kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Введение. За прошедший адаптационный период перехода с украинской системы образования на российский ФГОС произошел качественный скачок в развитии новых технологий, резко возросла потребность общества в людях, обладающих не только нестандартным мышлением, но обладающих отменным здоровьем. Они должны вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, уметь ставить и решать новые задачи. Следовательно, одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Современный учитель физической культуры должен не только развивать физические способности своих учеников, но и научить формировать навыки самостоятельных физических занятий, а также сознательно укреплять свои тела физическими упражнениями. Компетенции - это знания, умения, опыт в области не только физической культуры. Поэтому учитель должен передать своему ученику не только знания о его физических способностях, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.п. Компетентностный подход по В.А.Болотову - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. Все предметники, в том числе и учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции: Ключевые компетенции: • Социальная компетенция, включающие в себя спортивные игры как средство развития социальной компетенции (сотрудничество как родителей так и детей в том числе, это клуб «Всегда вместе», разработан на базе УВК, там же работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование. В игре учащиеся включаются в творческий процесс, вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией, а не только обладать физическими, эмоциональными, умственными качествами. Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут: • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; • Готовность следовать правилам игры (то есть обладание кругом соответствующих умений); • Готовность систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими; • Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды; • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком. Познавательная компетенция: – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями. Личностная компетенция: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний. Информационная компетенция. В УВК на уроках физкультуры при помощи телевизора и информационных технологий учащиеся формируют не только умения самостоятельного поиска, но смогут сделать анализ и отбор необходимой информации, ее организации, преобразования, сохранения и передачи. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков ( на базе УВК работают факультативы не только русого языка, но и украинского и крымско-татарского), способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Самообразовательная компетенция включает в себя не только способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, но и ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития- особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями, а также особенностями организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональными направленностями и планированием. Кроме того они выполняют индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья). Компетентное отношение к собственному здоровью: – соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний. Предметные компетенции: Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры, а также факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека. Кроме того выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности) и аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности. По возможности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний): - выполнять передвижение с грузом (тряпичный мешок с морской солью), преодолевать препятствия способом перелазаний, передвижения в висе и упоре на руках (юноши); - выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки); - выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (например, спортивно – туристический слет на урочище Таш-Джарган) Спортивно-рекреативная компетенция. Ее сущность заключается в конкретном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности (походы в Бахчисарайский, Симферопольский и Алуштинский туристический комплекс). Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов: • Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков. • Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке. • Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной). • Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность. Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека Список литературы: 1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11;

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. »

ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Введение.

За прошедший адаптационный период перехода с украинской системы образования на российский ФГОС произошел качественный скачок в развитии новых технологий, резко возросла потребность общества в людях, обладающих не только нестандартным мышлением, но обладающих отменным здоровьем. Они должны вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, уметь ставить и решать новые задачи. Следовательно, одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Современный учитель физической культуры должен не только развивать физические способности своих учеников, но и научить формировать навыки самостоятельных физических занятий, а также сознательно укреплять свои тела физическими упражнениями.

Компетенции - это знания, умения, опыт в области не только физической культуры. Поэтому учитель должен передать своему ученику не только знания о его физических способностях, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.п.

Компетентностный подход по В.А.Болотову - это способность человека   эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.   

Все предметники, в том числе и учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции:

Ключевые компетенции:

  • Социальная компетенция, включающие в себя спортивные игры как средство развития социальной компетенции (сотрудничество как родителей так и детей в том числе, это клуб «Всегда вместе», разработан на базе УВК, там же работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование.

В игре учащиеся включаются в творческий процесс, вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией, а не только обладать физическими, эмоциональными, умственными качествами.

Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:

• Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

• Готовность следовать правилам игры (то есть обладание кругом соответствующих умений);

• Готовность систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;

• Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;

• Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.

Познавательная компетенция:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетенция:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

Информационная компетенция. В УВК на уроках физкультуры при помощи телевизора и информационных технологий учащиеся формируют не только умения самостоятельного поиска, но смогут сделать анализ и отбор необходимой информации, ее организации, преобразования, сохранения и передачи. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков ( на базе УВК работают факультативы не только русого языка, но и украинского и крымско-татарского), способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Самообразовательная компетенция включает в себя не только способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, но и ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития- особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями, а также особенностями организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональными направленностями и планированием. Кроме того они выполняют индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).

Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;

– клиническое здоровье;

– физическое здоровье;

– уровень валеологических знаний.

Предметные компетенции:

Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры, а также факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека. Кроме того выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности) и аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности. По возможности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):

- выполнять передвижение с грузом (тряпичный мешок с морской солью), преодолевать препятствия способом перелазаний, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);

- выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);

- выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (например, спортивно – туристический слет на урочище Таш-Джарган)

Спортивно-рекреативная компетенция. Ее сущность заключается в конкретном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности (походы в Бахчисарайский, Симферопольский и Алуштинский туристический комплекс).

Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:

  • Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.

  • Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.

  • Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).

  • Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность.

Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека

Список литературы:

  1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11;

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

  3. Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/

  4. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – с. 337.

  5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма  обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". -  2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В  надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

  6. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к  формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской  дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление  российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -  http://www.eidos.ru/conf/  

  7. О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22;

  8. Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. – М., Когито-центр, 2002.

  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //  Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр  дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.  

  10. Хуторской А.В.. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm;



Автор: Варганов Александр Александрович

Должность: заведующий кафедры дисциплин развивающего цикла

Место работы: Учебно-воспитательный комплекс Украинская школа-гимназия

Месторасположение: Республика Крым г. Симферополь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Варганов Александр Александрович

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141100

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства