Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по легкой атлетике для учащихся 7-го класса»
Дидактический материал по легкой атлетике для учащихся 7-го класса
Теоретические сведения:
Правила соревнований по бегу, прыжкам в длину, высоту, метанию малого мяча.
Навыки и умения
I Бег на короткие дистанции
1. Техника бега по прямой
На уроках легкой атлетики при совершенствовании техники бега целесообразно использовать беговые упражнения, в которых основная нагрузка падает на мышцы, активно участвующие в работе. Это в первую очередь должны быть специальные беговые упражнения с переходом на бег. Основным требованием при выполнении упражнений, направленных на совершенствование техники бега, является сохранение свободы беговых движений, выполняемых с максимальной скоростью.
Для закрепления и совершенствования элементов техники бега, а также для воспитания быстроты на уроках физической культуры могут быть использованы следующие упражнения:
1. Бег с высоким подниманием бедра 10—15 м с последующим переходом в свободный бег.
2. Бег прыжками вперед (энергично отталкиваясь стопой) с постепенным увеличением темпа и последующим переходом в свободный бег (20—30 м).
3. Семенящий бег. Упражнение следует выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.
4. Семенящий бег 15—20 м с последующим переходом в свободный бег.
5. Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).
6. Переменный бег с 3—4 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции (бег с переключением усилий).
7. Бег с ходу на 10—15 м (максимально быстро):
а) 'выполнять как можно с большей частотой шагов;
б) выполнять с наименьшим количеством шагов.
8. Переход к свободному бегу по инерции после разгона с высокого старта с опорой на одну руку.
9. Бег с низкого старта по команде учителя и самостоятельно с последующим переходом на бег по дистанции.
10. Бег через различные предметы (набивные мячи, баскетбольные покрышки и пр.):
а) расставленные на длину уменьшенного шага (для частоты движений);
б) расстояние между которыми постепенно увеличивается и доводится до нормального бегового шага.
Меняя расстояние между предметами и их высоту, можно изменять высоту подъема бедра, длину и частоту шага, а следовательно, ритм и скорость бега.
Хороший эффект в овладении структурой беговых движений дает выполнение беговых упражнений без помощи рук, а также переключение — с работой рук ибезних. При выполнении одной пробежки следует использовать также переключение с одного бегового упражнения на другое. Протяженность выполнения упражнений обычно составляет 20—30 м.
II. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»
Техника движения рук и ног в полете. Ритм последних шагов разбега
Упражнение 1. Отталкивание и полет с повышенной опоры. Прыжки в длину с места, стоя на гимнастической скамейке, толчковая нога впереди, маховая нога, согнутая в колене, отведена назад (в безопорном положений). Выполнить мах, отталкивание, затяжной полет и приземлиться в яму (на маты).
Упражнение 2. Из положения стоя в шаге, толчковая нога на скамейке, маховая на опоре внизу, имитация отталкивания. Разгибание толчковой ноги, подъем маховой, движение плечевого пояса и рук. Встать и вытянуться на толчковой ноге как можно больше. Для правильного выполнения характерны широкая амплитуда и ускоряющийся к концу разгибания ритм движений.
Упражнение 3. То же, но с отталкиванием, затяжным прыжком и приземлением.
Упражнение 4. И. п. — стоя на расстоянии одного шага от скамейки, маховая нога впереди, толчковая сзади. Выполнить шаг толчковой ногой на скамейку, отталкивание, затяжной полет, приземление.
Упражнение 5. То же, но стоя на расстоянии двух шагов от скамейки (толчковая нога впереди, маховая сзади).
Упражнение 6. Прыжки на возвышение (горку матов) с 1—4 шагов разбега: а) с приземлением в положении «шага» (положение широкого выпада); б) через препятствие ('планку, резиновую ленту и т. п.) с приземлением . в шаге. Повторяя это упражнение, ученики привыкают отталкиваться с высоким выносом бедра маховой ноги.
Упражнение 7. То же, но с приземлением на две ноги.
Упражнение 8. Прыжки со среднего разбега через препятствие, установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед.
Упражнение 9. То же, но через более высокое препятствие, расположенное примерно в метре от места отталкивания.
Упражнение 10. Прыжки в длину способом «согнув ноги» с 8—12 беговых шагов. Разбег можно выполнить с разметкой последних шагов (поролоновые полоски, резиновые квадраты и т. п.). Расстояние между ориентирами должно позволить правильно выполнить последние два шага.
Для стимулирования мощности отталкивания и повышения эффективности движений при приземлении можно, выполнять прыжки через два препятствия. Первое препятствие высотой 40—50 см ставится на расстоянии 1/3 : дальности прыжка от места отталкивания, второе — высотой 10—20 см ставится на расстоянии 1/3 дальности прыжка от места приземления.
Для облегчения условий обучения технике прыжка в целом можно выполнять прыжки с небольшого трамплина (мостика). При этом увеличиваются время полета, дальность прыжка, что позволяет учащимся лучше прочувствовать изучаемое положение и научиться управлять своими движениями в полете.
Постановка толчковой ноги на место отталкивания осуществляется с пятки или со всей стопы.
Упражнение 11. Соревнования в прыжках в длину с 10—12 шагов разбега.
Упражнение 12. Эффективным приемом выработки стабильной длины шагов может служить бег через набивные мячи, установленные на определенном расстоянии друг от друга, лучше в начале и конце разбега.
III. Метание малого мяча
Техника отведения руки с мячом на два (три) шага.
Существует несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения руки с мячом:
1-й вариант: метание с четырех бросковых шагов с отведением мяча на два шага способом «прямо-назад».
2-й вариант: метание с четырех бросковых шагов с отведением мяча на два шага способом «дугой вверх-назад».
3-й вариант: метание с четырех бросковых шагов с отведением мяча на два шага способом «вперед-вниз-назад».
4-й вариант: метание с пяти бросковых шагов с отведением мяча на три шага способом «вперед-вниз-назад».
Методическая последовательность обучения технике метания с четырех бросковых шагов с отведением руки с мячом на два шага способом «прямо-назад»
1. Повторение учебного материала (VI класс):
а) броски мяча с места, стоя левым боком к направлению метания; б) броски мяча с одного, двух, трех бросковых шагов.
2. Изучение нового материала. И. п.—стоя лицом в направлении метания, левая нога впереди на контрольной отметке, правая сзади на носке, рука с мячом над плечом, кисть на уровне головы.
Упражнение 1. 'Плавно на два-три счета, поворачивая туловище вправо (до положения левый боком вперед), выпрямить руку с мячом назад. В конце упражнения отведенная правая кисть находится на уровне плеч.
Упражнение 2. Выполняется шаг правой ногой, и одновременно туловище начинает поворачиваться вправо, рука отводится прямо — назад, шаг левой ногой, полный поворот вправо и выпрямление руки с мячом сзади на уровне плеча. Занимающийся приходит левым боком в направлении метания.
Упражнение 3. Отведение мяча на два шага прямо— назад с последующим выполнением окрестного шага и шага левой ногой, т. е. выполнение четырех бросковых шагов в целом и приход в исходное положение перед броском, но без метания.
Упражнение 4. То же, но с выполнением броска.
Методическая последовательность обучения технике метания мяча с пяти бросковых шагов с отведением мяча на три шага способом «вперед-вниз-назад» И. п.—стоя лицом в направлении метания, правая нога впереди на контрольной отметке, мяч над плечом чуть выше головы.
Упражнение 1. Выведение мяча вперед (горизонтальное положение выпрямленной руки) под шаг левой ногой. Вначале по команде учителя, а затем самостоятельно с возвращением в и. п.
Упражнение 2. Отведение мяча на два шага: под шаг левой ногой мяч вывести вперед (как в упражнении 1), под шаг правой спустить мяч вниз к бедру с одновременным поворотом плечевого пояса вправо на 15—30°. Голова не поворачивается (взгляд в направлении метания). Вначале по команде учителя, а затем самостоятельно с возвращением в и. п.
Упражнение 3. Отведение мяча на три шага: под шаг левой ногой мяч вывести вперед, под шаг правой ногой мяч опустить вниз с одновременным поворотом плечевого пояса вправо на 15—30°, под шаг левой ногой отвести мяч назад-вверх (до уровня плечевого сустава) с продолжением поворота плечевого пояса вправо под 45—60° и с разворотом левой стопы носком внутрь на 10—15°, левая рука, полусогнутая в локтевом суставе, выводится вперед, закрывая грудь, голова не поворачивается.
Упражнение 4. Отведение мяча на три шага и далее выполнение четвертого (окрестного) шага. Зафиксировать и проверить положение туловища и правой руки в окрестном шаге.
Упражнение 5. То же, что и упражнение 4, но с добавлением пятого шага левой ногой, т. е. выполнение пяти бросковых шагов в целом и приход в исходное положение перед броском. Зафиксировать и проверить положение туловища, рук и ног перед финальным усилием.
Упражнение 6. То же, что и упражнение 5, но с ускорением четвертого и пятого шагов, обращая внимание на обгон ногами туловища и руки с мячом, на согласованность и слитность в движениях всех частей тела.
При разучивании этого упражнения рекомендуется использовать разметку, звуковые сигналы, задающие ритм бросковых шагов.
Упражнение 7. То же, что и упражнение 6, но в сочетании с броском мяча и последующим перескоком на правую ногу (для торможения движения).
Упражнение 8. Метание мяча с пяти бросковых шагов на дальность (результат).
2. Техника метания малого мяча на дальность с разбега
Упражнение 1. И. п.—стоя лицом в направлении метания, левая нога впереди, мяч над плечом. Подход и попадание левой (правой) ногой на контрольную отметку с 4— 6 шагов ходьбы.
Упражнение 2. То же, но в сочетании с отведением мяча способом «прямо-назад» или «вперед-вниз-назад» и последующим выполнением окрестного шага и шага левой ногой. Зафиксировать и проверить положение туловища, руки с мячом и ног перед выполнением финального усилия.
Упражнение 3. То же, но в сочетании с броском, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки г обращая внимание на согласованность в движениях ног, туловища, рук в фазе финального усилия.
Затем упражнения 1—3 выполняются с 6, 8 шагов разбега, сначала в спокойном беге (с невысокой скоростью), а затем в равноускоренном беге, акцентируя внимание на согласованность предварительной части разбега с бросковыми шагами и на ритм бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.
Длина предварительного разбега устанавливается путем пробегания от контрольной отметки (линии) в обратном по отношению к метанию направлении. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, мяч над плечом. Разбег начинается с шага правой ноги. На месте приземления (постановки) левой ноги (6-й, 8-й шаг) делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой (предварительной) части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом в направлении метания и проводят разбег в целом, используя общую для всех контрольную отметку, с которой начинаются отведение мяча и выполнение бросковых шагов. С учетом определенного количества бросковых шагов (четыре или пять) и одного тормозящего определяется длина разбега в целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежками без броска и с броском мяча.
Задача учащегося в предварительной части разбега состоит в приобретении для себя оптимальной скорости от старта до контрольной отметки. Характер бега при этом ускоряющийся, что достигается увеличением длины, а главное, темпа беговых шагов до контрольной отметки.
Задача, стоящая перед учащимся при выполнении бросковых шагов, состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение мяча, подойти к наиболее выгодному положению перед началом броска и без замедления выполнить последующие фазы метания.
В бросковых шагах акцент делается на продвижении вперед с минимальными вертикальными колебаниями ОЦМ тела.
Основные ошибки
Элементы техники
Основные ошибки
1. Разбег
Скованный разбег
Напряженное держание руки с мячом
Отсутствие равномерного ускорения в беге
Излишне быстрый бег
Снижение скорости разбега перед контрольной отметкой
2. Подготовка к броску (бросковые шаги)
Отведение мяча на один шаг
Отведение мяча без поворота плечевого пояса направо
Неполное выпрямление руки с мячом при отведении назад (рука согнута)
Бросковые шаги выполняются прыжками
Короткий скрестный шаг
Высокий прыжок в скрестном шаге
Отклонение в бросковых шагах от общего направления разбега
Невыполнение скрестного шага
Невыполнение последнего, четвертого (пятого) броскового шага левой ногой. Метание мяча из и. п. – правая нога впереди
Рука с мячом находится не на уроне плеча, а значительно ниже.
3. Финальное усилие
Постановка стопы левой ноги впереди правой (вправо от направления разбега)
Снижение скорости перед броском
Полная остановка перед броском и бросок с места
Пронос мяча не над плечом, а в стороне на уровне плечевого сустава (или чуть ниже)
Недостаточно активная работа правой ноги (уход на левую ногу)
Недостаточен поворот туловища вокруг оси, проходящей через левое плечо и левую стопу
Отклон туловища в левую сторону (опускание левого плеча вниз) в момент броска
Бросок с изгибанием тела в тазобедренном суставе
Наклон туловища вперед, изгибание левой ноги во время выпуска мяча (левая нога должна оставаться прямой, через нее происходит проход тела вперед)