Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по легкой атлетике для учащихся 6 класса.»
Дидактический материал по легкой атлетике для учащихся 6 класса
Теоретические сведения:
Виды легкой атлетики в школьной программе, их значение для совершенствования физической подготовленности.
Навыки и умения
Бег на короткие дистанции
Техника стартового разгона и бега с максимальной скоростью на дистанции
Выполняя первые шаги после старта, многие учащиеся преждевременно выпрямляются. Учителю физической культуры следует помнить, что угол наклона туловища в стартовом разгоне зависит не только от техники выполнения бега со старта, но и от уровня развития скоростно-силовых качеств школьников. Поэтому при недостаточной подготовленности учащихся преждевременное выпрямление туловища не следует рассматривать как ошибку в технике стартового разгона. В этих случаях большее внимание следует уделить специальным упражнениям, направленным на укрепление мышц, выполняющих нагрузку при стартовом разгоне.
Упражнение 1. Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревочки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту в 1,5—2 м от линии старта. Если планку держит учитель, то он должен стоять за стартующим или сбоку от него.
Упражнение 2. Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной назад.
Упражнение 3. Бег с низкого старта через расставленные на первых 'пяти-шести шагах набивные мячи (диаметром 15—20 см) с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставится.
Упражнение 4. Подскоки на месте 5—7 с. с переходом на бег по дистанции.
Упражнение 5. Подскоки на двух ногах на месте (или с небольшим продвижением вперед) в «разножке» (со сменой положения ног) 5—7 с. с переходом на бег по дистанции.
Упражнение 6. Прыжки на месте вперед-назад 5—7 с. с переходом на бег по дистанции: а) из положения прыжок назад; б) из положения прыжок вперед.
Упражнение 7. Смена ног прыжками 5 с. из положения выпада вперед с переходом на бег по дистанции.
Упражнение 8. Бег с высоким подниманием бедра на месте 5 с. с переходом на бег по дистанции.
Упражнение 9. Семенящий бег на месте 5 с. с переходом на бег по дистанции.
Упражнение 10. Бег с низкого старта 10—15 м с сохранением оптимального наклона туловища.
Методические указания к упражнениям 8, 9: движения на месте выполняются в быстром темпе.
Методическая последовательность
обучения технике бега по дистанции
Упражнение 1. Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на поясе или опущены вниз. Туловище прямо (не отклонять).
Упражнение 2. Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания:
а) поднимать бедро выше;
б) быстрее опускать и ставить ногу;
в) чаще работать бедрами;
г) выше держаться на стопе;
д) тверже ставить стопу.
Это упражнение можно выполнять стоя на месте в положении упора под разными углами или без упора, а также с небольшим продвижением вперед.
При выполнении упражнения с продвижением вперед следить, чтобы плечи не отклонялись назад и не напрягались, для чего руки можно держать на поясе. Бедро поднимается до горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется.
Наиболее характерные и часто встречающиеся ошибки при беге с высоким подниманием бедра следующие:
а) неполное разгибание опорной ноги в коленном суставе;
б) касание грунта пяткой во время опоры;
в) отведение таза назад с некоторым опусканием вниз;
г) разведение коленей в стороны (особенно в конце упражнения);
д) отклон туловища назад;
е) поднимание плеч и чрезмерная закрепощенность плечевого пояса.
Упражнение 3. Освоение прямолинейности движения,
постановки стоп без разворота носков: а) бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20—30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;
б) бег по прямой линии шириной 5 см (стопы ставятся по линии и параллельно ей); в) бег по гимнастическим скамейкам.
Упражнение 4. Бег прыжками с ноги на ногу. Это упражнение способствует выработке широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется во всех суставах, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх, туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах и работают так же, как во время бега.
Упражнение 5. Бег с высоким подниманием бедра 10—15 м с переходом в бег по дистанции.
Упражнение 6. То же, но выполняя упражнение по прямой линии шириной 5 см.
Упражнение 7. Бег прыжками 10—15 м с переходом в бег по дистанции.
Упражнение 8. Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.
Упражнение 9. Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.
Упражнение 10. Разучивание отталкивания ногой. Бег в медленном темпе: по сигналу — прыжок «в шаге» (отталкиваясь то левой, то правой ногой).
Упражнение 11. Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.
Упражнение 12. Бег на время с хода (20, 30 м).
Техника движения рук при беге
От характера работы рук в значительной степени зависит темп передвижения и характер бега: энергичные движения рук способствуют увеличению скорости движения ног, однако нужно постоянно следить за сохранением свободы движений и легкости бега.
Упражнение 1. В основной стойке или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движения руками. Контролировать положение плеч и движение локтями назад. Обычно это упражнение выполняется напряженно: приподняты плечи, судорожно сжаты пальцы. Команда расслабить мышцы рук и плечевого пояса в большинстве случаев не воспринимается учениками. Тогда учитель предлагает им выполнять упражнение, предельно напрягая мышцы плечевого пояса, и рук, а вслед за этим подает команду расслабить мышцы и продолжать движение свободно, без напряжения. Несколько раз по ходу движения учитель дает указания: «напряженно», «расслабленно». Благодаря этому школьники улавливают и осознают разницу в состоянии мышц и обучаются выполнять команду «Расслабленно!». Затем упражнение повторяется в ходьбе, медленном и быстром беге. Многократное выполнение упражнения приводит к образованию умения расслаблять мышцы.
Упражнение 2. Движение руками как при беге из исходного положения, ноги на ширине плеч, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.
Упражнение 3. Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из И. п. — наклон вперед.
Упражнение 4. Беговые движения руками на месте в различном темпе.
Методические указания: упражнения 1 - 4 выполняются сериями по 10—15 с. не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к ненужным движениям головой, подниманию плеч, раскачиванию туловища.
Упражнение 5. Бег в медленном темпе, сохраняя необходимый угол сгибания рук и правильную осанку.
3. Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике бега на короткие дистанции
1. Неполное выпрямление ноги при отталкивании и при выполнении первого шага.
2. Забрасывание голени назад — вверх после отталкивания от колодок.
3. Первый шаг излишне широкий или чрезмерно короткий.
4. Преждевременное принятие положения туловища, характерное для бега по дистанции (раннее выпрямление туловища).
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
1. Техника разбега в сочетании с отталкиванием.
Упражнение 1. Имитация техники движения маховой ноги при отталкивании. И. п. — толчковая нога на всей ступне впереди, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Перенести вес тела на толчковую ногу, а согнутую в колене маховую поднять вперед-вверх до уровня таза.
Упражнение 2. И. п. — толчковая нога впереди, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Имитация движения плечевого пояса и рук при отталкивании, потянуться вверх.
Упражнение 3. То же, но в ходьбе на месте.
Упражнение 4. Имитация техники движения рук и ног в отталкивании. И. п. — толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро согнутой в колене маховой ноги поднять до уровня таза и одновременно сменить положение рук.
Упражнение 5. Имитация движений рук и маховой ноги в сочетании с отталкиванием. И. п. — толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога, согнутая в колене, отведена назад в безопорном положении.
Выполнить мах, отталкивание и вернуться в и. п. Упражнение выполнить непрерывно 4—5 раз подряд. Взлет строго вверх. Туловище держать прямо, не наклонять к маховой ноге. Приземляться только на толчковую ногу, маховую на опору не опускать.
Упражнение 6. Стоя на маховой ноге, толчковая нога, согнутая в колене, выведена вперед и находится в безопорном положении. Выпрямить толчковую ногу в коленном суставе, активно поставить ее «загребающим» движением на опору примерно на одну стопу впереди себя с одновременным выведением «на ногу» тазобедренной области.
Следить за прямым положением туловища и опорной ноги.
Упражнение 7. То же с продвижением вперед приставным шагом.
Упражнение 8. И. п. то же, что и в упражнении 6. С активной «загребающей» постановкой толчковой ноги на опору вывести маховую ногу 'вперед-вверх (голень не выхлестывать вперед) с одновременным движением плечевого пояса и рук.
Упражнение 9. Из положения стоя в шаге, маховая нога впереди вывести толчковую ногу вперед и выполнить отталкивание. Толчковую ногу ставить выпрямленной под острым углом на опору (на всю стопу), с последующим быстрым переходом на переднюю ее часть. Взлет строго вверх. Приземляться только на толчковую ногу.
Упражнение 10. Имитация отталкивания в ходьбе через один шаг.
Упражнение 11. Имитация отталкивания в ходьбе через три и пять шагов.
Упражнение 12. Многократные прыжки в шаге, отталкиваясь через 1, 3, 5 шагов.
Основное требование при выполнении отталкивании сериями — взлететь вперед-вверх с небольшой паузой, как будто перепрыгивая через лужу, канаву или подобное препятствие, что способствует большей естественности движений.
Упражнение 13. Прыжки в длину с 3—5 беговых шагов через 3—4 препятствия (набивные мячи, скамейки и т. п.), отталкиваясь толчковой ногой.
Упражнение 14. Прыжки с 4—8 беговых шагов через горизонтальное препятствие (коридор шириной 1,5— 2,5 м). Приземляться на маховую ногу с последующим пробеганием вперед. Для стимулирования мощности отталкивания и высоты прыжка можно на середине горизонтального препятствия положить набивной мяч.
Упражнение 15. Из положения толчковая нога впереди, наклонив туловище, начать разбег, постепенно выпрямляя туловище.
Упражнение 16. Прыжки в длину с короткого разбега через планку (веревку, резиновую ленту), установленную на высоте 40—50 см на расстоянии, равном половине прыжка от бруска.
Упражнение 17. Прыжки в длину с 6—7 беговых шагов, применяя технику прыжка способом «согнув ноги» в целом, с отталкиванием от гимнастического мостика.
В прыжках после вылета в положении «шага» не следует спешить подтягивать толчковую ногу к маховой, так как раннее выполнение группировки увеличивает вращательный момент тела вперед и вызывает потерю равновесия в полете. Все это заставляет учащегося раньше времени выполнять приземление (раннее опускание ног). На движения рук в полете не обращать внимания.
2. Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»
Элементы техники
Основные ошибки
1. Разбег и подготовка к отталкиванию
1. Напряженный, скованный разбег
2. Чрезмерно быстрое начало разбега с замедлением скорости перед отталкиванием.
3. Отсутствие ритмичного стандартного разбега.
4. Отклонение в длине шагов уже в начале разбега и попытки «подобрать» шаги при подбегании к месту отталкивания.
5. Излишнее приседание на последних шагах разбега.
6. Растягивание последних шагов в разбеге и особенно последнего.
7. Непопадание на брусок толчковой ногой.
2. Отталкивание
1. Далекое, стопорящее выставление вперед на брусок толчковой ноли (постановка ноги с пятки).
2. Недостаточно активная («загребающая») постановка ноги на брусок.
3. Постановка ноги на место отталкивания расслабленными мышцами, особенно стопы.
4. Излишний наклон туловища вперед или назад.
5. Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги во всех суставах.
1. Метание мяча на дальность с 3 – 4 бросковых шагов.
Упражнение 1. И. п. — встать левым боком в направлении броска. Выпрямленная правая рука отведена назад на уровне плеча. Вес тела на правой согнутой ноге. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии примерно 2,5—3 стон от правой. Левая рука перед грудью.
Выполнить окрестный вынос ноги перед левой, после чего нога возвращается в и. п. Длина этого шага 1—2 стопы.
И. п. — встать левым боком к направлению метания, держа правую согнутую ногу скрестно перед левой (над опорой).
Упражнение 2. Выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую, во время которого левая нога выводится вперед без опускания (постановки) на опору.
Упражнение 3. То же, но с постановкой левой ноги на опору.
И. п. — встать левым боком к направлению броска. Вес тела на правой согнутой ноге. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 3 стоп от правой.
Упражнение 4. То же, но с выполнением броска мяча.
И. п. — встать левым боком к направлению броска. Вес тела на правой согнутой ноге. Туловище слегка наклонено назад, выпрямленная правая рука отведена назад на уровне плеча. Левая нога выпрямлена и слегка приподнята над грунтом (15—20 см).
Упражнение 1. Выполнить активную постановку левой ноги на опору. В момент касания опоры быстро вынести правую ногу вперед (т. е. выполнить окрестный шаг) и поставить левую ногу в положение шага для броска.
Упражнение 2. То же, но с поворотом туловища в направлении броска и со взятием мяча «на себя».
Упражнение 3. То же, но с выполнением броска мяча.
Методические указания
При выполнении окрестного шага у школьников встречаются следующие ошибки: с шагом правой ногой они наклоняют плечи влево, с постановкой правой ноги наклоняют туловище влево.
Устранению этих недостатков помогает многократное выполнение окрестного шага. При этом обучающегося надо удерживать за правую выпрямленную руку. Учитель направляет его движения и напоминает ему о правильном положении туловища и о том, что ноги должны «убегать» вперед.
2. Метание мяча в горизонтальную цель шириной 1х1 м с расстояния 8 м.
Упражнение 1. И. п. — стоя ноги врозь (на ширине плеч), мяч в полусогнутой руке над плечом, выше головы на 15—20 см, локоть направлен вперед.
Метание малого мяча в цель, расположенную на расстоянии 5—6 м.
Бросок выполняется за счет руки с акцентом на хлесткое движение кисти, не опуская локоть вниз и не отводя его в сторону.
Упражнение 2. И. п. — то же, что и в упражнении 1. После предварительного замаха (отведение руки с мячом назад с небольшим отклоном туловища назад и сгибанием ног в коленном суставе) метание мяча в цель, расположенную на расстоянии 6 м.
Акцентировать внимание на начало броска с разгибания ног и туловища и хлесткое движение кисти в заключительный момент броска.
Упражнение 3. И. п. — стоя лицом в направлении метания, левая нога впереди, мяч в правой полусогнутой руке над плечом чуть выше головы, туловище отклонено назад, вес тела на слегка согнутой правой ноге. Метание мяча в цель, расположенную на расстояние 7 м.
Метание мяча выполняется за счет активного разгибания правой ноги, последующего включения в бросок вышерасположенных звеньев тела и хлесткого движения кистью.
Упражнение 4. И. п.—стоя левым боком в направлении метания, выпрямленная правая рука с мячом отведена назад на уровне плеча, вес тела на правой полусогнутой ноге, туловище слегка наклонено вправо. Метание мяча в цель, расположенную на расстоянии 8 м.
Бросок выполняется за счет вращательно-разгибательного движения правой ноги с последующим подключением туловища и метающей руки.
Упражнение . Броски мяча на точность попадания в цель и на оценку. Оценки: «5»—3 попадания; «4»—2 попадания; «З»— 1 попадание.