Трудность обучения на уроках физической культуры, в отличие от большинства других школьных предметов, нередко заключается в том, что школьники в какой-то степени по-своему умеют выполнять предлагаемые им задания (прыжок в длину, метание мяча, ведение мяча, бросок в корзину и т. д.). К сожалению, их умения и навыки во многих случаях формируются без должного целенаправленного педагогического контроля. В результате они не лишены ошибок, порой грубых и «закостенелых». Поэтому, как только учитель называет упражнение, у школьника «всплывает» прежний неверный образ движения.
В подобной ситуации важно сразу же сказать школьникам, что многие из них неверно выполняют движения, указать, в чем чаще всего они ошибаются, а при показе продемонстрировать правильное выполнение отдельных движений. При показе нужно всегда ставить, возможно, более конкретные задачи: на что должны, прежде всего, обратить внимание учащиеся.
Когда двигательное действие просто знакомо школьнику, т. е. он его видел, но сам не умеет выполнять, представление движений может возникнуть на основе ассоциаций (соединений) показа с теми «картинками», которые сохранились в его зрительной памяти. А эти «всплывшие» зрительные представления также могут быть ошибочными, неточными. Вследствие этого в школьной практике можно очень часто наблюдать такую картину. Учитель называет упражнение (например, бег с низкого старта или ведение мяча в баскетболе), кратко сообщает о том, где оно применяется? Показывает и затем предоставляет возможность: выполнить его учащимся. Школьники выполняют двигательное действие довольно уверененно, но с большим отклонением от показа.
Не нужно во всем винить учащихся. Они смотрели на учителя, но без должной установки на восприятие отдельных движений. Поэтому-то многие и выполнили заданное действие «по памяти». А ведь учитель мог предотвратить это в процессе обучения путем сосредоточение внимания школьников на показе упражнений, создания необходимой психологической установки на правильное восприятие отдельных движений. Конкретные приемы для этого широко известны каждому педагогу. В данной статье ставится цель лишь обратить внимание учителей на важность и необходимость их применения
Большое значение при обучении движения, имеет правильное объяснение. Объясняя их выполнение, нужно воздействовать на эмоции, чувства школьников. Эмоциональное возбуждение оптимальной силы обостряет психические процессы внимания, восприятия, представления мышления, так как возбуждение от эмоциональных центров распространяется на другие центры ( зрительный, слуховой, двигательные) и они становятся более работоспособными. Без необходимого эмоционального фона нельзя добиться успеха при показе и объяснении.
Эмоциональная окраска объяснения достигается различными приемами. Назовем некоторые из них. В методическом арсенале учителя физической культуры должны быть яркие примеры из спортивно-технических биографий выдающихся спортсменов. Их нужно приводить при объяснении техники двигательных действий, так как сейчас благодаря телевидению школьники знают представителей многих видов спорта. Умелая, не формальная, «не дежурная» связь показа и объяснения техники выдающихся спортсменов создаст тот благоприятный эмоциональный в психике школьника, без которого обучение осуществляется недостаточно успешно.
Показ и объяснение некоторых упражнений можно связывать с эмоциональными примерами из трудовой, жизненной и военной практики. Достаточно яркие эмоции возникают у школьников, когда учитель вызывает наиболее подготовленных ребят для показа и сопровождает этот показ своими объяснениями и комментариями. Многое зависит от эмоциональности, выразительности речи. Учителя часто пользуются расчлененным методом (обучение частями). При этом нельзя забывать, что не всякое расчленение повышает эффективность обучения. Важно, чтобы при расчленении не терялась инерция движущихся частей или всего тела (т. е. не было остановок) перед движениями, выполняемыми в целостном двигательном действии по инерции
1. Немаловажное значение имеет количество повторений упражнения в процессе обучения. Не надо стремиться к возможно большему числу повторений на первом этапе обучения. Это ведет к закреплению пока еще не точных движений. На первых этапах обучения число повторений должно быть наименьшим, а на более поздних этапах — наибольшим. Каждое повторение неточно выполняемого движения приносит для процесса обучения больше вреда, нежели пользы. Это постоянно должны помнить и учитель, и ученик. Говоря об ошибках, учителю крайне необходимо грамотно различать индивидуальное в технике и ошибочное. Границы индивидуального в связи с накопившимися биомеханическими знаниями в настоящее время раздвигаются на довольно обширные вариации в выполнении двигательных действий. Главное, что надо строго соблюдать,— основы техники. Индивидуальное не нарушает основу, а позволяет рациональнее использовать личные возможности при решении двигательной задачи. Индивидуальное нужно развивать, поощрять, чтобы избегать шаблона в технике.
Важно также помнить, что двигательный навык должен быть гибким, вариативным в зависимости от внешних условий. Поэтому и формировать его нужно в разнообразных условиях. Даже простейшие навыки бега и ходьбы имеют много вариантов — соответственно внешним условиям и двигательным задачам. Соблюдение всех вышеперечисленных условий будет значительно способствовать повышению эффективности обучения, которая заключается в быстром овладении учащимися технически правильными, прочными и гибкими умениями и навыками яркого показа, жестов учителя и в целом от его манеры ведения урока.
Литература:
Копылов Ю.А., Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания общеобразовательной школы, - М., 1991, ч.1, с.77.
Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе// Теория и практика физической культуры, 1990, №9, с. 10-14.
Протченко Т.А.; Полянская Н.В.; Не скудеет Россия талантами// Физическая культура в школе, 1996, №5, с. 2-5.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышать эффективность процесса обучения »
Повышать эффективность процесса обучения
Жуматаев А.У.
школа им.Карима Мынбаева
Нуринского района,Карагандинской области
Трудность обучения на уроках физической культуры, в отличие от большинства других школьных предметов, нередко заключается в том, что школьники в какой-то степени по-своему умеют выполнять предлагаемые им задания (прыжок в длину, метание мяча, ведение мяча, бросок в корзину и т. д.). К сожалению, их умения и навыки во многих случаях формируются без должного целенаправленного педагогического контроля. В результате они не лишены ошибок, порой грубых и «закостенелых». Поэтому, как только учитель называет упражнение, у школьника «всплывает» прежний неверный образ движения.
В подобной ситуации важно сразу же сказать школьникам, что многие из них неверно выполняют движения, указать, в чем чаще всего они ошибаются, а при показе продемонстрировать правильное выполнение отдельных движений. При показе нужно всегда ставить, возможно, более конкретные задачи: на что должны, прежде всего, обратить внимание учащиеся.
Когда двигательное действие просто знакомо школьнику, т. е. он его видел, но сам не умеет выполнять, представление движений может возникнуть на основе ассоциаций (соединений) показа с теми «картинками», которые сохранились в его зрительной памяти. А эти «всплывшие» зрительные представления также могут быть ошибочными, неточными. Вследствие этого в школьной практике можно очень часто наблюдать такую картину. Учитель называет упражнение (например, бег с низкого старта или ведение мяча в баскетболе), кратко сообщает о том, где оно применяется? Показывает и затем предоставляет возможность: выполнить его учащимся. Школьники выполняют двигательное действие довольно уверененно, но с большим отклонением от показа.
Не нужно во всем винить учащихся. Они смотрели на учителя, но без должной установки на восприятие отдельных движений. Поэтому-то многие и выполнили заданное действие «по памяти». А ведь учитель мог предотвратить это в процессе обучения путем сосредоточение внимания школьников на показе упражнений, создания необходимой психологической установки на правильное восприятие отдельных движений. Конкретные приемы для этого широко известны каждому педагогу. В данной статье ставится цель лишь обратить внимание учителей на важность и необходимость их применения
Большое значение при обучении движения, имеет правильное объяснение. Объясняя их выполнение, нужно воздействовать на эмоции, чувства школьников. Эмоциональное возбуждение оптимальной силы обостряет психические процессы внимания, восприятия, представления мышления, так как возбуждение от эмоциональных центров распространяется на другие центры ( зрительный, слуховой, двигательные) и они становятся более работоспособными. Без необходимого эмоционального фона нельзя добиться успеха при показе и объяснении.
Эмоциональная окраска объяснения достигается различными приемами. Назовем некоторые из них. В методическом арсенале учителя физической культуры должны быть яркие примеры из спортивно-технических биографий выдающихся спортсменов. Их нужно приводить при объяснении техники двигательных действий, так как сейчас благодаря телевидению школьники знают представителей многих видов спорта. Умелая, не формальная, «не дежурная» связь показа и объяснения техники выдающихся спортсменов создаст тот благоприятный эмоциональный в психике школьника, без которого обучение осуществляется недостаточно успешно.
Показ и объяснение некоторых упражнений можно связывать с эмоциональными примерами из трудовой, жизненной и военной практики. Достаточно яркие эмоции возникают у школьников, когда учитель вызывает наиболее подготовленных ребят для показа и сопровождает этот показ своими объяснениями и комментариями. Многое зависит от эмоциональности, выразительности речи. Учителя часто пользуются расчлененным методом (обучение частями). При этом нельзя забывать, что не всякое расчленение повышает эффективность обучения. Важно, чтобы при расчленении не терялась инерция движущихся частей или всего тела (т. е. не было остановок) перед движениями, выполняемыми в целостном двигательном действии по инерции
1. Немаловажное значение имеет количество повторений упражнения в процессе обучения. Не надо стремиться к возможно большему числу повторений на первом этапе обучения. Это ведет к закреплению пока еще не точных движений. На первых этапах обучения число повторений должно быть наименьшим, а на более поздних этапах — наибольшим. Каждое повторение неточно выполняемого движения приносит для процесса обучения больше вреда, нежели пользы. Это постоянно должны помнить и учитель, и ученик. Говоря об ошибках, учителю крайне необходимо грамотно различать индивидуальное в технике и ошибочное. Границы индивидуального в связи с накопившимися биомеханическими знаниями в настоящее время раздвигаются на довольно обширные вариации в выполнении двигательных действий. Главное, что надо строго соблюдать,— основы техники. Индивидуальное не нарушает основу, а позволяет рациональнее использовать личные возможности при решении двигательной задачи. Индивидуальное нужно развивать, поощрять, чтобы избегать шаблона в технике.
Важно также помнить, что двигательный навык должен быть гибким, вариативным в зависимости от внешних условий. Поэтому и формировать его нужно в разнообразных условиях. Даже простейшие навыки бега и ходьбы имеют много вариантов — соответственно внешним условиям и двигательным задачам. Соблюдение всех вышеперечисленных условий будет значительно способствовать повышению эффективности обучения, которая заключается в быстром овладении учащимися технически правильными, прочными и гибкими умениями и навыками яркого показа, жестов учителя и в целом от его манеры ведения урока.
Литература:
Копылов Ю.А., Классификация и анализ раздела «Основы знаний» программы физического воспитания общеобразовательной школы, - М., 1991, ч.1, с.77.
Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе// Теория и практика физической культуры, 1990, №9, с. 10-14.
Протченко Т.А.; Полянская Н.В.; Не скудеет Россия талантами// Физическая культура в школе, 1996, №5, с. 2-5.