно. Примерная схема записи шага польки вперед. И.П. - III позиции, правая нога впереди, руки на поясе.
Когда музыкальное произведение начинается с затакте (неполный такт), счет надо начинать с полного такта, за исключением тех случаев, когда на затактовые четверти или восьмые обозначено какое-то движение
Например, в вышеприведенном примере с полькой.
Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания и иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения. Освоение ранее обученных движений может осуществляться сразу под музыку. Запись на магнитофон музыкальных частей произведения может быть выполнена в двух вариантах.
В школе нет необходимости изучать все позиции ног. Достаточно использовать четыре позиции 
I позиция: пятки соединены, носки развернуты в стороны. II позиция: ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в стороны. III позиция: пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны. IV позиция: ступни обеих ног соединены и сомкнуты. Носки и колени направлены вперед. Находясь в любой из вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на мизинцы. Полной выворотности стопы в позициях от младших школьников требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.
Учитель, вводя в уроки танцевальные упражнения, должен правильно распределить и спланировать прохождение учебных разделов программы, с учетом обучения детей ходьбе, бегу в ритме счета и музыки с последующим переходом к изучению танцевальных упражнений.
Учителю необходимо определить место танцевальных упражнений в самом уроке. Программа танцевальных упражнений определена содержанием передвижения учащихся в ходьбе, беге под музыкальное сопровождение и песню, также шагами с подскоками, приставными шагами и шагами галопа в сторону.
Ходьба под музыку, песню учащихся.
Выполнение ходьбы под музыку, песню должно сопровождаться в разных ритмах и темпах с музыкальным размером 2/4, 3/4, 4/4. Учащихся необходимо учить ходить под музыку или песню с соблюдением дистанции, правильности постановки ноги в заданном темпе и ритме.
При обучении ходьбе под музыкальное сопровождение или песню учители необходимо научиться подавать команду: "Класс - стой!" По команде "Класс - стой!" учащиеся делают еще один шаг правой ногой и, останавливаясь, приставляют левую ногу к правой.
В дальнейшем учащиеся выполняют движение вместе с музыкальным сопровождением и заканчивают его в конце музыкальной фразы или куплета песни без дополнительной команды учителя.
Учащиеся начинают Движение шагом без музыкального сопровождения и заканчивают движение вместе с музыкальным сопровождением.
Учащиеся останавливаются в конце каждой музыкальной фразы.
При выполнении ходьбы учителю следует обращать внимание на постановку ноги с разворачиваемого носка наружу с постепенным перекатом на всю ступню, а это содействует мягкому передвижению.
Условие шага под музыкальное сопровождение - сохранение осанки с соблюдением мягкого, плавного и слитного выполнения движений, где руки движутся свободно вперед-назад, а ноги выполняют на каждую четверть музыкального шага - один шаг.
Движения могут выполняться в колонне по одному или в кругу, взявшись за руки, с движением вправо и влево.
После освоения ходьбы под музыку или песню следует приступить
к изучению шага с подскоком.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование правильной осанки у девочек 7-8 лет на уроках ритмики в школе"»

Актуальность. Данные исследований В.К. Бальсевича свидетельствуют, что за последние годы среди школьников увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%. Особую тревогу вызывают заболевания различные формы нарушения осанки среди школьников, которые составляют 70% от числа всех заболеваний [3].

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп. Отечественная статистика неблагоприятнее. Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях г. Москвы показали, что более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у 1/3 этих детей уже есть различные врожденные аномалии. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз. Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 18 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет[11,13].

Современный темп жизни требует от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка в младшем школьном возрасте является самым ответственным в формировании правильной осанки. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья[2,4,5,17,24,25 и др.].

Для полноценного развития детей ведущую роль в проведении оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста занимает физическая культура, которая является наиважнейшим звеном общей оздоровительной системы, проводимой в образовательном учреждении.

Однако на всех ступенях образовательного пространства, отмечается понижается ЖЕЛ; снижается сила и выносливость мышц; ухудшается состояние здоровья, что сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка[3,7,11,17,46].

В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре[11,13,17,41].

Интерес вызывает сравнение частоты распространения нарушений осанки среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте у девочек нарушения осанки в 4-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации позвоночника[11,17,31 и др.].

В этой связи актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию навыка правильной осанки у детей. Поэтому мы в нашем исследовании попытались решить проблему формирования правильной осанки с помощью ритмики на уроках физической культуры в младшей школе.



ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Танцевальные упражнения разнообразят урок физической культуры, повышают его эстетическое содержание. Возрастает воздействие танцевальных упражнений на организм школьника, если они проводятся под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение обогащает урок физической культуры, делает его насыщенным, интересным и повышает эмоциональное состояние учащихся.

На уроках физической культуры следует использовать музыку, простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру. Учитель должен подобрать соответствующую музыку, ориентируясь прежде всего на детский песенный материал. В этом случае текст песни будет стимулировать образность движений и интерес к их выполнению. Например популярные современные песни, танцевальные и песенные мелодии и формы музыкальных произведений, галопы, польки, вальсы, мазурки.

При ведении урока с музыкальным сопровождением прежде всего надо уметь правильно распределять движения по счёту. Для этого надо знать временную организацию музыкального произведения. Слушая музыку, мы должны замечать в ней равномерно повторяющиеся ударения, называемые метрическими. Они делят музыкальное произведение на такты. Такты бывают разного размера. Основной единицей движения обычно считается четверть, Если от одной ударной доли до другой отсчитывается две четверти, то получается размер такта 2/4, если три, то 3/4 и т.д.

Наиболее употребляемые двух- и трёхдольные такты. Из них образуются остальные - сложные. Из сложных наиболее распространён четырёхдольный. Размер такта указывается в начале музыкального произведения в виде дроби. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель - на длительность этих долей. Например: 2/4, 3/4, 4/4.

Не все музыкальные произведения начинаются с полного такта, т.е. с ударного звука. Многие из них начинаются с половины такта или с одной четверти, одной восьмой и т.д. Такой такт называется затактом. Счёт во время выполнения танцевальных упражнений можно вести по тактам или по четвертям. Так, например, при выполнении каких-либо танцевальных шагов счёт ведется по четвертям, а иногда и по восьмым (1-"И").

Например, танцуя польку, считать следует I - "И" - 2 - "И", потому что танцевальный шаг польки состоит из четырех движений. Каждое движение выполняется на одну восьмую, а такт польки состоит из трех четвертей или четырех восьмых. Записывать упражнения можно по тактам или по счету, либо комбинированно. Примерная схема записи шага польки вперед. И.П. - III позиции, правая нога впереди, руки на поясе.

Когда музыкальное произведение начинается с затакте (неполный такт), счет надо начинать с полного такта, за исключением тех случаев, когда на затактовые четверти или восьмые обозначено какое-то движение

Например, в вышеприведенном примере с полькой.

Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания и иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения. Освоение ранее обученных движений может осуществляться сразу под музыку. Запись на магнитофон музыкальных частей произведения может быть выполнена в двух вариантах.

Первый - музыкальное произведение записывается по частям (по 4 - 8 тактов) с интервалами 8-10 секунд. Этой записью учитель пользуется при разучивании основного танцевального упражнения. Паузы в записи дают возможность напомнить детям следующее после нее движение или повторить только что выполненное.

Второй - это запись музыкального произведения целиком для исполнения танцевального упражнения в целом. Воздействие музыки на организм учащихся многогранно, так как оно:

  • содействует эстетическому воспитанию учащихся и формированию положительных эмоций;

  • воспитывает и развивает ритм движений и слух;

  • повышает плотность урока, культуру движений и работоспособность организма.

Приступая к изучению танцевальных движений, учителю физической культуры необходимо познакомить учащихся с правильной постановкой корпуса, где плечи должны быть свободно раскрыты, лопатки слегка сближены и оттянуты вниз, живот подобран, грудь чуть приподнята, мышцы спины, ног напряжены, щек, плечи и руки (особенно кисти и пальцы) свободны от напряжения. Голову следует держать прямо. Правильная постановка корпуса необходима при исполнении всех танцевальных упражнений. Это обеспечивает не только выразительность танцевального упражнения, но и вырабатывает у учащихся правильную осанку.

В школе нет необходимости изучать все позиции ног. Достаточно использовать четыре позиции (приложение 1).

I позиция: пятки соединены, носки развернуты в стороны. II позиция: ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в стороны. III позиция: пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны. IV позиция: ступни обеих ног соединены и сомкнуты. Носки и колени направлены вперед. Находясь в любой из вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на мизинцы. Полной выворотности стопы в позициях от младших школьников требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.

Учитель, вводя в уроки танцевальные упражнения, должен правильно распределить и спланировать прохождение учебных разделов программы, с учетом обучения детей ходьбе, бегу в ритме счета и музыки с последующим переходом к изучению танцевальных упражнений.

Учителю необходимо определить место танцевальных упражнений в самом уроке. Программа танцевальных упражнений определена содержанием передвижения учащихся в ходьбе, беге под музыкальное сопровождение и песню, также шагами с подскоками, приставными шагами и шагами галопа в сторону.

Ходьба под музыку, песню учащихся.

Выполнение ходьбы под музыку, песню должно сопровождаться в разных ритмах и темпах с музыкальным размером 2/4, 3/4, 4/4. Учащихся необходимо учить ходить под музыку или песню с соблюдением дистанции, правильности постановки ноги в заданном темпе и ритме.

При обучении ходьбе под музыкальное сопровождение или песню учители необходимо научиться подавать команду: "Класс - стой!" По команде "Класс - стой!" учащиеся делают еще один шаг правой ногой и, останавливаясь, приставляют левую ногу к правой.

В дальнейшем учащиеся выполняют движение вместе с музыкальным сопровождением и заканчивают его в конце музыкальной фразы или куплета песни без дополнительной команды учителя.

Учащиеся начинают Движение шагом без музыкального сопровождения и заканчивают движение вместе с музыкальным сопровождением.

Учащиеся останавливаются в конце каждой музыкальной фразы.

При выполнении ходьбы учителю следует обращать внимание на постановку ноги с разворачиваемого носка наружу с постепенным перекатом на всю ступню, а это содействует мягкому передвижению.

Условие шага под музыкальное сопровождение - сохранение осанки с соблюдением мягкого, плавного и слитного выполнения движений, где руки движутся свободно вперед-назад, а ноги выполняют на каждую четверть музыкального шага - один шаг.

Движения могут выполняться в колонне по одному или в кругу, взявшись за руки, с движением вправо и влево.

После освоения ходьбы под музыку или песню следует приступить

к изучению шага с подскоком.

ШАГ С ПОДСКОКОМ. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения размером - 2/4.

Исходное положение - руки на поясе или свободно раскрыты в стороны - вниз.

На счет "Раз" (1-я восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед правой ногой, а левую, слегка согнутую в колене (с оттянутым вниз носком), чуть поднять вверх.

На счет "И" (2-я восьмая такта) легко подпрыгнуть (скользнуть) на носке правой ноги и немного передвинуться вперед.

На счет "два","И", (3-я и 4-я восьмая такта) выполнить то же, но начиная с левой ноги.

Варианты выполнения шага с подскоком могут быть различными.

Tак, например, его можно чередовать с обычной ходьбой.

Исходное положение - основная стойка 1-4 - четыре шага вперед; 5-8 - четыре шага с подскоком, начиная с правой. При выполнении данного упражнения дети могут передвигаться по кругу, взявшись за руки, или в колонне по два, четыре.

ПРИСТАВНОЙ ШАГ. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения размером 2/4. Является подводящим к шагу галопа.

Выполняется вперед, назад и в стороны с носка и на носках.

ПРИСТАВНОЙ ШАГ ВПЕРЕД.

Исходное положение - III позиция - правая впереди, руки на пояс. На счет "раз" - скользя правым носком вперед по полу, шаг на всю стопу, левая сзади на носке;

На счет "два" - скользящим движением по полу приставить левую к правой.

ПРИСТАВНОЙ ШАГ В СТОРОНУ.

Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе.

На счет "раз" - сделать шаг правой ногой вправо, левую чуть отделить от пола, смотреть вправо. На счет "два" - приставить левую ногу к правой с легким акцентом и притопом. В левую сторону исполняются те же движения, начиная с левой ноги. Аналогично выполняется приставной шаг назад.

Учитель должен следить за тем, чтобы движения выполнялись не "механически", а с задором, весело и носили танцевальный Характер. Варианты выполнения приставных шагов могут быть различными:

  • вариант приставных шагов с хлопками;

  • вариант приставных шагов в сторону с подниманием на носки;

  • вариант танца - игры "Хлопки".

ШАГ ГАЛОПА. Исполняется на один такт музыкального произведения размером 2/4.

По характеру галоп динамичен, стремителен и выполняется вперед, назад и в сторону.

ШАГИ ГАЛОПА В СТОРОНУ.

Исходное положение - IV позиция, руки свободно опущены вниз.

На счет "раз" (1-я восьмая такта) - сделать небольшой шаг правой ногой вправо, слегка присесть.

На счет "И" (2-я восьмая такта) - подтянуть левую ногу к правой и как бы подбить правую ногу, ударяя пяткой левой ноги о правую. Правую ногу чуть отвести в сторону.

На счет "два" и "И" (3-я, 4-я восьмая такта) - повторить те же движения и т.д.

Шаг галопа влево начинается с левой ноги.

Шаг голопа вперед, назад делается так же, как и в сторону, но при выполнении шага галопа вперед исходным положением является III позиция, правая нога впереди, руки на поясе. Шаги галопа выполняются слитно, в виде скользящих прыжков. Учителю необходимо при изучении шага галопа соблюдать определенную последовательность в обучении:

  • повторять приставные шаги в различных ускоряющихся темпах;

  • шаги галопа выполнять без музыкального сопровождения;

  • шаги галопа выполнять в медленном темпе, а затем в нужном темпе под музыкальное сопровождение.

Программа танцевальных упражнений усложняется за счет чередования различных движений и характера музыкальных произведений, где вместо приставных шагов, шагов галоша, учащиеся познают переменный шаг, шаг польки и сочетание танцевальных шагов с видами ходьбы.

ПЕРЕМЕННЫЙ ШАГ - основа танцевальных шагов польки, русского танца, вальса и др. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер - 2/4. Переменный шаг выполняется с носка с движением туловища и головы в ту сторону с какой ноги выполняется шаг. Движения могут следовать вперед, назад и в стороны. Он состоит из двух шагов:

приставного шага и шага впереди стоящей ноги.

Так, например: исходное положение - III позиция ног, правая впереди, руки на поясе.

На счет "Раз" - "Два" - приставной шаг с правой вперед;

На счет "Три" - шаг правой вперед, левая сзади на носке;

На счет "Четыре" - пауза.

То же с левой ноги.

Переменный шаг назад выполняется так же, как вперед, но движение начинает нога, стоящая сзади.

Переменный шаг в сторону выполняется с поворотом кругом. Например: исходное положение - III позиция, руки на пояс. На счет "раз" - "два" - приставной шаг вправо (влево); На счет "три" - шаг правой (левой) в сторону; На счет "четыре" - поворот направо (налево) кругом и пауза. Изучая переменный шаг, следует повторять приставной шаг в различных направлениях и чередовать с танцевальными шагами.

ШАГ ПОЛЬКИ - разновидность переменного шага, выполняется на прыжковой основе вперед, назад и с поворотом кругом. Движения начинаются из-за такта музыкального произведения. Размер 2/4. Шаг польки выполняется из исходного положения - III позиция ног, правая впереди, руки на пояс.

На счет "И" - небольшой подскок на левой, правая вперед - книзу; На счет "раз" - приставной шаг вперед с правой, выполненный замедленным прыжком; На счет "И" - шаг вперед правой;

На счет "два" - прыжок на правой, левую вперед - книзу; то же с другой ноги.

Шаг польки назад может выполняться так же, как вперед, а шаг польки с поворотом кругом может выполняться как переменный шаг в сторону, но c двумя легкими прыжками: на приставном шаге в сторону и при повороте кругом.

Полька вначале выполняется в медленном темпе, затем в заданном легко и изящно, с подскоком на затакт в музыке. Приставной шаг следует выполнять легким, чуть заметным прыжком, помнить, что в одном шаге польки два прыжками выполнять их необходимо поочередно то с правой, то с левой ноги.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ШАГА ПОЛЬКИ:

  • шаг польки вперед с ходьбой;

  • сочетание шага польки вперед с подскоком;

  • шаг с притопом, который сочетается с танцевальными шагами и ходьбой.

ШАГ С ПРИТОПОМ можно исполнять на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Исходное положение - ноги вместе, руки на пояс.

На счет "раз" (1-я восьмая такта) - топнуть правой ногой.

На счет "И" (2-я восьмая такта) - топнуть левой ногой.

На счет "два" (3-я восьмая такта) - топнуть правой ногой.

На счет "И" (4-я восьмая такта) - пауза.

То же о левой ноги.

Шаг с притопом выполняется легко, задорно, всей ступней. Голова и плечи повернуты в сторону притоптывающей ноги, причем притоп может выполняться в сочетании с другими шагами: приставной шаг вправо с притопом и т.д.

Кроме вышеперечисленных танцевальных шагов, учителю можно рекомендовать:

ПРИПАДАНИЕ. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.

Движение начинается из-за такта.

Исходное положение - основная стойка.

На счет "И" - правая нога, слегка отделившись от пола, отводится в правую сторону.

На счет "раз" - шаг правой ногой вправо, отпускаясь на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене; тяжесть тела перенести на правую ногу, левую, отделив от пола, подтянуть к правой ноге сзади.

На счет "И" - левая нога, не выпрямляясь до конца в коленном суставе, опускается на передний свод стопы сзади правой ноги, где тяжесть тела необходимо перенести на левую ногу, слегка отделить от пола правую.

На счёт "два" - "И" выполняются те же движения, что на "раз" - "И"

КОВЫРЯЛОЧКА С ПРИТОПОМ. Исполняется на два такта музыкального произведения. Размер 2/4.

Исходное положение - основная стойка.

На счет "раз" - поставить правую ногу в сторону на носок, пяткой вверх - наружу.

На счет "два" - поставить на пятку, подняв носок вверх.

На счет "три" - сделать притоп правой;

На счет "И" - притоп левой;

На счет "четыре" - притоп правой.

То же о левой ноги.

Программа танцевальных упражнений закрепляется и совершенствуется шагами галопа в парах, польки, а также сочетанием раннее изученных танцевальных шагов и русского медленного шага.

РУССКИЙ МЩЩКННЫЙ ШАГ. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.

Исходное положение - III позиция, правая впереди, руки на пояс.

На "раз" - шаг правой вперед;

На "два" - шаг левой вперед;

На "три" - шаг правой вперед в полуприсед на ней, небольшой поворот туловища и головы влево, левую ногу, скользя всей стопой по полу, подвинуть к правой;

На "четыре" - встать на правую, левую скользящим движением разогнуть вперед - книзу.

То же с другой ноги.

Движение выполняется с носка, широко, размеренно и мягко, а скользящее движение выполняется всей стопой по полу в полуприседе на опорной ноге.

ПОЭТАПНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ:

  • учащиеся выполняют только шаги с носка медленно, широко и легко;

  • учащиеся выполняют шаги в полуприседе на опорной ноге с приставлением ноги легким ударом;

  • учащиеся выполняют русский медленный шаг слитно с подключением движения рук.

3.4.2. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Воспитывая у детей чувство ритма, учитель повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть физического совершенствования. Воспитывать это чувство необходимо на уроках физической культуры. Целесообразно включать в каждый урок одно-два специальных упражнения или одну игру. Вначале следует применять самые простые ритмические упражнения - ходьба, бег в медленном и среднем темпе под счет, хлопки, музыку, в дальнейшем задания постепенно усложнять. Давать ритмированную ходьбу с различными движениями рук, разнообразными сочетаниями медленной и быстрой ходьбы, бега, скачков соответственно характеру хлопков и музыки. Выполнение комбинаций разной длительности, прихлопывая ладонями, простукивая указкой музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4 и т.д.

Развитие чувства ритма в процессе ритмической ходьбы.

  1. Ходьба под счет разной длительности,

  2. Ходьба с хлопками:

-  хлопки в ладоши на 1,2,3,4 шага;

-хлопки в ладоши на 1,2 шага;

-хлопки в ладоши на I шаг.

3)Ходьба с движением рук:

-шаг левой, руки в стороны; - шаг правой, руки вверх; -шаг левой, шаг правой; -шаг левой, руки в стороны; -шаг правой, руки вниз; -шаг левой, шаг правой.

  1. Ходьба с "дирижированием".

  2. Ходьба с произнесением слов и хлопками в ладоши и т.д.

Слова необходимо произносить четко, одновременно с постановкой ноги и выполнением жеста.

Учитель, составляя подобные задания, может использовать названия предметов, загадки, пословицы, стихи, которые учащиеся будут читать в заданном ритме или по одному, соблюдая условие ясное, четкое произношение слов. Такие задания развивают чувство ритма и вырабатывают хорошую дикцию.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ТАНЦЫ.

Знакомя детей с движением и музыкальным сопровождением в их единстве, учитель для каждой музыкальной игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное двигательно-музыкальное задание. Выбор приема зависит как от педагогической направленности самого материала, так и от тех задач, которые ставит перед собой учитель.

Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, учитель либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но ни в коем случае он не должен подсказывать им движения. Если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах игр, танца, учитель называет эти движения, и предоставляет детям действовать соответственно характеру музыки, где они сами придают движению нужную выразительность.

Если нужно, чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму движения первого начала, учитель выразительно и четко показывает его детям; затем они сами исполняют его, окрашивая своим пониманием музыки.

Желая дать детям повеселиться под незатейливую радостную музыку, учитель может просто исполнить движение в паре с одним из учеников, а затем предложить выполнять всем детям.

Так, например, совсем новым и интересным кажется упражнение, в котором движения, исполнявшиеся прежде просто в колонне, вдруг превращаются в красивое коллективное действие, игру, по-новому раскрывающие эмоциональное содержание музыки. В работе над материалом не следует торопить детей, опережая возможности их восприятия.

Но задания могут выполняться и под музыкальное сопровождение. Например:

  • ходьба под маршевую музыку с хлопками на 1 и 3,а затем 1 и 4 доли четырёхдольного такта;

  • ходьба и бег соответственно характеру музыки (тихо, быстро, с акцентом, с остановками);

  • простые упражнения под музыку, написанные в разных размерах (марш, вальс, полька, фокстрот и др.);

  • парные и групповые упражнения под музыку;

  • ритмические упражнения и музыкальные игры.

УПРАЖНЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ. Музыкальный размер 4/4.

I. На "раз" - шаг левой.

На "два-четыре" - пауза.

Те же с правой ноги.

II. На "раз" - шаг левой.

На "два" - пауза.

На "три" - шаг правой.

На "четыре" - пауза.

III. Шаги на сильные доли такта и хлопки в ладоши на слабые.

На "раз" - шаг левой.

На "два" - пауза, левая рука в сторону.

На "три" - шаг правой.

На "четыре" - пауза, правая рука в сторону.

Аналогично можно выполнять движения руками вперед, вверх, назад и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Учащиеся идут по кругу парами, держась за руки, делая три переменных шага и остановку (три тахта музыки). На 4-м такте останавливаются только правые в парах. Левые 4-мя короткими шагами перебегают вперед и берут за руки правого из пары, идущей впереди, В новом составе пары снова идут вперед. На 4-м такте останавливаются левые в парах, а правые перебегают короткими шагами вперед и соединяются снова со своей парой.

Вариант: Начинают переходить левые в парах. Заканчивается упражнение, когда каждый из них, обойдя всех правых, снова соединится с своей парой. Потом начинают правые в таком же порядке.

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

Учащиеся слушают музыку и определяют ее характер и музыкальный размер. Учитель предлагает детям пройти по кругу, делая шаг на каждую долю такта, затем по одному шагу на начало каждого такта (на "раз").

Дети встают в круг лицом к центру и рассчитываются по порядку, выполняя по очереди следующие движения: На "раз" 1-го такта первый номер подает левую руку второму номеру. Второй номер подает ему правую руку на "раз" 2-го такта. На "раз" 3-го такта второй номер в свою очередь протягивает свою руку третьему номеру, тот подает ему правую руку на "раз" 4-го такта и т.д. Когда все стоящие в кругу соединяются таким образом за руки, то начинают двигаться влево по кругу обычным шагом, делая на такт один шаг. По окончании музыкальной фразы дети останавливаются и опускают руки.

УПРАЖНЕНИЕ № 4.  Учащиеся слушают музыку, определяют характер, темп, музыкальный размер и перестраиваются в 4  или  6   кругов по 8 человек.

На первую часть музыкальной фразы все по очереди, начиная с первого номера, подают руку стоящему справа, поворачивая к нему голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Так же поочередно каждый подает свою левую руку ученику, стоящему слева. Таким образом, круги должны сомкнуться к концу первой части музыки,

На вторую часть музыкального сопровождения учащиеся, стоящие в кругах, движутся вправо следующим образом: начиная с правой ноги все делают вправо б   подскоков с ноги на ногу, затем пробегают 4 шага (по 2 шага в такт). Далее делают еще 6 подскоков и 3-мя быстрыми шагами заканчивают движение, опуская руки под окончание музыкальной фразы.

УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ.

ПЕРЕБРОСКА МЯЧА. Игру проводят под музыкальное произведение размером 3/4. Необходимо определить размер музыкального произведения, различить первую и вторую части произведения.

Учащиеся выстраиваются в круг, на интервал одного - двух шагов друг от друга, имея один мяч.

На первую часть музыкального произведения перебрасывают мяч соседу справа. Бросок выполнять на счет "раз", ловить на счет "два" каждого музыкального такта.

На вторую часть музыкального произведения мяч перебрасывают друг другу через учащегося, стоящего в центре круга. Учащиеся выполняют бросок на счет "раз" одного такта, а ловят на счет "два" следующего такта.

При возобновлении первой части музыкального произведения, мяч снова перебрасывается вправо или влево.

Можно перебрасывать мяч вправо (влево) на счет "раз" и ловить на счет "три" того же такта и т.д.

"ВОРОТЦА".

Дать понятие о длительности ритмических рисунков, четвертей и восьмых в музыкальных частях произведения размером 2/4, 4/4.

Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые.

На начало марша пары идут по кругу» сохраняя интервалы. На "раз" 8-го такта учитель подает команду: "Первые" или "Вторые" Пары, номера которых были названы, останавливаются и образуют "воротца", повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх. Неназванные "вторые" или "первые" пробегают в образовавшиеся "воротца", причем правый в паре бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Музыкальное произведение начинается сначала, пары снова идут по кругу и игра начинается вновь.

Если пар много, можно образовать два, три круга, расположенных в разных частях зала. Самое главное, чтобы дети успевали на четыре музыкальных такта обежать свой круг и начать игру снова,

Класс делится на 3 команды. Каждая команда делится пополам и строится в колонны друг против друга. Между двумя половинами команда на полу нарисованы (обозначены) восемь кружков ил линий, положены гимнастические обручи . Расстояние между ними 30-60 см. Капитаны команд ,имеющие в руках флажки, стоят направляющими в своих командах.

По сигналу учителя капитаны в заданном ритме передвигаются шагом, бегом или прыжками по кружочкам или линиям. На каждую музыкальную длительность ритмического рисунка делается один шаг. Капитаны противоположной части команда, получившие флажки, в том же ритме проходят, пробегают или прыгают по кружочкам (линиям) и передают флажки следующим ученикам, а сами становятся в конец противоположной колонны.

За каждое нарушение ритма команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

КРУГ И КРУЖКИ.

Класс делится на четыре команды. Команда строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде учителя или музыкальному сигналу все выстраиваются в середине зала в общий круг и под вальс выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу . Когда мелодия звучит громко, все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других. Игра начинается снова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗМЕЙКА.

Класс делится на три команды и выстраивается в колонны, в указанных учителем местах зала. Учитель выбирает две мелодии, например, польку и вальс. Под польку все учащиеся передвигаются в зале "змейкой", под вальс выполняют прыжки на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекратилась, все бегут на свои места.

Выигрывает колонна, которая раньше построилась.

Играющие делятся на 3-4 команды и становятся в круги лицом к центру круга. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками, передвигаются по залу, площадке (в соответствии с характером музыкального произведения). Музыка прекращается, все приседают и закрывают глаза. Игроки с флажками по указанию учителя переходят на другие места. После слов учителя: "К своим флажкам!" играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну, шеренгу и т.д. по указанию учителя).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Формирование правильной осанки у девочек 7-8 лет на уроках ритмики в школе"

Автор: Гапон Анжела Станиславовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290783

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства