Обучение школьников прыжкам в длину желательно начинать с 11-12 летнего возраста. И хотя у детей менее мощное, чем у взрослых, отталкивание и ниже траектория полета, они успешно осваивают технику прыжка. Как правило, учащиеся, начавшие занятия прыжками в 11-12 лет, к 15-16 годам показывают уже довольно высокие результаты.
Однако, прежде чем приступить к обучению прыжкам в длину, я помогаю учащимся получить необходимую беговую и прыжковую подготовку. И уже в ходе первых уроков решаю следующие задачи: 1) четким показом ( самим учителем или хорошо подготовленным учеником) создаю у занимающихся ясное представление об изученном прыжке;
2) учу прыжкам с места ( со старта пловца), отталкиваясь обеими ногами ( чтобы заинтересовать школьников, провожу это в игровой форме: «кто дальше?», « Кто выше?»);
3) учу отталкиванию и затем полету в шаге с 1, 3, 5 шагов разбега.
Именно на этом этапе обращаю внимание на синхронность движений маховой ногой и толчковой. Добившись желаемого результата, перехожу, как это и предусмотрено программой для 4 класса, к освоению наиболее доступного учащимся прыжкам в длину способом « Согнув ноги».
Научив отталкиванию и вылету в шаге с 3 и 5 шагов разбега, ставлю задачу научить группировке после вылета, подтягивая толчковую ногу к маховой. Чтобы учащиеся быстрее поняли меня, рекомендую им в полете подтянуть ноги к груди. Помогает в этом использование упражнений на гимнастических кольцах или перекладине, когда в раскачивании занимающемуся предлагается подтянуть ноги к груди, затем сделать соскок на маты, имитируя выход в шаге с подтягиванием толчковой ноги к маховой.
При освоении первоначальных навыков в прыжках в длину необходимо включать в уроки как можно больше специальных, подводящих и подготовительных упражнений. Я отвожу на них приблизительно 65-75 % учебного времени, и лишь 35-25% составляют непосредственно прыжки. Различие в процентном отношении зависит от уровня освоения школьниками учебного материала.
Не забываю и о развитии необходимых физических качеств. Акцент при этом делаю на укрепление стопы, развитие прыгучести, скоростно-силовых возможностей. Для этого использую бег с ускорением, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени; прыжковый бег по разметкам- кружкам или квадратам; прыжки с ноги на ногу; отталкивание вверх с приземлением на маховую ногу; прыжки с разбега по наклонной дорожке и др.
Когда учащиеся освоят отталкивание и полет в группировке, приступаю к обучению разбегу в сочетании с отталкиванием. Это самый трудный и главный этап в обучении прыжкам, он требует гораздо больше внимания и времени. Прежде всего, необходимо определить каждой возрастной группе длину разбега. Она приблизительно составляет: для мальчиков 12 лет- 15-18 м, 13 лет-17-20 м, 14 лет-19-22 м, 15 лет-22-25 м; для девочек- соответственно по годам на 3-4 м меньше. Зависит длина разбега и от физической подготовленности учащихся.
Дети ( особенно девочки) обычно не умеют удерживать постоянную длину шага в разбеге. И это обязательно нужно учитывать при обучении. Я помогаю каждому занимающемуся определить его индивидуальную длину разбега и отметить « стартовую линию». Затем предлагаю несколько раз пробежать по дорожке разбега для выяснения разницы длины шага. После этого необходимо предоставить каждому несколько попыток разбега с последующим отталкиванием от бруска. Уже на данном этапе идет корректировка: в зависимости от заступа или не доступа передвигается в ту или иную сторону индивидуальная линия старта разбега. Можно использовать и отметки по длине шага. Все упражнения требуют многократных повторений. Когда учащиеся научатся делать разбег с более или менее постоянной длиной шага, предлагаю каждому от попытки к попытке усиливать скорость разбега. Так как разбег и отталкивание на большой скорости подчас бывают не под силу даже мастерам спорта, я ни при каких обстоятельствах не упрекаю ребят в не умении, а стараюсь целеустремленно добиваться от них решения поставленной задачи.
Наконец наступает момент, когда я убеждаюсь, что учащиеся в доступной степени овладели разбегом, отталкиванием и подтягиванием коленей к груди в полете. Для меня это сигнал к обучению приземлению. В его ходе не устаю обращать внимания на то, чтобы учащиеся стремились направлять(«выбрасывать»)ноги как можно дальше вперед. Чтобы создать двигательное представление о приземлении, пользуюсь показом его в исполнении самым подготовленным учеником. Демонстрирую также рисунки, диафильмы, кинокольцовки. Комментирую прыжки, выполняемые учащимися с места через резинку, натянутую на определенной высоте, с заданием выбросить ноги за специальную отметку. Для освоения данного движения применяю такие примерные упражнения:
1)на высокой перекладине из раскачивания в висе соскок разгибом после подстягивания коленей к кистям;
2) то же, но через натянутую резинку;
3) на гимнастических кольцах в каче назад подтянуть колени к груди,а в каче вперед перенести ноги через натянутую резинку, установленную за определенной отметкой на гимнастических матах;
4) то же, но в каче на канате.
Закончив обучение всем фазам прыжка в отдельности, перехожу к совершенствованию его в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучая прыжкам в длину »
Обучая прыжкам в длину.
Обучение школьников прыжкам в длину желательно начинать с 11-12 летнего возраста. И хотя у детей менее мощное, чем у взрослых, отталкивание и ниже траектория полета, они успешно осваивают технику прыжка. Как правило, учащиеся, начавшие занятия прыжками в 11-12 лет, к 15-16 годам показывают уже довольно высокие результаты.
Однако, прежде чем приступить к обучению прыжкам в длину, я помогаю учащимся получить необходимую беговую и прыжковую подготовку. И уже в ходе первых уроков решаю следующие задачи: 1) четким показом ( самим учителем или хорошо подготовленным учеником) создаю у занимающихся ясное представление об изученном прыжке;
2) учу прыжкам с места ( со старта пловца), отталкиваясь обеими ногами ( чтобы заинтересовать школьников, провожу это в игровой форме: «кто дальше?», « Кто выше?»);
3) учу отталкиванию и затем полету в шаге с 1, 3, 5 шагов разбега.
Именно на этом этапе обращаю внимание на синхронность движений маховой ногой и толчковой. Добившись желаемого результата, перехожу, как это и предусмотрено программой для 4 класса, к освоению наиболее доступного учащимся прыжкам в длину способом « Согнув ноги».
Научив отталкиванию и вылету в шаге с 3 и 5 шагов разбега, ставлю задачу научить группировке после вылета, подтягивая толчковую ногу к маховой. Чтобы учащиеся быстрее поняли меня, рекомендую им в полете подтянуть ноги к груди. Помогает в этом использование упражнений на гимнастических кольцах или перекладине, когда в раскачивании занимающемуся предлагается подтянуть ноги к груди, затем сделать соскок на маты, имитируя выход в шаге с подтягиванием толчковой ноги к маховой.
При освоении первоначальных навыков в прыжках в длину необходимо включать в уроки как можно больше специальных, подводящих и подготовительных упражнений. Я отвожу на них приблизительно 65-75 % учебного времени, и лишь 35-25% составляют непосредственно прыжки. Различие в процентном отношении зависит от уровня освоения школьниками учебного материала.
Не забываю и о развитии необходимых физических качеств. Акцент при этом делаю на укрепление стопы, развитие прыгучести, скоростно-силовых возможностей. Для этого использую бег с ускорением, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени; прыжковый бег по разметкам- кружкам или квадратам; прыжки с ноги на ногу; отталкивание вверх с приземлением на маховую ногу; прыжки с разбега по наклонной дорожке и др.
Когда учащиеся освоят отталкивание и полет в группировке, приступаю к обучению разбегу в сочетании с отталкиванием. Это самый трудный и главный этап в обучении прыжкам, он требует гораздо больше внимания и времени. Прежде всего, необходимо определить каждой возрастной группе длину разбега. Она приблизительно составляет: для мальчиков 12 лет- 15-18 м, 13 лет-17-20 м, 14 лет-19-22 м, 15 лет-22-25 м; для девочек- соответственно по годам на 3-4 м меньше. Зависит длина разбега и от физической подготовленности учащихся.
Дети ( особенно девочки) обычно не умеют удерживать постоянную длину шага в разбеге. И это обязательно нужно учитывать при обучении. Я помогаю каждому занимающемуся определить его индивидуальную длину разбега и отметить « стартовую линию». Затем предлагаю несколько раз пробежать по дорожке разбега для выяснения разницы длины шага. После этого необходимо предоставить каждому несколько попыток разбега с последующим отталкиванием от бруска. Уже на данном этапе идет корректировка: в зависимости от заступа или не доступа передвигается в ту или иную сторону индивидуальная линия старта разбега. Можно использовать и отметки по длине шага. Все упражнения требуют многократных повторений. Когда учащиеся научатся делать разбег с более или менее постоянной длиной шага, предлагаю каждому от попытки к попытке усиливать скорость разбега. Так как разбег и отталкивание на большой скорости подчас бывают не под силу даже мастерам спорта, я ни при каких обстоятельствах не упрекаю ребят в не умении, а стараюсь целеустремленно добиваться от них решения поставленной задачи.
Наконец наступает момент, когда я убеждаюсь, что учащиеся в доступной степени овладели разбегом, отталкиванием и подтягиванием коленей к груди в полете. Для меня это сигнал к обучению приземлению. В его ходе не устаю обращать внимания на то, чтобы учащиеся стремились направлять(«выбрасывать»)ноги как можно дальше вперед. Чтобы создать двигательное представление о приземлении, пользуюсь показом его в исполнении самым подготовленным учеником. Демонстрирую также рисунки, диафильмы, кинокольцовки. Комментирую прыжки, выполняемые учащимися с места через резинку, натянутую на определенной высоте, с заданием выбросить ноги за специальную отметку. Для освоения данного движения применяю такие примерные упражнения:
1)на высокой перекладине из раскачивания в висе соскок разгибом после подстягивания коленей к кистям;
2) то же, но через натянутую резинку;
3) на гимнастических кольцах в каче назад подтянуть колени к груди,а в каче вперед перенести ноги через натянутую резинку, установленную за определенной отметкой на гимнастических матах;
4) то же, но в каче на канате.
Закончив обучение всем фазам прыжка в отдельности, перехожу к совершенствованию его в целом.