Основная цель анкеты диагностики влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий является определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического и эмоционального состояния занимающихся (факторы изменения).
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Особенности физического состояния___________________________
Методы:
I. Наблюдение - поведение: 1-2-3-4-5
проявление интереса к деятельности:
1-2-3-4-5
степень внимания:
1-2-3-4-5
Внешние признаки реакции на физическую нагрузку:
- изменение дыхания: 1-2-3-4-5.
- цвета и выражения лица: 1-2-3-4-5.
- координация движений: 1-2-3-4-5.
- потоотделение: 1-2-3-4-5.
II. Опрос о самочувствии:
до занятий 1-2-3-4-5.
до время занятия 1-2-3-4-5.
после занятий 1-2-3-4-5.
III. Тестирование функционального состояния (ЧСС за 1 мин.):
до______________________________________
во время_________________________________
после занятий_____________________________
IV. Эмоциональное состояние (удовлетворенность организацией и содержание занятий).
1 - низкая
2 - индеферентная
3 - удовлетворительная
4 - хорошая
5 - высокая
Р.S. Представленные методы исследования (наблюдение, опрос, тестирование функционального состояния - ЧСС, удовлетворенности) основываются на шкале ранжирования от 1 до 5 баллов.
1 балл - низкий показатель характеризующий отрицательное влияние применяемых форм и средств физического воспитания на учащихся (неадекватное влияние).
2 балла - индеферентный показатель характеризуется низкой эффективностью и не включенность в процесс занимающихся и отсутствует обратной реакции и проводимые мероприятия.
3 балла - удовлетворительный уровень воздействия, при этом имеется значительный резерв в повышении эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4 балла - подобраны эффективные средства и методы физического воспитания реализуемых во внеурочных формах занятий, учитывающие возможности и потребности учащихся.
5 баллов - оптимальный уровень соответствует решению в полном объеме задачи физкультурно-оздоровительной деятельности, основывается на учете индивидуально-типологических потребностей, способностей.
Оценка эффективности:
от 0 до 8 баллов - низкий уровень эффективности;
от 8 до 12 баллов - ниже среднего уровень эффективности;
от 12 до 16 баллов - средний уровень эффективности;
от 16 до 18 баллов - хороший уровень эффективности;
от 18 до 20 баллов - высокий уровень эффективности.
Пояснительная записка.
Основная цель анкеты диагностики влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий является определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического и эмоционального состояния занимающихся (факторы изменения).
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
Для этого необходимо осуществлять систему контрольно - диагностических мероприятий в режиме жизнедеятельности школьника. Данная система должна основываться на комплексности, регулярности, систематичности и последовательности.
В практике работы и функционирования образовательных учреждений имеет смысл используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1. Предварительным контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные, образовательный и оздоровительные задачи, а так же обеспечить подбор наиболее эффективных средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (физкультурной паузы) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии и принимать адекватные управленческие и педагогические решения.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на различные виды нагрузки после занятия. С его помощью определяют время восстановления физической работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся), являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Методы контроля. В практике учебной деятельности находят применения следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ — жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др. С позиции конкретного образовательного учреждения и конкретного педагогического работника, возможно применение различных методов диагностики физического и эмоционального состояния учащихся, основные требования предъявляемые к их подбору и использованию выражаются в следующих принципах – доступности, простоты и информативности. (Представленные в анкете методы соответствуют этим принципам).
1. Наблюдение.
Большую информацию о психофизическом состоянии занимающихся физическими упражнениями учитель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).
2. Опрос.
Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения — это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.
3. Тестирование функционального состояния.
Осуществляется на основе учета реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. С её помощью достигается получение объективной информации о влиянии на организм физических упражнений, их интенсивности и адекватности. Методика определения заключается в подсчете количества сердечных сокращений за одну минуту.
4. Оценка эмоционального состояния.
Оценка эмоционального состояния оценивается на основании опроса основной целью которого является выявление удовлетворенностью организацией и содержанием занятий различной физкультурно-оздоровительной деятельности. Проводится в форме опроса. Составлена на основании рекомендаций А.А. Деркач.
Кроме этого возможно использование для основной формы физического воспитания урока различных методов, таких как тестирование уровня физической и технической подготовленности, определение теоретической подготовленности по основам знаний в области теории и методики физической культуры.
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.
Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.
В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).
Для получения объективной и достоверной информации о психофизическом состоянии учащихся и его динамики необходимо проводить сравнительный анализ полученных результатов на различных этапах контроля.
Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, о сдвигах в физической подготовленности и эмоциональном состоянии занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность полученных результатов.
Осуществляя реализацию различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в школе, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.
К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность.
В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.
Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).
Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества физкультурно-оздоровительного процесса, обогащение его эффективными средствами и инновационными технологиями.
Применение контрольно-диагностического материала (анкеты) осуществляется учителями, педагогическими работниками осуществляющими различные формами физкультурно-оздоровительных мероприятий (утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы, динамические паузы и т.д.)