Туризм – одно из важных средств воспитания подрастающего поколения.
Листопад Сергей Николаевич,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба» г. Новый Уренгой
Старшему поколению известно, что туризм – замечательное, разностороннее воспитательное средство, помогающее развивать в ребенке духовные и физические стороны в комплексе, формировать стрессовоустойчивый характер, овладевать жизненно важными знаниями и умениями.
Почему же при планировании работы с детьми в северных условиях приходится опираться на программы туристко-краеведческой направленности?
В свое время, работая в средней полосе России инструктором по пешеходному и водному туризму, я четко различал времена года: дождь – осень, лег снег – зима, зазвенела капель – весна, ну а уж когда пригрело солнышко – наступило лето. Поэтому у юных туристов не было практически перерыва в тренировках, ведь всегда можно было отправиться в путешествие.
Когда же пришлось перебраться на Север, все изменилось. Климат Нового Уренгоя имеет свои особенности. Зима длится почти семь месяцев, и именно на такой длительный период приходится планировать занятия в помещении. Пришлось адаптировать стандартную программу по пешеходному туризму к новым условиям: синтезировать в единый комплекс все виды туризма - пеший, лыжный, водный, горный, а связующим звеном сделать судейскую подготовку. Ведь в любом виде туризма проводятся соревнования по технике и тактике преодоления препятствий, но правила судейства одинаковы: необходимо знать особенности вида, правильно оценивать действия участников и, естественно, обеспечивать безопасность на трассе.
Поэтому первые два года обучения воспитанники знакомятся с основами туризма, учатся ориентироваться, изучают краеведение, а самое главное – участвуют в спортивных соревнованиях, привыкая работать в группе и чувствовать локоть товарища. И, только переходя в старшую группу, получают судейскую подготовку по выбранной специализации.
Каким же образом приходится выстраивать учебный процесс? Осень мы посвящаем пешеходному туризму и ориентированию, зимой приобретаем навыки хождения на лыжах и изучаем краеведение, проводим занятия в зале и работаем на скалодроме, ну а весна и лето – самая жаркая пора, когда можно отправиться в поход.
Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой как педагог – развитие и совершенствование физических и личностных качеств подростков. Ведь не секрет, что в наших северных условиях у детей часто возникают физические функциональные расстройства, и они требуют медицинского контроля и, соответственно, дозированной физической нагрузки. Поэтому большое внимание уделяется занятиям по ОФП, лыжной подготовке и подвижным играм. Это позволяет развивать у ребят выносливость, быстроту, силу и ловкость – эти качества просто необходимы при проведении отчетных летних походов. И, следует отметить, путешествие – уникальное воспитательное средство, а для ребят – самая любимая форма обучения. Начинаем мы всегда с элементарных походов выходного дня, а, по прошествии нескольких лет – детей ждут категорийные маршруты по всей России.
Группа в путешествии выступает в роли воспитателя, и грамотному руководителю достаточно только направлять подростков, подсказывая верные решения. Даже незначительные в обычной жизни дела и поступки в походных условиях играют огромную роль:
- помог товарищу, нашел удачное место для ночевки: молодец, твое мнение станет значимым для товарищей;
- сварил пересоленную кашу: все остались голодными;
- съел потихоньку шоколадку: товарищи заметили, уважения теперь не жди.
Походная жизнь способствует воспитанию таких человеческих качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, инициативность, выдержка и самообладание. И уже не важно, что рюкзак тяжелый, сам промок насквозь, идти по дороге безумно не хочется, а надо: это все забывается, а вспоминаться будет только хорошее. И после окончания похода ребята часто говорят: «Здорово было! Когда еще пойдем?»
Не забываем и такую область знаний, как краеведение: ребята изучают историю округа, особенности быта коренного народа – ненцев, знакомятся с природным и растительным миром Ямала – это позволяет привить воспитанникам достойное отношение к представителям других национальностей, уважение к их традициям и обычаям. И никто из наших детей не будет уничтожать окружающую природу, ведь тундра очень медленно восстанавливается, а без бескрайнего раздолья Север уже не тот.
Кроме этого, туристская деятельность позволяет выявить у подростков и иные, внутренние таланты. Если ребенок умеет играть на гитаре, замечательно поет, сочиняет смешные рассказы, хорошо заполняет походный дневник, умеет в трудную минуту рассмешить товарищей, а кому-то в проливной дождь удается разжечь костер и приготовить необыкновенный ужин, - то социальный статус таких подростков становится значительно выше, - ведь их никто не спрашивает об успеваемости и поведении, они в данный момент являются лидерами группы и их самооценка возрастает.
В заключении хочу предложить коллегам следующее: используйте более активно потенциал детско-юношеского туризма, потому что с помощью него можно развивать любую сторону личности подростка, исходя из задач, которые вы перед собой поставите:
- спортивное направление – совершенствуйте физические качества детей;
- краеведение – давайте им больше знаний по истории;
- экология – научите их любить и охранять природу;
- адаптация в социальной сфере – воспитывайте у ребят самоуважение и ответственность за порученное дело.
Если же вы хотите помочь ребенку стать сильным и достойным человеком во всех отношениях, то используйте полностью все представленные направления туристической деятельности.