Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в начальной школе.»
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в начальной школе.
Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости обучающихся-один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика-это залог положительного отношения к учению.
У детей должна быть мотивация –желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физическая культура и здоровье понятия неразделимые.
В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться алгоритма создания ситуации успеха:
Доброжелательность в классе.
Снятие страха
Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Педагогическая поддержка, помощь в процессе выполнения работы
Воздействие на учеников – педагогическое внушение
Оценивание
На своем уроке я применяю следующие технологии:
1. Технология дифференцированногообучения Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Например, (по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.
2. Игровые технологии помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению.
В силу особенностей первоклассников не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень, трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному. Для этого использую различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности как для играющих, так и для наблюдающих за игрой
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
- простота и доступность;
- каждый ребенок должен быть активным участником игры;
- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;
- безопасность используемого инвентаря;
- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.
Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.
Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.
Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения.
Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.
3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным.
5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Например, при обучении прыжка в длину с разбега, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.
6. Здоровье сберегающие технологии. Считаю, что урок физкультуры кроме решения задач в обучении детей разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений, развития физических качеств, обязан содействовать формированию у них устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Поэтому на первый план я выдвинула не только образовательные, а еще и оздоровительные задачи. Урок физической культуры является основной формой организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе. Цель преподавания физической культуры в начальных классах: сохранить достаточно высокий уровень реального здоровья каждого ученика, вооружив растущего человека багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, методологией здоровья и средствами его формирования.
Стремясь к тому, чтобы применение в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий носило целенаправленный характер, я включила в него следующие компоненты:
формирование у учащихся необходимости вести ЗОЖ;
формирование негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;
обучение необходимым для процесса здоровье сбережения знаниям и умениям, методикам по оздоровлению и укреплению организма;
формирование системы гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровье сберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Выводы:
Анализируя результаты своей деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт:
самосовершенствования самого учителя и его личного примера;
использования современных образовательных технологий;