Просмотр содержимого документа
«Методы контроля и самоконтроля педагога спортивного направления»
Методы контроля и самоконтроля педагога спортивного направления
Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.
Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:
- индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);
- фонд двигательных умений и навыков;
- мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.
На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.
Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:
- контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов);
- контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики).
Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:
- контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;
- контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;
- контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);
- контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).
Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.
Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.
Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:
журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость);
учетная карточка (учет участия в соревнованиях);
протоколы тестирования и соревнований;
медицинские карточки;
журнал учета травм (на спортивных базах);
книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта);
неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся.
Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.
Входной контроль – изучение способностей обучающихся к определенному виду деятельности;
Текущий контроль – это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогическим работником в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с Программой;
Промежуточная аттестация - процесс определения уровня эффективности освоения Программы на определенном этапе обучения;
Итоговая аттестация - это процесс определения уровня выполнения Программы по завершении всего курса обучения.
- полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания).
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание физических качеств;
- изменение состояния организма.
Педагогический контроль на занятиях преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у обучающихся.
Основным средством определения уровня развития физических качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры и пр. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы:
1) физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;
2) физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину или в высоту с места и т.д.).
Проверка проводится в одинаковых условиях для всех обучающихся. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются.
Самоконтроль - самостоятельные регулярные наблюдения занимающегося с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом.
Задачи самоконтроля:
Расширить знания о физическом развитии.
Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
Ознакомиться с простейшими доступными методами самоконтроля.
Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. В дневнике рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные (вес, пульс, тренировочные нагрузки и т.д.).
Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически - совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.
Самоконтроль помогает физкультурнику и спортсмену лучше познать самого себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимулирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм. Самоконтроль позволяет занимающимся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние перетренировки.