Работу выполнила: студентка 1 курса 474 группы Елабужского института - Казанского (Приволжского) федерального университета
Факультет экономики и управления
Гиниятуллина Сюмбель Миннулловна
Научный руководитель: Мифтахов Алмаз Фаритович
Аннотация. В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которое затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме.
В отношении здоровья во всех странах студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее в системе высшего образования противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности. И если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей. Кроме того, существующие на данный момент общероссийские и региональные исследования по данной проблематике дают тревожные результаты и указывают на то, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, связанных с его профилактикой и охраной, – недостаточно изученный аспект студенческой жизни.
Цель данной статьи – обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы студенческого здоровья и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации.
Учёные отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. В последние годы большие потенциальные ресурсы студенческого организма используются нецеленаправленно и нерационально. Опираясь на классическую теорию онтогенеза, согласно которой у молодых людей в возрасте 17-25 лет наблюдается оптимизация почти всех функций организма, они утверждают, что у студентов на этом этапе имеются достаточно большие функциональные возможности для работы по 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха. Однако студенческая молодёжь вынуждена работать в жёстких рамках, определяемых учебными планами и программами, когда чрезмерные нагрузки приводят сначала к формированию дисфункций, а затем к стойким нарушениям различных физиологических показателей. Умственный труд студентов сопровождается необходимостью переработки большого объёма. Если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики и ограниченностью исследовательских возможностей. Хронометражные наблюдения показывают, что рабочий день большинства студентов составляет в среднем 10 часов, они спят не более 7 часов в сутки, а учебные задания обычно выполняются по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Это приводит к обострению психо-вегетативных проявлений в условиях стрессовых ситуаций . Недостаток двигательной активности в этом возрасте вызывает развитие детренированности всех систем организма, что способствует повышению утомляемости и снижению трудоспособности . На фоне отсутствия здоровьесберегающих механизмов в работе многих вузов всё это приводит к развитию у студентов хронических неинфекционных болезней. Особенно актуальна проблема медико-психологической реабилитации студентов, имеющих группу инвалидности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Здоровьесберегающие технологии в вузах" »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елабужский институт - Казанского (Приволжского) федерального университета
Факультет экономики и управления
Кафедра физической культуры
Статья на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в вузах»
Работу выполнила:
студентка 1 курса 474 группы
Гиниятуллина С. М.
Проверил:
Мифтахов А. Ф.
Елабуга, 2014 год
Аннотация. В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которое затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме.
В отношении здоровья во всех странах студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее в системе высшего образования противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности. И если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей. Кроме того, существующие на данный момент общероссийские и региональные исследования по данной проблематике дают тревожные результаты и указывают на то, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, связанных с его профилактикой и охраной, – недостаточно изученный аспект студенческой жизни.
Цель данной статьи – обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы студенческого здоровья и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации.
Учёные отмечают, что для студентов поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. В последние годы большие потенциальные ресурсы студенческого организма используются нецеленаправленно и нерационально. Опираясь на классическую теорию онтогенеза, согласно которой у молодых людей в возрасте 17-25 лет наблюдается оптимизация почти всех функций организма, они утверждают, что у студентов на этом этапе имеются достаточно большие функциональные возможности для работы по 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха. Однако студенческая молодёжь вынуждена работать в жёстких рамках, определяемых учебными планами и программами, когда чрезмерные нагрузки приводят сначала к формированию дисфункций, а затем к стойким нарушениям различных физиологических показателей. Умственный труд студентов сопровождается необходимостью переработки большого объёма. Если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики и ограниченностью исследовательских возможностей. Хронометражные наблюдения показывают, что рабочий день большинства студентов составляет в среднем 10 часов, они спят не более 7 часов в сутки, а учебные задания обычно выполняются по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Это приводит к обострению психо-вегетативных проявлений в условиях стрессовых ситуаций . Недостаток двигательной активности в этом возрасте вызывает развитие детренированности всех систем организма, что способствует повышению утомляемости и снижению трудоспособности . На фоне отсутствия здоровьесберегающих механизмов в работе многих вузов всё это приводит к развитию у студентов хронических неинфекционных болезней. Особенно актуальна проблема медико-психологической реабилитации студентов, имеющих группу инвалидности.
Собственно здоровьесберегающие технологии включают в себя систему ценностей и установок, которые формируют потребность в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и приобретении гигиенических навыков. Особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что способствует предупреждению возникновения вредных привычек и различных заболеваний.
Эмоционально-волевые технологии включают в себя проявление эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые закрепляют желание вести здоровый образ жизни.
Основными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Другие виды контроля, охраны и сбережения здоровья студентов в вузах представлены гораздо слабее.
На сегодняшний день роль физической культуры и спорта в оздоровлении общества признаётся всеми государственными органами, и физическая культура присутствует во всех учебных планах образовательных учреждений России. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям. Во-первых, оно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья студентов, высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности; во-вторых, приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизни Основными видами здоровьесберегающих технологий¸ применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность.
Современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость. Но современная социально- экономическая ситуация, падение уровня жизни и неблагоприятные экологические условия сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье молодёжи. В этой связи видится необходимым поиск инновационных технологий сохранения психического здоровья современных студентов. По данным некоторых социально-психологических исследований, около 90% первокурсников отмечают затруднения в учебной деятельности (ухудшение памяти, тревожность, немотивированные страхи). Особая проблема – болезни социального характера: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, туберкулёз, суициды и др. В качестве конкретных инновационных методов для решения задач по развитию психического адаптационного студенческого ресурса специалистами предлагаются следующие формы работы: 1) индивидуальное консультирование специалиста психолога или психотерапевта; 2) обучающие тренинги по направлениям: саморегуляция, уверенность перед экзаменами, устройство на работу, управление чувствами, социальная активность, стратегия поведения в конфликтах и т. д.; 3) организация службы дистанционного психологического консультирования студентов через интернет; 4) комплексная компьютерная психодиагностика индивидуально-психологических свойств и особенностей личности; уровня развития когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально- волевой, коммуникативной, деятельностной сфер и степени дезадаптации студента; 5) проведение психокоррекционных, психопрофилактических, психореабелитационных мероприятий; 6) организация кабинетов релаксации (ароматерапия, фитотерапия, музыкальная терапия и т. д.).
Основными причинами, которые делают необходимым проведение рекреационных мероприятий в вузе, учёные называют физические и психологические перегрузки, стрессовые состояния, переутомление, снижение познавательной деятельности вузовской молодёжи. Особо выделяются информационные перегрузки, сложность изучаемых теорий и дисциплин, обучающие компьютерные технологии, экзаменационные пере- напряжения. По прогнозам учёных, в ближайшие годы следует ожидать ещё большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования в системе Единого Европейского образовательного пространства. Поэтому вопрос об основах вузовской рекреации как здоровьесберегающей образовательной технологии становится особенно актуальным. В рекреационной системе выделяются два уровня. В первом случае речь идёт о рекреационной системе на государственном, профсоюзном, вузовском, коммерческом уровнях. Второй случай – это индивидуальная рекреационная система, которая ориентируется на приоритетность оптимального психологического состояния студенческого контингента. Это способы, требующие содействия специалистов и применения специальных методик по преодолению утомления и поддержанию студенческой энергии (лечебный сон, аутотренинги, медитация и др.) Следует отметить, что проблема психологического и психического восстановления (рекреация) студентов до настоящего времени практически не разрабатывалась. Не созданы научно обоснованные рекомендации для студентов по профилактике переутомления и быстрого восстановления. Вопросы обучения основам рекреации ранее не были предусмотрены в учебных планах и программах дифференцированной вузовской подготовки студентов. Во многих вузах не создана организационная структура студенческой рекреации. Каждый учащийся в связи с этим часто решает этот важный для себя вопрос стихийно, методом проб и экспериментирования на своём здоровье, нередко ошибочно избирая для себя в качестве индивидуальных релаксантов алкоголь и наркотики. Медико-гигиенические технологии, ориентированные на работу с больными студентами, на диагностику, лечение болезней в вузовской системе, в отличие от школьной, представлены слабо. Так, например, диспансеризация, предусмотренная национальным проектом «Здоровье» для работающего населения, не распространяется на студентов. Очевидно, что министерствам и ведомствам, имеющим вузы, как и самим вузам, необходимо переломить эти негативные тенденции. Диспансеризация студентов должна быть обязательной и находиться под контролем ректоров. Далеко не в каждом вузе проводится и мониторинг состояния здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров студентов. В перечне медико-гигиенических вузовских технологий должна быть представлена и медицинская профилактика. Она включает в себя такие виды деятельности, как диагностика донозологических форм болезни или на стадии предболезни, организацию и проведение систематических углублённых медицинских осмотров студенческого контингента. На основе результатов медицинских осмотров должно происходить формирование групп здоровья и распределение студентов с выявленными отклонениями в состоянии физического и психического здоровья в специальные группы для проведения последующих реабилитационных мероприятий. Комплексная реабилитация студентов должна проходить в санаториях-профилакториях высших учебных заведений и включать в себя несколько направлений: диагностическое (с привлечением специалистов диагностического центра); лечебное (с применением диетического питания, физиотерапевтических, водных процедур и др.); реабилитационное (психотерапия, массаж, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и др.); профилактическое (санация полости рта, применение витаминов, психологическое консультирование и тренинги, использование природных факторов здоровья и др.); санаторно-просветительское (выпуски стендов и плакатов, выступления на радио и телевидении, публикации в СМИ и др.) В качестве медико-гигиенических инновационных технологий учёные и специалисты предлагают шире использовать диагностико-обучающие компьютерные программы (например, программа «Формула здорового образа жизни»), воспитательные игры и тренажёры. Для сохранения здоровья студенческой молодёжи необходимо вернуть в вузы недорогие столовые, поликлиники, семейные общежития, дошкольные учреждения для детей студентов. В вузе их реализуют пожарная инспекция, представители коммунальных, инженерно-технических служб, специалисты по гражданской обороне, охране труда и защиты в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательной интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. За обеспечение эффективного функционирования ТОБЖ в учебных корпусах, студенческих общежитиях и других зданиях вузовского комплекса несёт ответственность администрация высшего учебного заведения.
Описанная модель здоровьесберегающих образовательных технологий, существующая на данный момент в высшей школе, как и всякая система, находится в развитии и совершенствовании. Её эволюция подчиняется главной цели – сохранению здоровья учащихся. При реализации этой цели важно обратить внимание на два основных момента. Во-первых, именно неблагополучное состояние здоровья студентов, его прогрессирующее ухудшение остро ставит вопрос о здоровьесберегающих технологиях в высших образовательных учреждениях страны. Во-вторых, процесс формирования здоровьесбережения неразрывно связан с методологией обучения здоровьесберегающим технологиям, который касается как обучающихся, так и преподавательского состава. Это необходимо учитывать при создании новых моделей, классификаций ЗЗТ и их инновационных форм. Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий по сохранению и укреплению здоровья студентов и формированию у них мотивации здорового образа жизни.
Список использованной литературы.
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Под ред. Л. О. Артемьевой. – Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний.
2. Инновационные технологии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и образования // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. – Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный техно- логический университет им. Шухова В. Г.
3. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры.
4. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. – Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.