"Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"
"Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цель проекта - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры.
Объект проекта - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы
Предмет проекта - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
ØИзучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
ØОбеспечить формирование УУД на уроках физической культуры
ØДать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
Проект должен привести к:
• положительной динамике в достижениях обучающихся по учебному предмету;
• более высокому уровеню сформированности компонентов учебной деятельности;
• повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.
Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированностьобщеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение Волжский городской лицей
РМЭ г. Волжск, 2013г.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культурыЗайцева О.В. - учитель физической культуры
Актуальность
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цель проекта - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры.
Объект проекта - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы
Предмет проекта - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры
Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
Проблема
формирование компетентности в самостоятельном мышлении,
приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения,
развить способность в работе с большим объёмом информации;
освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье»,
научить анализировать и подводить итоги,
научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь
Педагогу
реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;
повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке ;
повысить эстетическую привлекательность урока;
привлечь учащихся к использованию ИКТ
Обучающемуся
получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;
обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;
повысить интерес к предмету;
повысить активность учащихся на уроках , динамических часах, прогулках;
повысить эффективность самостоятельной работы
Универсальные учебные действия –это
умение учиться т.е способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Этапы реализации:
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
1. Организационно - подготовительный
полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности
анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;
изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме
способность к саморазвитию
и самосовершенствованию
Учебные универсальные действия
2. Технологический
3. Заключительный
Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры
Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры.
Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.
Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.
сравнение результатов с ожидаемыми;
теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику
смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор
планирование
целеполагание
Регулятивные УУД
саморегуляция
прогнозирование
оценка
контроль
коррекция
Познавательные универсальные учебные действия
Логические учебные действия
- анализ, синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждения;
- доказательство, выдвижение гипотиз
Общеучебные
- самостоятельное выделение, формулирование цели;
- поиск и выделение информации;
- структурирование знаний и др.
Знаково-символические действия
- преобразование моделей
Постановка и решение проблемы
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов — инициативное сотрудничество
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра
умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
1.Самоопре-деление
1.Соотнесение известного и неизвестного
Познавательные
2.Смысло-образование
1.Формулирование цели
2.Планирование
Коммуникативные
3.Оценка
2.Выделение необходимой информации
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
4.Способность к волевому усилию
3.Структурирование
2.Постановка вопросов
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
3.Разрешение конфликтов
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий
реализуется через педагогические технологии:
проектную;
информационную;
игровую
Технологический этап
Технологический этап
проектирование учебного процесса со следующих позиций
3 ПОЗИЦИЯ
учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом
Легкая
Личностные
атлетика
Гимнастика
Регулятивные
Спортивные
+
+
Познавательные
игры
Коммуникативные
+
Виды УУД
Лыжная
+
+
+
подготовка
+
+
+
+
Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.
Технологический этап
проектирование учебного процесса со следующих позиций
2 ПОЗИЦИЯ
Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК.
3 ПОЗИЦИЯ
Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.
Этап начального разучивания
Этап углубленного изучения
Этап совершенствования
Самоконтроль (рефлексия) и контроль
Разработаны :
Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ;
Комплексы утренней зарядки для начальной школы;
Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»;
Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»;
Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности» для обучающихся
Учебная
деятельность
Внеучебная
деятельность
ввне
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Внешкольная
деятельность
Внеурочная деятельность по предмету
Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.
Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.
Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.
Формы внеклассной работы
- однодневные походы
- конкурсы
- встречи
- выставки
- соревнования
- смотры
- месячники
Заключительный этап
Вывод
Проект должен привести к:
положительной динамике в достижениях обучающихся по учебному предмету;
более высокому уровеню сформированности компонентов учебной деятельности;
повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.
Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.
Информационные источники
http://standart.edu.ru/ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта
Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.
Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
http://nsportal.ru- социальная сеть работников образования