"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфику, которая направлена на коррекцию и компенсацию нарушений. В отличие от физического воспитания здоровых детей, здесь основное внимание уделяется не только развитию физических качеств, но и коррекции нарушений, компенсации недостатков, социальной адаптации.
Контроль
Для контроля эффективности занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ используются, например:
Педагогическое наблюдение — преподаватель обращает внимание на поведение обучающихся, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости).
Метод опроса — позволяет получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.).
Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) — при лёгкой форме утомления ЧСС достигает 150 уд/мин., при сильном утомлении — 160–180 уд/мин., при переутомлении — 180–200 и более уд/минуту. При сильном утомлении или переутомлении обучающихся необходимо снизить нагрузку или прекратить занятия, выполнить упражнения на восстановление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»
Развитие физических навыков у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфику, которая направлена на коррекцию и компенсацию нарушений. В отличие от физического воспитания здоровых детей, здесь основное внимание уделяется не только развитию физических качеств, но и коррекции нарушений, компенсации недостатков, социальной адаптации.
Особенности развития физических навыков у обучающихся с ОВЗ включают классификацию, использование определённых методов, подбор упражнений и контроль эффективности занятий.
Классификация
Для целей физического воспитания важна классификация обучающихся с ОВЗ по характеру и степени двигательных ограничений. Некоторые категории и особенности развития физических навыков:
Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, сколиоз, артриты, ампутации) — важна коррекция осанки, развитие силы и выносливости в рамках доступных движений, предотвращение вторичных деформаций.
Нарушения зрения (слепота, слабовидение) — особое внимание уделяется развитию тактильного восприятия, слуховой ориентации, компенсаторных механизмов. Используются специальные методики и адаптированное оборудование.
Нарушения слуха (глухота, тугоухость) — необходимо использовать визуальные средства коммуникации, адаптировать упражнения под особенности восприятия информации.
Интеллектуальные нарушения (олигофрения) — упражнения должны быть простыми, понятными, повторяющимися, с акцентом на развитие основных движений и координации.
Методы
Некоторые методы проведения занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ:
Индивидуальный подход — программа должна учитывать специфику заболевания, степень выраженности нарушений, физические возможности ребёнка.
Постепенность и доступность — нагрузка увеличивается постепенно, упражнения адаптируются к возможностям ребёнка.
Комплексность — включает различные виды активности: ЛФК, игровые упражнения, адаптированные виды спорта.
Систематичность и регулярность — занятия проводятся регулярно, желательно ежедневно.
Положительная мотивация — создание комфортной атмосферы, поощрение успехов.
Упражнения
Некоторые упражнения для развития физических навыков у обучающихся с ОВЗ:
Упражнения на гимнастической скамейке — на развитие равновесия, координационных способностей и укрепления мышечного корсета спины.
Упражнения с обручами — для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений.
Упражнения в облегчённых условиях — например, бег под уклон, кувырок вперёд с небольшой горки.
Имитационные упражнения — например, «велосипед» в положение лёжа, метание без снаряда.
Использование ориентиров при передвижении — звуковых, осязательных, обонятельных.
Иллюстрации некоторых упражнений для физического воспитания обучающихся с ОВЗ:
Контроль
Для контроля эффективности занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ используются, например:
Педагогическое наблюдение — преподаватель обращает внимание на поведение обучающихся, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости).
Метод опроса — позволяет получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.).
Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) — при лёгкой форме утомления ЧСС достигает 150 уд/мин., при сильном утомлении — 160–180 уд/мин., при переутомлении — 180–200 и более уд/минуту. При сильном утомлении или переутомлении обучающихся необходимо снизить нагрузку или прекратить занятия, выполнить упражнения на восстановление.