Программа элективных курсов по физической культуре для учащихся 10-х классов профильной подготовки. Общий объем курса 34 часа.
Пояснительная записка.
Путешествие – одно из древнейших и любимейших увлечений человека. Удачные путешествия приносят большую радость и надолго сохраняют о себе хорошие воспоминания.
Туризм позволяет взаимосвязать умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Прививает любовь к знаниям, способствует приобретению навыков самостоятельной, исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.
Туризм привлекает школьников возможностью проявить самостоятельность, стремится к самоутверждению, ореолом романтики, окружающей туристские путешествия, возможностью общения в коллективе сверстников.
Туристские путешествия люди совершали независимо от общественного строя во все времена. Во всем мире именно по уровню развития активного туризма среди молодежи судят о социальной зрелости общества, степени развития его традиций.
Цель программы – Создание благоприятных условий для гармонического развития личности обучающихся средствами туризма, осознания их собственных потребностей. Создание условий для самореализации, социальной адаптации ребенка, мотивации для исследовательской творческой деятельности.
Основные задачи программы:
Образовательные:
Знакомство с пешеходным туризмом;
Обеспечивание выживания в экстремальных условиях;
Знакомство с проблемами экологии и охраны труда;
Теоретическая подготовка по вопросам ориентирования, оказанию доврачебной медицинской помощи.
Воспитательные:
Развитие доброжелательного отношения к окружающим;
Привитие навыков бережного отношения к продуктам труда и природе;
Воспитание ответственности у обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья.
Развивающие:
Создание условий для общей и специальной физической подготовки;
Привитие выносливости, силы воли и других качеств личности;
Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, любознательности;
Развитие навыков самооценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Туризм - пешие походы »
Замятина В.Н.
учитель физической культуры
МОУ «СОШ №10» г. Ревды
Туризм – пешие походы.
Программа элективных курсов по физической культуре для учащихся 10-х классов профильной подготовки. Общий объем курса 34 часа.
Пояснительная записка.
Путешествие – одно из древнейших и любимейших увлечений человека. Удачные путешествия приносят большую радость и надолго сохраняют о себе хорошие воспоминания.
Туризм позволяет взаимосвязать умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Прививает любовь к знаниям, способствует приобретению навыков самостоятельной, исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.
Туризм привлекает школьников возможностью проявить самостоятельность, стремится к самоутверждению, ореолом романтики, окружающей туристские путешествия, возможностью общения в коллективе сверстников.
Туристские путешествия люди совершали независимо от общественного строя во все времена. Во всем мире именно по уровню развития активного туризма среди молодежи судят о социальной зрелости общества, степени развития его традиций.
Цель программы – Создание благоприятных условий для гармонического развития личности обучающихся средствами туризма, осознания их собственных потребностей. Создание условий для самореализации, социальной адаптации ребенка, мотивации для исследовательской творческой деятельности.
Основные задачи программы:
Образовательные:
Знакомство с пешеходным туризмом;
Обеспечивание выживания в экстремальных условиях;
Знакомство с проблемами экологии и охраны труда;
Теоретическая подготовка по вопросам ориентирования, оказанию доврачебной медицинской помощи.
Воспитательные:
Развитие доброжелательного отношения к окружающим;
Привитие навыков бережного отношения к продуктам труда и природе;
Воспитание ответственности у обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья.
Развивающие:
Создание условий для общей и специальной физической подготовки;
Привитие выносливости, силы воли и других качеств личности;
Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, любознательности;
Развитие навыков самооценки.
Учебно–тематический план.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
теория
практика
1
Введение
1
2
Общая характеристика туризма
1
3
Организация пешего похода
1
1
4
Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт.
2
1
5
Ориентирование на местности.
2
6
Правила санитарии и гигиены.
1
7
Первая медицинская помощь в походе.
1
8
Туристический быт и охрана природы. Охрана природы – обязательное условие отдыха на природе.
1
9
Специальная подготовка к двухдневному пешему походу.
1
1
10
Поход
20
Итого:
34 часа
Содержание программы.
Тема 1. Введение.
Цели и задачи курса. Понятие о туризме. Факторы привлекательности туризма.
Туризм как средства активного отдыха, укрепления здоровья.
Тема 2. Общая характеристика туризма.
Классификация туризма в зависимости от мотивов. Туризм: экологический, познавательный, охотничий, научный, семейный, спортивный и т.д.
Классификация туризма в зависимости от характера местности и способа передвижения: транспортный, велосипедный, пеший, лыжный, горный, горнолыжный, водный и т.д. Комбинированные виды туризма. Позновательная деятельность в походах.
Тема 3.Организация пешего похода.
Определение цели и задачи похода.
Выбор района , разработка маршрута.
Оформление маршрутного листа.
Составление списков личного и группового снаряжения.
Обеспечение безопасности в походе. Аптечка.
Практическое занятие: укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра.
Тема 4. Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт.
Определения понятия «карта»
Определения понятия «масштаб»
Условные топографические обозначения.
Условные знаки карт.
Практическое задание: простейшие составление карт на местности с условными обозначениями.
Тема 5. Ориентирование на местности.
Практическое занятие: ориентирование на местности на открытых участках, вдоль дорог. Азимут, работа с компасом. Определение расстояние на глаз.
Тема 6. Правила санитарии и гигиены.
Гигиена туристов в походе. Норму нагрузки туриста. Требование к одежде, обуви, снаряжению для походов по временам года.
Купание, закаливание в походе. Уход за ногами.
Профилактика клещевого энцефалита.
Профилактика травматизма. Дисциплина – основное условие безаварийности походов. Режим дня
Тема 7. Первая медицинская помощь в походе.
Возможные травмы в походе. Оказание первой медицинской помощи при ушибе, растяжении, порезе, ожоге, кровотечении из носа. Обработка ран.
Тема 8. Туристический быт и охрана природы. Охрана природы – обязательное условие отдыха на природе.
Туристский бивак. Правильный выбор места туристского бивака с учетом особенности природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, яма для мусора.
Соблюдения правил пожарной безопасности.
Типы костров, устройство кострища. Заготовка дров. Поведение туристов у костра. Сушка обуви.
Пользование ножом, пилой, ремонтным набором.
Тема 9. Специальная подготовка к двухдневному пешему походу.
Инструктаж по организации и проведению туристского похода.
Распределение обязанностей в группе. Дисциплина в походе.
Снаряжение для похода: личное и групповое.
Питание в походе: составление меню, распределение продуктов, режим питания.
Практическое занятие: проверка и распределение группового снаряжения для похода.
Тема 10. Поход.
Практическая работа: поход первой степени сложности.
Выполнение цели и задач похода – закрепление туристских навыков и умений в природном окружении.