Инновационные речевые технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Что такое инновация? Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
В нашей стране ведется интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, поиски организационных форм их воспитания и обучения, разработка новых коррекционных технологий. Доказано, что раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности.
Для обеспечения эффективного обучения и коррекционной работы используем инновационные технологии:
Речевые технологии:
- логопедическая ритмика;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика.
Речевые технологии
Логопедическая ритмика
Цель представленной технологии: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо - ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логоритмика – это комплексные занятия по развитию речи детей, опирающиеся на связь музыки, слова и движения.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.
Логопедическая ритмика способствует непосредственному развитию речи детей: активизации артикуляционных навыков, пополнению активного и пассивного словарного запаса, произношению слова по слогам, т.е. формированию слоговой структуры, умению понимать обращенную речь, активно произносить, договаривать звуки, слоги, слова, регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо-громко, низко-высоко) и т.д.
В работе с детьми педагогами детского сада используются различные логоритмические приемы, а так же активно применяется Методика Железновых, она же «Музыка с мамой».
Характерной особенностью этой методики является:
- игровая форма подачи учебного материала,
- комплексный характер,
• доступность и практичность использования.
В методике используются:
- Музыка классическая, но в то же время яркая и образная, современная
танцевальная
- Слова и тексты песен простые и доступные для детей
Логоритмические упражнения включают следующие элементы:
- Музыкально-ритмические движения
Одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.
- Дыхательные упражнения
Помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
- Мимические упражнения
Способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
- Упражнения для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Развивая пальчики – развиваем речь!
- Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности
Воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
с друзьями и взрослыми.
- Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
- Подвижные игры под музыку
Способствуют снятию напряжения, мышечных зажимов, снижению агрессивности, развитию чувственного восприятия, гармонизации отношений между ребенком и взрослым. Полезны для здоровья, так как развивают основные двигательные навыки, формируют правильную осанку, тренируют вестибулярный аппарат и способствуют профилактике плоскостопия.
- Игровой массаж (Сказочки - щекоталочки)
Оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
- Сказочки- подражалочки
Веселые сказочки - подражалочки помогают воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы. Развить у ребенка чувство ритма, координацию, а также быстроту реакции и внимательность.
- Сказки – шумелки
Основаны на звукоподражаниии на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками,
что способствует развитию творческой фантазии совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей
· формирует навыки общения
· развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок
· развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы
- формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
- развивается выдержка.
Еще один элемент логоритмика это – видеопрезентации, что еще раз доказывает нам то, что методика адаптивна и может
- использоваться на занятиях, как элемент ТСО
- в виде обучающего пособия для родителей
Ребёнок помимо развития речевого, зрительного и слухового восприятия, приобщается к осваиванию современных технологий (телевизор, компьютер, сотовый телефон, ноутбук планшет и т.д.)
В методике используется большое количество аудио и видео пособий, методической литературы к каждому диску
Примерный перечень Дисков Железновых:
- с песенками – потешками
- с пальчиковыми играми
- с подвижными играми
- с песенками – инсценировками
- с физкультминутками (жестовые и подражательные игры)
- со сказочками – шумелочками
- изучение букваря (русского и английского)
- изучение счета до 10ти (прямой и обратный)
- изучение таблицы умножения
- с игровыми массажами
- аэробика для малышей
- гимнастика для малышей
- с колыбельными
Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.