kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфику, которая направлена на коррекцию и компенсацию нарушений. В отличие от физического воспитания здоровых детей, здесь основное внимание уделяется не только развитию физических качеств, но и коррекции нарушений, компенсации недостатков, социальной адаптации.

Контроль

  • Для контроля эффективности занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ используются, например:

  • Педагогическое наблюдение — преподаватель обращает внимание на поведение обучающихся, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости).
  • Метод опроса — позволяет получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.).
  • Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) — при лёгкой форме утомления ЧСС достигает 150 уд/мин., при сильном утомлении — 160–180 уд/мин., при переутомлении — 180–200 и более уд/минуту. При сильном утомлении или переутомлении обучающихся необходимо снизить нагрузку или прекратить занятия, выполнить упражнения на восстановление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»

Развитие физических навыков у обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфику, которая направлена на коррекцию и компенсацию нарушений. В отличие от физического воспитания здоровых детей, здесь основное внимание уделяется не только развитию физических качеств, но и коррекции нарушений, компенсации недостатков, социальной адаптации. 

Особенности развития физических навыков у обучающихся с ОВЗ включают классификацию, использование определённых методов, подбор упражнений и контроль эффективности занятий.

Классификация

Для целей физического воспитания важна классификация обучающихся с ОВЗ по характеру и степени двигательных ограничений. Некоторые категории и особенности развития физических навыков: 

  • Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, сколиоз, артриты, ампутации) — важна коррекция осанки, развитие силы и выносливости в рамках доступных движений, предотвращение вторичных деформаций.

  • Нарушения зрения (слепота, слабовидение) — особое внимание уделяется развитию тактильного восприятия, слуховой ориентации, компенсаторных механизмов. Используются специальные методики и адаптированное оборудование.

  • Нарушения слуха (глухота, тугоухость) — необходимо использовать визуальные средства коммуникации, адаптировать упражнения под особенности восприятия информации.

  • Интеллектуальные нарушения (олигофрения) — упражнения должны быть простыми, понятными, повторяющимися, с акцентом на развитие основных движений и координации.

Методы

Некоторые методы проведения занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ:

  • Индивидуальный подход — программа должна учитывать специфику заболевания, степень выраженности нарушений, физические возможности ребёнка.

  • Постепенность и доступность — нагрузка увеличивается постепенно, упражнения адаптируются к возможностям ребёнка.

  • Комплексность — включает различные виды активности: ЛФК, игровые упражнения, адаптированные виды спорта.

  • Систематичность и регулярность — занятия проводятся регулярно, желательно ежедневно.

  • Положительная мотивация — создание комфортной атмосферы, поощрение успехов.

Упражнения

Некоторые упражнения для развития физических навыков у обучающихся с ОВЗ:

  • Упражнения на гимнастической скамейке — на развитие равновесия, координационных способностей и укрепления мышечного корсета спины.

  • Упражнения с обручами — для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений.

  • Упражнения в облегчённых условиях — например, бег под уклон, кувырок вперёд с небольшой горки.

  • Имитационные упражнения — например, «велосипед» в положение лёжа, метание без снаряда.

  • Использование ориентиров при передвижении — звуковых, осязательных, обонятельных.

Иллюстрации некоторых упражнений для физического воспитания обучающихся с ОВЗ:


Контроль

Для контроля эффективности занятий по физическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ используются, например:

  • Педагогическое наблюдение — преподаватель обращает внимание на поведение обучающихся, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости).

  • Метод опроса — позволяет получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.).

  • Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) — при лёгкой форме утомления ЧСС достигает 150 уд/мин., при сильном утомлении — 160–180 уд/мин., при переутомлении — 180–200 и более уд/минуту. При сильном утомлении или переутомлении обучающихся необходимо снизить нагрузку или прекратить занятия, выполнить упражнения на восстановление.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие физических навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Шевелева Нурия Хасановна

Дата: 08.12.2025

Номер свидетельства: 678509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Индивидуальная карта динамического развития  и психолого-педагогического реабилитационного сопровождения в КГБОУ №1."
    ["seo_title"] => string(132) "individual-naia-karta-dinamichieskogho-razvitiia-i-psikhologho-piedaghoghichieskogho-rieabilitatsionnogho-soprovozhdieniia-v-kgbou-1"
    ["file_id"] => string(6) "331277"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464596708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства