Физическая культура - это совокупность достижения общества, оказывающего влияние на физическое развитие и образование человека, а также сам процесс деятельности людей в этой области. Это часть культуры общества, и основная функция её – удовлетворить потребности людей физической культурой в самых различных направлениях. Одно из направлений – физическая реабилитация – восстановление частично утраченных или ослабленных функций организма при помощи лечебной физической гимнастики.
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушениями зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития. Известно, что дети с нарушениями зрения имеют определенную специфику развития. Если в росте они отстают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации, в весе они превышают возрастные нормы. С целью предупреждения и преодоления у детей отклонений в физическом развитии и двигательной сфере целесообразно введение комплексного подхода к развитию их физических и зрительных возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.
Комплексный подход в физическом воспитании рассматривается как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, а также выбор адаптивных средств физического воспитания с учетом психофизических возможностей детей. Комплексное физическое воспитание учеников с нарушениями зрения тесно связано с развитием их зрительного восприятия, ритмической деятельности, пространственной ориентировки, мелкой моторики и крупной мускулатуры, с овладением основными двигательными умениями. В связи с этим задачи комплексного содержания реализуются с учетом развития зрения, формирования зрительно-двигательных взаимосвязей на основе полисенсорного характера воспитания и обучения учеников второго класса движениям.
Такой подход к решению задач физического воспитания в моей школе имеет важное компенсаторное значение. Доразвитие мышц с помощью физиотерапевтических мероприятий, лечебной физической культурой, ритмики, специального массажа способствует активному восстановлению у детей нарушенных функций и включению их в процесс восприятия действительности и изучения пространственно-ориентировочной деятельности. Я в течение года проводила лечебную физическую культуру во втором классе IV вида (для детей с ослабленным зрением).
Часто нарушения зрения обуславливают вторичные отклонения в двигательной сфере: нарушение координации движений, точности, функций равновесия, пространственной ориентировки. Координационные способности – это комплексное качество, которое проявляется в следующих формах:
- Способность к координации движения в пространстве;
- Способность к точному воспроизведению движений;
- Способность сохранения равновесия;
- Способность к изолированному напряжению;
Чем шире и богаче умения и навыки движений, тем легче и проще перестраиваются и приобретаются новые движения. Развитие координационных способностей может происходить под влиянием как комплексных, так и избирательных упражнений. Комплексные - подвижные игры - носят характер общего воздействия на ученика отдельных движений, которые выполняются в различных вариантах и сочетаниях. Избирательные упражнения – составляют основу координационных способностей.
а) упражнения под счет 1-8, 1-16;
б) специальные упражнения на точность движений;
в) специальные упражнения на точность мышечных усилий (жонглирование);
г) упражнения, связанные с сохранением равновесия в различных условиях опоры;
д) специальные упражнения на расслабление;
Ведущим методом в воспитании координационных способностей является вариативный (разные варианты исполнения). При использовании комплексных упражнений двигательная деятельность должна характеризоваться меняющейся обстановкой, быстрой сменой двигательных задач. Занятия упражнениями избирательного характера должны отличатся постоянным изменениям. Повторение упражнений на координацию должно быть только до правильного выполнения, затем его надо изменить.
Дозировка упражнений для воспитания координационных способностей не должна быть большой. Но работа над развитием координации должна проводиться систематически. Интервал отдыха при повторении обеспечивает полное восстановление.
Я в течение учебного года на занятиях лечебной физической культуры систематически уделяла внимание координационным способностям. Прежде всего, большая роль отводится движениям, жизненно необходимым для ребенка. Например, возможность зрительного сосредоточения предусматривается в заданиях с метанием (метание мяча в цель с прослеживанием траектории полета).
На первых этапах обучения метанию, как правило, бывает много ошибок: случайный выбор мишени, ориентирование сначала на цвет. Когда одним из условий при выполнении задания становится результативность «кто больше забросит мячей в мишень, тот считается выигравшим», то постепенно исчезают случайность действий и выполнение заданий по методу проб и ошибок: случайный выбор мишени, ориентирование сначала на цвет, необычную форму. Когда одним из условий при выполнении задания становится результативность «кто больше забросит мячей в мишень, тот считается выигравшим», то постепенно исчезают случайность действий и выполнение заданий по методу проб и ошибок. На основе хорошо сформированного навыка легче осуществлять развитие зрительного восприятия у детей.
В этом случае детям не приходится напоминать о необходимости прослеживания траектории полета мяча или сосредоточения взгляда на отдельных фазах метания, в частности замахе. О достаточно глубокой осознанности при выполнении данных заданий мы можем судить по высказываниям детей: «Я увидел, когда мяч коснулся пола», «Я заранее «видел», куда упадет мой мяч», «Почему -то, когда я слежу за мячом, он летит у меня дальше, глаза, что ли, помогают?» и др.
Принцип индивидуально- дифференцированного подхода учитывается и в выборе предметов для метания (от мелких теннисных мячей до мячей крупного размера).
Расстояние для метания целесообразно устанавливать одинаковым для всех детей, так как это всем дает возможность выполнить программные требования. Создание комфортности для зрения и работы зрительных функций при метании способствует обеспечению результативности метания. Так, в вертикальную цель после обучения попадали 9 из 11 детей, причем во всех трех контрольных попытках. Такой же результат отмечался и в самостоятельной деятельности детей.