ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Введение.
За прошедший адаптационный период перехода с украинской системы образования на российский ФГОС произошел качественный скачок в развитии новых технологий, резко возросла потребность общества в людях, обладающих не только нестандартным мышлением, но обладающих отменным здоровьем. Они должны вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, уметь ставить и решать новые задачи. Следовательно, одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Современный учитель физической культуры должен не только развивать физические способности своих учеников, но и научить формировать навыки самостоятельных физических занятий, а также сознательно укреплять свои тела физическими упражнениями.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области не только физической культуры. Поэтому учитель должен передать своему ученику не только знания о его физических способностях, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.п.
Компетентностный подход по В.А.Болотову - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
Все предметники, в том числе и учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции:
Ключевые компетенции:
• Социальная компетенция, включающие в себя спортивные игры как средство развития социальной компетенции (сотрудничество как родителей так и детей в том числе, это клуб «Всегда вместе», разработан на базе УВК, там же работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование.
В игре учащиеся включаются в творческий процесс, вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией, а не только обладать физическими, эмоциональными, умственными качествами.
Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:
• Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• Готовность следовать правилам игры (то есть обладание кругом соответствующих умений);
• Готовность систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
• Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
• Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.
Познавательная компетенция:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетенция:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
Информационная компетенция. В УВК на уроках физкультуры при помощи телевизора и информационных технологий учащиеся формируют не только умения самостоятельного поиска, но смогут сделать анализ и отбор необходимой информации, ее организации, преобразования, сохранения и передачи. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков ( на базе УВК работают факультативы не только русого языка, но и украинского и крымско-татарского), способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Самообразовательная компетенция включает в себя не только способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, но и ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития- особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями, а также особенностями организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональными направленностями и планированием. Кроме того они выполняют индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).
Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Предметные компетенции:
Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры, а также факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека. Кроме того выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности) и аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности. По возможности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):
- выполнять передвижение с грузом (тряпичный мешок с морской солью), преодолевать препятствия способом перелазаний, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);
- выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);
- выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (например, спортивно – туристический слет на урочище Таш-Джарган)
Спортивно-рекреативная компетенция. Ее сущность заключается в конкретном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности (походы в Бахчисарайский, Симферопольский и Алуштинский туристический комплекс).
Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:
• Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.
• Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.
• Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).
• Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность.
Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека
Список литературы:
1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. »
ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Введение.
За прошедший адаптационный период перехода с украинской системы образования на российский ФГОС произошел качественный скачок в развитии новых технологий, резко возросла потребность общества в людях, обладающих не только нестандартным мышлением, но обладающих отменным здоровьем. Они должны вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, уметь ставить и решать новые задачи. Следовательно, одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Современный учитель физической культуры должен не только развивать физические способности своих учеников, но и научить формировать навыки самостоятельных физических занятий, а также сознательно укреплять свои тела физическими упражнениями.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области не только физической культуры. Поэтому учитель должен передать своему ученику не только знания о его физических способностях, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.п.
Компетентностный подход по В.А.Болотову - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
Все предметники, в том числе и учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции:
Ключевые компетенции:
Социальная компетенция, включающие в себя спортивные игры как средство развития социальной компетенции (сотрудничество как родителей так и детей в том числе, это клуб «Всегда вместе», разработан на базе УВК, там же работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;развитие личностных качеств, саморегулирование.
В игре учащиеся включаются в творческий процесс, вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией, а не только обладать физическими, эмоциональными, умственными качествами.
Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:
• Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• Готовность следовать правилам игры (то есть обладание кругом соответствующих умений);
• Готовность систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
• Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
• Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива, а также целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры, пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками, использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.
Познавательная компетенция:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетенция:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
Информационная компетенция. В УВК на уроках физкультуры при помощи телевизора и информационных технологий учащиеся формируют не только умения самостоятельного поиска, но смогут сделать анализ и отбор необходимой информации, ее организации, преобразования, сохранения и передачи. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков ( на базе УВК работают факультативы не только русого языка, но и украинского и крымско-татарского), способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Самообразовательная компетенция включает в себя не только способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения, но и ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития- особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями, а также особенностями организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональными направленностями и планированием. Кроме того они выполняют индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).
Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Предметные компетенции:
Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры, а также факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека. Кроме того выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности) и аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности. По возможности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):
- выполнять передвижение с грузом (тряпичный мешок с морской солью), преодолевать препятствия способом перелазаний, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);
- выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);
- выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (например, спортивно – туристический слет на урочище Таш-Джарган)
Спортивно-рекреативная компетенция. Ее сущность заключается в конкретном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности (походы в Бахчисарайский, Симферопольский и Алуштинский туристический комплекс).
Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:
Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.
Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.
Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).
Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность.
Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека
Список литературы:
Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11;
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/
Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – с. 337.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/
О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22;
Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. – М., Когито-центр, 2002.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
Хуторской А.В.. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm;
Автор: Варганов Александр Александрович
Должность: заведующий кафедры дисциплин развивающего цикла
Место работы: Учебно-воспитательный комплекс Украинская школа-гимназия