Просмотр содержимого документа
«Программа формирования УУД на уроках физической культуры.»
Программа
формирования УУД на уроках физической культуры
Исполнитель:
Чибранова Наталья Владимировна,
учитель физической культуры МБОУ ООШ №15 г. Ленинск-Кузнецкий
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель программы: формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в основной школе.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС.
Рассмотреть УУД на ступени основного образования.
Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры.
Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в основной школе.
Для решения задач и реализации программы планирую использовать следующие приёмы:
1. Урок организовывать, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет отдавать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
2. Задания давать, соответствующие возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.
3. На этапе начального разучивания уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.
На этапе углубленного изучения планировать работу в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
На этапе совершенствования – выявлять индивидуальные детали техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельно создавать различные условия и ситуации применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Этапы реализации программы:
1.Организационно - подготовительный:
- анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;
- изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме.
2. Технологический:
- актуализировать понимание учителя о способах формирования УУД на уроках физической культуры;
- систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры;
- систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры;
- способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.
3. Заключительный:
- сравнение результатов с ожидаемыми;
- теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов программы в педагогическую практику.
Ожидаемые результаты.
В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь обучающемуся:
- получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;
- обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;
- повысить интерес к предмету;
- повысить активность учащихся на уроках;
- повысить эффективность самостоятельной работы.
Педагогу:
- реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
- сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
- повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;
- повысить эстетическую привлекательность урока; привлечь учащихся к использованию ИКТ.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
Так, планирую учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;