Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "По тропе здоровья"»
Принята Утверждаю
на заседании педагогического директор МАОУ «Зареченская средняя
совета школы общеобразовательная школа
Протокол № ________ ____________ Н.Б.Осипова
от «_____ » ___________ 20___г Приказ № ____________
от «_____» _____________ 20___г.
Путешествие по тропе здоровья
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
для обучающихся 1 классов
Составитель:
Мокеева Наталья Петровна
учитель начальных классов
с. Тоцкое-2
2021-2022 г.
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи программы 6
Основные направления реализации программы 7
Планируемые результаты 9
Формы учета знаний и умений 15
Содержание программы 16
Тематическое планирование 18
Список литературы 27
Введение
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа.
Место реализациипрограммы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Планируемые результаты
После окончания I года обучения учащиеся должны
Знать:
задачи общей физической подготовки;
правила подвижных игр.
правила игры в шашки, шахматы;
цели и задачи упражнений с мячом;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
основы здорового образа жизни;
Уметь:
играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других.
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Тематическое планирование по программе «Путешествие по тропе здоровья»
1 класс – 33 часа
№
п/п
Форма работы
Тема
К
час
Место проведения
1
Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.
«Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг нее».
1
Школа, территория вокруг школы.
2
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Увернись от мяча»
1
Спортивная площадка.
3
Беседа
«Твой новый режим дня»
1
Кабинет нач. классов.
4
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Вороны и воробьи»
1
Спортивная площадка.
5
Экскурсия в осенний лес.
«Красота осенней природы».
1
Сосновый бор.
6
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
7
Внеклассное мероприятие
«Волшебница Гигиена»
1
Кабинет нач. классов.
8
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Паровозик»
«Увернись от мяча»
1
Спортивная площадка.
9
Знакомство с настольными играми.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
10
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Паровозик»
«Вороны и воробьи»
1
Спортивная площадка.
11
Беседа
«Сменная обувь. Зачем она?»
1
Кабинет нач. классов.
12
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Ловишки-перебежки»
«Паровозик»
1
Спортивная площадка.
13
Беседа. Час здоровья.
«Учимся не болеть»
1
Кабинет нач. классов.
14
Настольные игры.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
15
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Первые снежки»
1
Спортивная площадка.
16
Спортивные соревнования
Весёлые старты
1
Спортивный зал.
17
Подвижные игры на свежем воздухе.
Строим снежную крепость
1
Спортивная площадка.
18
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка.
19
Спортивные соревнования
Эстафета на санках.
1
Спортивная площадка.
20
Зимняя экскурсия.
«Красота зимней природы»
1
Окрестности вокруг школы
21
Беседа
«Польза и вред воды»
1
Кабинет нач. классов.
22
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на санках. Игра в снежки.
1
Спортивная площадка.
23
Лыжная прогулка.
«Первые шаги»
1
Спортивная площадка
24
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
25
Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.
Разучивание подвижных игр.
1
Спортивная площадка.
26
Подвижные игры и упражнения с мячами.
«Звонкий мяч»
1
Спортивный зал.
27
Динамическая прогулка.
«В гости к берёзкам».
1
Окрестности вокруг школы
28
Настольные игры.
Шашки, шахматы
1
Кабинет нач. классов.
29
Беседа
«Кто сколько жует – тот столько живет»
1
Кабинет нач. классов.
30
Проведение внеклассного мероприятия
«Здоровье Планеты – наше здоровье»
1
Кабинет нач. классов.
31
Экскурсия в весенний лес.
Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.