kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Реализация технологии деятельностного подхода в процессе физического воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка                                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Реализация технологии деятельностного подхода в процессе физического воспитания"»

Кафедра «Физическая культура. Психология»


РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.


Что такое деятельностный подход?

Деятельностный подход - усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности

Главный тезис деятельностного подхода к обучению: «Научить учиться»

Такой подход в обучении предполагает, что:

1) знания приобретаются и проявляются только в деятельности;

2) за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Показатели результативности деятельностного подхода в работе с обучающимися:

  • учебные (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

  • личностные (выражающие изменения личностных качеств ребенка).


Компетентность обучающихся в сфере познавательной деятельности выражается в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности

  1. учебно-управленческие умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися:

  • определять цели и задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по реализации поставленных целей и задач (планировать свою деятельность);

  • владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики задачи;

  • самостоятельно оценивать свою деятельность посредством сравнения с деятельностью других детей, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормативами или требованиями;

  • оценивать деятельность других обучающихся посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

  • вносить необходимые изменения в содержание и объем работы, в последовательность и время ее выполнения;

  • умение организовать свое рабочее (учебное) место;

  • навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;


  1. учебно-информационные умения обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач:

а) умения работать с письменными текстами:

б) умения пользоваться компьютерными источниками информации;

в) умения работать с реальными объектами как источниками информации:

  1. учебно-логические умения обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:

  • анализ и синтез:

  • сравнение:

  • обобщение и классификация;

  • определение понятий;

  • доказательство и опровержение;

  • определение и решение проблем:




Группы личностных качеств ребенка

1) организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося (терпение, воля, самоконтроль);

2) ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка (самооценка, интерес к занятиям в детском объединении);

3) поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе

(конфликтность, тип сотрудничества)


Реализация технологий деятельностного подхода в процессе физического воспитания.

В течение 5 лет МОУ «СОШ №53» и, в том числе кафедра «Физическая культура. Психология », работали над единой методической темой школы «Деятельностная парадигма в образовании». Все педагоги представили свой опыт по методической теме школы. Кафедра провела открытое заседание для педагогов школы, на котором представили свой опыт Агишева Т.В., Демешкина М.А., Виноградова С.А. Были проведены открытые уроки по физической культуре Родионовой г,в., Агишевой т.В., Демешкиной М.А., на которых очень четко прослеживается реализация деятельностного подхода в обучении.

Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данный принцип определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности. Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.

Реализация деятельностного подхода – это стержень федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Особое внимание уделяется формированию опыта самостоятельной творческой, проектной деятельности обучающихся на уроках физической культуры (разработка и выполнение комплексов физических упражнений, проектирование индивидуальных программ спортивного и физического совершенствования, составление плана комплексной подготовки к соревнованиям и др.), присвоению обучающимися ценностей физической культуры.

В государственном программном документе заложена возможность реального дифференцированного подхода к физическому развитию и воспитанию. Обязательный минимум определяет возможность получения разнообразных знаний-умений-навыков обучающимся. Требования к уровню подготовки обучающихся устанавливают тот объем содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником . Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: они проверяют, прежде всего, сформированность умений и навыков физической культуры, способность детей применять их в самостоятельной деятельности. Примером этого может служить уже название рубрик «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», где требования раскрываются через конкретные действия ученика: "уметь передвигаться различными способами...", "выполнять комплексы утренней гимнастики", "преодолевать безопасными способами естественные и искусственные препятствия" и др.

Особое внимание к тем умениям и навыкам, которые выходят за рамки узкопредметных и составляют содержание общих, жизненно важных умений. Так, это – простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. Это – умения, связанные с речевой деятельностью: участие в диалоге при обучении двигательным действиям, объяснение правил выполнения физических упражнений или подвижных игр, элементарное обоснование качеств выполнения физических упражнений и др. В организационной деятельности соответственно, это умения выполнять задания учителя и самостоятельно устанавливать последовательность упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, умения изменять физическую нагрузку, исходя из индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия, а также умения сотрудничать в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований. Особое внимание уделяется восстановлению организма после выполнения значительных физических нагрузок

Физкультурно-оздоровительную деятельность своим предметным содержанием ориентируется на укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма школьников, обогащение их двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями, развитие инициативы и творчества в самостоятельных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Стандарт требует от учителя приоритета личностно-ориентированного подхода, направленности процесса обучения на всестороннее физическое развитие, физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся, реальный учет их возрастных потребностей, возможностей и интереса к занятиям физической культурой, подвижным играм. Одним из путей решения этих задач является планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования. Например, планирование физических упражнений, динамика их нагрузки в соответствии с

С целью повышения активности процессов внимания, памяти и мышления, совершенствования работоспособности, включаются как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера.

В процессе реализации образовательно-познавательной направленности обучения учитель знакомит учащихся со способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, формирует умения по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее разученного учебного материала, раскрывает значение физической культуры для развития человека, его хорошего самочувствия и успешности обучения.

Воспитывающий потенциал содержания образования характеризуется учебным материалом, значимым для формирования общей культуры обучающихся, их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки в последующем закрепляют в систему самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, ориентировать обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры, но и на других предметах. Практико-ориентированный подход предопределил включение в содержание образования достаточного объема жизненно-важных двигательных навыков и умений, развитие основных физических качеств, необходимых учащимся в их повседневной жизни. Такой подход требует внимания учителя не только к урокам физической культуры, но и к физкультурно-оздоровительным занятиям в режиме учебного дня и учебной недели, к спортивно-массовым мероприятиям и педагогически организованным внеклассным формам (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).

При организации целостного образовательного процесса используются межпредметные связи. Предметы: окружающий мир, искусство, музыка, биология, история, физика, обж и др. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре образовательных дисциплин, целесообразно в первую очередь ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания дисциплины физической культуры.

Реализация деятельностного подхода к организации обучения формирует у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у обучающихся происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма.

Основное содержание программ осваивается обучающимися на уроках физической культуры. Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, широко используются самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях, занятия в группе лечебной физической культуры.

Каждый урок физической культуры имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На каждом уроке решаются комплекс взаимосвязанных задач: образова­тельных, оздоровительных и воспитательных.

На уроках физической культуры решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспита­ния. Вместе с тем особенностью урочных заня­тий является углубленное обу­чение базовым двигательным действиям, вклю­чая технику основных видов спорта (легкая ат­летика, гимнастика, спортивные игры, элемен­ты единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубляются знания по личной гигиене, о влия­нии занятий физическими упражнениями на ос­новные системы организма (дыхание, кровооб­ращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие во­левых и нравственных качеств. На уроках фи­зической культуры обучающиеся по­лучают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорово­го образа жизни, овладевают знаниями о ме­тодике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания пер­вой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспе­чение дальнейшего всестороннего развития ко­ординационных способностей

Большое значение придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным за­нятиям физическими упражнениями и избран­ными видами спорта в свободное время, вос­питанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры обеспечивается овладение учениками организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, ка­питана команды, судьи; содействовать форми­рованию адекватной оценки физических воз­можностей подростка и мотивов к самосовер­шенствованию.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения формируются в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются.

Как следствие этого, для формирования самостоятельности обучающихся в содержание образования по физической культуре введены темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов детей.. Эта ориентация побуждает обучающихся к активному самообразованию, поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Большое внимание на каждом уроке учитель уделяет воспитанию у детей таких нравственных и волевых качеств, как дисципли­нированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а так­же содействовать развитию психических процес­сов (представления, памяти, мышления и др.) Особое внимание уделяется воспитанию терпимости к физическим недостаткам других людей. Воспитательные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств учитываются возрастные особенности личнос­ти подростка: его стремление к самоутвержде­нию, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психи­ческим возможностям.

Контроль и оценка применяются таким образом, чтобы сти­мулировать стремление ученика к своему лич­ному физическому совершенствованию и само­определению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений обучающегося, к которым относятся: качество овладения про­граммным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных пока­зателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания заслуживают система­тичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, вы­сокий уровень знаний в области физической куль­туры и спорта. При оценке достижений учеников учитель в основном ориентируется на индиви­дуальные темпы продвижения в развитии их дви­гательных способностей.


Реализация деятельностного подхода на уроках ФК проводится через:

- ре­зультаты обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методи­ческих знаний в области физической культуры, а также приобретение умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей.

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения: применение под­водящих и подготовительных упражнений, рас­члененного и целостного методов обучения, ин­тенсивных методов обучения и развития двига­тельных способностей (проблемное и програм­мированное обучение, метод сопряженного обу­чения и развития двигательных качеств, круго­вая тренировка, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации и др.), игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока.

- вариативновность выполнения физических упражнений. они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (протранственных, временных, силовых и др.)

- разнообразие ФУ( базовые виды спорта, ОРУ с предметами и без предметов);

- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;

- прикладной характер ФК: подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии, к репродуктивной функции молодежи.

- проектирование процесса индивидуальных программ оздоровления, спортивного и физического совершенствования. При этом обучающийся самостоятельно проектирует и реализует траекторию своего физического развития выполняет комплексы физических упражнений, фрагменты занятий со спортивной и оздоровительной направленностью, проводит комплексы физических упражнений на занятиях со сверстниками, обучающимися младших классов, привлекается к судейству на соревнованиях и т.д.


Т.О. Решая задачи физического воспитания, учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компонен­ты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенство­вание личности, формирование потребно­стей и мотивов к систематическим заняти­ям физическими упражнениями, воспитание мо­ральных и волевых качеств, формирование гума­нистических отношений, приобретение опыта обще­ния. Школьников обучают способам твор­ческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физи­ческой и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.



Зав.кафедры С.А.Виноградова



























В результате освоения программы по физической культуре обучающиеся начальной школы овладевают общеучебными умениями и навыками, способами деятельности. Обучающиеся начальной школы должны:

Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической куль­туры, истории первых Олимпийских игр;

  • о способах и особенностях движений и пере­движений человека, роли и значении психичес­ких и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических уп­ражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выпол­нении;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и под­держания достойного внешнего вида;

  • о причинах травматизма на занятиях физиче­ской культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплек­сы утренней гимнастики и комплексы физичес­ких упражнений на развитие координации, гиб­кости, силы, на формирование правильной осанки;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, кон­тролировать режимы нагрузок по внешним при­знакам, самочувствию и показателям частоты сер­дечных сокращений;

  • организовывать и проводить самостоятельные занятия;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

  • самостоятельно выполнять уп­ражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для на­чальной школы подвижные игры и другие физи­ческие упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

  • соблюдать порядок, бе­зопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть че­стным, дисциплинированным, активным во вре­мя проведения подвижных игр и выполнения дру­гих заданий.

  • Усилению мотивации занятий на уроках способствует при­влечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и орга­низации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспе­чивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту учащихся, тренажеров, нестандартного обору­дования, творческих заданий и самостоятель­ных занятий.


Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является больший акцент на решении образовательных за­дач: овладение школой движений, формирование первоначальных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаютя в тесной взаимосвязи с разви­тием прежде всего разнообразных координацион­ных. Итогом решения образовательных задач урока стали выработанное умение и интерес обучающихся самостоятельно заниматься физическими упраж­нениями, подвижными играми в свободное вре­мя

Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы согласуются между собой, для определения объ­ема учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отри­цательной переносимости нагрузок обучающимися, их подготовленности, возрастных особенностей. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблю­дения гигиенических норм.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Умелое сочетание на уроке развития координационных способностей с обучением двигательным навы­кам - отличительная черта хорошо организован­ного педагогического процесса. В младшем школьном возрасте широко применяется игровой и доступный соревновательный метод.

Особое внимание в этом возрасте уделяется все­стороннему развитию координационных, скоро­стных (реакции и частоты движений), выносли­вости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей. Для достижения оптимальной общей и мотор­ной плотности урока широко исполь­зуется нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формиро­вания двигательных навыков.

Отличительной особенностью младших школь­ников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональ­ность во время занятий. Поэтому на уроках чет­кая организация, разумная дисциплина, основан­ная на точном выполнении команд, указаний и распоряжений учителя, сочетается с пре­доставлением им определенной свободы и само­стоятельности действий, заданиями, стимулиру­ющими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах учитель опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня); ма­тематикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительно­сти бега и т.д.); музыкально-ритмическим воспи­танием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Учитель обеспечивает каждому ученику одинаковый доступ к основам физической куль­туры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способнос­тей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста учитель при­нимает во внимание интересы и склонности де­тей. Учитывая большие индивидуальные разли­чия даже детей одного возраста, учитель стремится предоставить обучающимся разноуровне­вый по сложности и субъективной трудности ус­воения материал программы.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закре­пить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более вы­сокого уровня развития двигательных способ­ностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.


Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля

Основы знаний о физической культуре, уме­ния и навыки. Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека и его положения в пространстве (стой­ки, седы, упоры, висы). Основные формы, напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различ­ной скоростью с предметами из разных исход­ных положений, на ограниченной площади опо­ры и с ограниченной пространственной ориен­тацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и под­вижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

Социально-психологические основы. Влия­ние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на ук­репление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение дви­жениям и правила формирования осанки; комп­лексы упражнений на коррекцию осанки и раз­витие мышц. Эмоции и их регулирование в про­цессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предме­тов, лазание, ползание, перелезание, передви­жение на лыжах, плавание) различными спосо­бами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упраж­нений и тестирование физических качеств.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Воздушные ванны реко­мендуются в сочетании с занятиями гимнасти­кой, подвижными и спортивными играми. Солнечные ванны. Вод­ные процедуры Хождение босиком.

Способы саморегуляции. Овладение при­емами саморегуляции, связанными с умения­ми обучающихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.

Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сер­дечных сокращений до, во время и после на­грузки). Тестирование физических (двигатель­ных) способностей: скоростных, координацион­ных, силовых, выносливости и гибкости.


Подвижные игры в начальной школе явля­ются незаменимым средством решения комп­лекса взаимосвязанных задач воспитания лич­ности младшего школьника, развития его разно­образных двигательных способностей и совер­шенствования умений. В этом возрасте они на­правлены на развитие творчества, воображе­ния, внимания, воспитания инициативности, са­мостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Многообразие двигательных действий, вхо­дящих в состав подвижных игр, оказывает ком­плексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способнос­тей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению дви­гательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

В этом возрасте закладываются основы иг­ровой деятельности, направленные на совер­шенствование естественных движений (ходь­ба, бег, прыжки, метания), элементарных иг­ровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимо­действия (выбор места, взаимодействие с пар­тнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными игра­ми в средних и старших классах.


Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физи­ческой культуры, физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных за­нятий. В программный материал 1-4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелезании, в рав­новесии, несложные акробатические и танце­вальные упражнения и упражнения на гимнас­тических снарядах.

Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их по­мощью можно успешно решать самые разнооб­разные задачи и прежде всего образователь­ные. Выполняя эти упражнения по заданию учи­теля, а затем самостоятельно, обучающиеся получа­ют представление о разнообразном мире дви­жений, который, особенно на первых порах, яв­ляется для них новым и необычным. Количест­во общеразвивающих упражнений фактически безгранично.

Одним из важнейших средств всесторонне­го развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, ри­сование, резьба, лепка, конструирование), сти­мулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие уп­ражнения с предметами: малыми и большими мячами, гимнастическими палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное коли­чество. Упражне­ния с предметами содержат элемен­ты новизны. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их выполняют при изменении отдельных характеристик дви­жения (пространственных, временных, сило­вых) или всей формы привычного двигательного действия.

Большое значение в физическом воспита­нии младших школьников имеют также акро­батические и танцевальные упражнения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоцио­нальностью, возможностью разносторонне вли­ять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

На занятиях легкой атлетики - бег, прыжки и метания, будучи естественны­ми видами движений, занимают одно из глав­ных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, решаются две задачи. Во-первых, освоение основ рациональной техники движе­ний, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащение двигательного опыта ре­бенка, используя для этого всевозможные ва­рианты упражнений и условия их проведения.

Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.

Одновременно велико их значение в разви­тии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двига­тельному умению, так и для развития координа­ционных способностей. Легкоатлетические упражнения рекоменду­ется проводятся преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны до­ставлют детям радость и удовольствие. Систе­матическое проведение этих упражнений позво­ляет овладеть простейшими формами соревно­ваний и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов.

Всё это в совокупности содействует форми­рованию морально-волевых качеств личнос­ти ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство то­варищества и коллективизма.


В результате освоения программы учебного предмета «Физиче­ская культура» обучающиеся основной школы должны овладеть общеучебными умениями и навыками:

Знать:

  • основы истории развития физической куль­туры;

  • особенности развития избранного вида спорта;

  • педагогические, физиологические и психоло­гические основы обучения двигательным дейс­твиям и воспитания физических качеств, сов­ременные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

  • биодинамические особенности и содержа­ние физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физическо­го развития и укрепления здоровья;

  • физиологические основы деятельности сис­тем дыхания, кровообращения и энергообес­печения при мышечных нагрузках, возможнос­ти их развития и совершенствования средс­твами физической культуры в разные возрас­тные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регуляр­ных занятий физической культурой;

  • психофункциональные особенности собс­твенного организма;

  • индивидуальные способы контроля за раз­витием адаптивных свойств организма, укреп­ления здоровья и повышения физической под­готовленности;

  • способы организации самостоятельных заня­тий физическими упражнениями с разной функ­циональной направленностью, правила исполь­зования спортивного инвентаря и оборудова­ния, принципы создания простейших спортив­ных сооружений и площадок;

  • правила личной гигиены, профилактики трав­матизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двига­тельные действия избранного вида спортив­ной специализации, использовать их в услови­ях соревновательной деятельности и организа­ции собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по раз­витию основных физических способностей, кор­рекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигатель­ный режим, подбирать и планировать физичес­кие упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функцио­нальное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздорови­тельного эффекта и совершенствования физи­ческих кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстни­ками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профи­лактики травматизма на занятиях физически­ми упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным ин­вентарем и оборудованием, специальными тех­ническими средствами с целью повышения эф­фективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:

Способы физкультурно-оздоровительной де­ятельности: самостоятельно выполнять упраж­нения на развитие быстроты, координации, вы­носливости, силы, гибкости, соблюдать прави­ла самоконтроля и безопасности во время вы­полнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участво­вать в соревновании

Правила поведения на занятиях физически­ми упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, вы­держку и самообладание.

Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания во­левых качеств (инициативность, самостоятель­ность, смелость, дисциплинированность, чувс­тво ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Учебный материал про­граммы содействует раз­витию у обучающихся психических процессов: вос­приятия, представлений, памяти, мышления.

На уроках физкультуры в соответствии с задачами, особенностями контингента обучаю­щихся, условиями проведения занятий опреде­ляются содержание учебного материала, мето­ды и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.


В среднем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплета­ются с развитием координационных способнос­тей. В соответствии с дидактическими принци­пами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культу­ры приучает обучающихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику пре­жде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем постепенно увеличивается тре­бования к быстроте и рациональности выпол­нения изучаемых двигательных действий и, на­конец, к находчивости при выполнении упраж­нений в изменяющихся условиях. Затем переходят к вариативному упражнению, иг­ровому и соревновательному методам.

В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способнос­тей необходимо органично увязать с воспита­нием скоростных, скоростно-силовых способ­ностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках физической культуры используются общеразвивающие и специально развивающие координаци­онные упражнения.

В 5-9 классах увеличиваются индивидуаль­ные различия школьников, что необходимо учи­тывать в обучении движениям, при развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных обучающихся учитель дифференцирует ь задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный индивиду­альный подход особенно важен для учеников, имеющих низкие и высокие результаты в облас­ти физической культуры. При выборе содержания и методов проведе­ния урока учитываются поло­вые особенности занимающихся.

В подростковом возрасте усиливается значи­мость обучения обучающихся знаниям по физичес­кой культуре, формы передачи которых на уро­ке зависят от содержания самих занятий, эта­па обучения, условий их проведения и других факторов. Сообщение знаний увязывается с освоением и совершенс­твованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, форми­рованием умений самостоятельно тренировать­ся и осуществлять физкультурно-оздоровитель­ную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном от­ражении закономерностей изучаемых двига­тельных действий и, во-вторых, если они орга­нично включены в разнообразную деятельность обучающихся. Знания сообщаются таким обра­зом, чтобы этот процесс не влиял на двигатель­ную активность учащихся. Одним из требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредмет­ных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, ма­тематикой, историей и др.). При передаче зна­ний учитель опи­рается на методы активной учебно-познаватель­ной деятельности (проблемное и программиро­ванное обучение, элементы исследования, са­мостоятельная работа, задания по самоконтро­лю, взаимоанализ действий партнера и др.). Ус­воение знаний учениками контролируется на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Непосредственное решение оздоровитель­ных задач на уроке важно связать с воспитани­ем ценностных ориентации на здоровый образ жизни, правилами соблюдения личной гигиены вне стен школы.

Оценка успеваемости по физической куль­туре в 5-9 классах проводится на общих осно­ваниях и включает в себя качественные и ко­личественные показатели: уровень соответс­твующих знаний, степень владения двигатель­ными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. На уроке привлекаются обучающихся к оценке своих достиже­ний и результатов товарищей. Оценка стимулирует активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улуч­шить собственный результат. При оценке успеваемости учитель ориентируется на темпы продвиже­ния ученика в развитии его двигательных спо­собностей, поощряет его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в об­ласти физической культуры и ведению здорово­го образа жизни.

Учитель обеспечивает каждому учени­ку одинаковый доступ к основам физической культуры, опирается на широкие и гибкие мето­ды и средства обучения для развития обучающих­ся с разным уровнем их двигательных и психи­ческих способностей, учитывает интересы и склонности детей.

В процессе обучения осваивает основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, спосо­бы саморегуляции и самоконтроля, которые необходимы в повседневной жизни:

Основы знаний о физической культуре, уме­ния и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его дви­гательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная сис­тема, их роль в осуществлении двигательных ак­тов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль пси­хических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами фи­зической культуры.

Выполнение основных движений и комплек­сов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и на­правленно воздействующих на совершенство­вание соответствующих физических функций ор­ганизма. Планирование и контроль индивиду­альных физических нагрузок в процессе само­стоятельных занятий физическими упражнения­ми и спортом различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным дейс­твиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревно­вательной деятельности с помощью двигатель­ных действий.

Совершенствование и самосовершенство­вание физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повыше­ние учебно-трудовой активности и формирова­ние личностно значимых свойств и качеств. Ги­гиенические основы организации самостоятель­ных занятий физическими упражнениями, обес­печение их общеукрепляющей и оздоровитель­ной направленности, предупреждение травма­тизма и оказание посильной помощи при трав­мах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовитель­ных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и сорев­новательных ситуациях. Комплексы физичес­ких упражнений для развития физических спо­собностей и тестирования уровня двигатель­ной подготовленности. Ведение тетрадей само­стоятельных занятий физическими упражнени­ями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физичес­кой подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы ис­тории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечест­венного спорта. Физическая культура и ее зна­чение в формировании здорового образа жиз­ни современного человека.

Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным цен­ностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.

Приемы закаливания. Воздушные ван­ны.

Солнечные ванны. Водные процедуры. Об­тирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Способы самоконтроля. Приемы определе­ния самочувствия, работоспособности, сна, ап­петита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы са­моконтроля физических нагрузок: на выносли­вость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем фи­зической подготовленности.


При прохождении раздела спортивных игр обучение сложной технике игры основывает­ся на приобретенных в начальной школе про­стейших умениях обращения с мячом. По свое­му воздействию спортивные игры являются на­иболее комплексным и универсальным средс­твом развития ребенка.

Специально подобранные игровые упраж­нения, выполняемые индивидуально, в груп­пах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможнос­ти для развития прежде всего координацион­ных (ориентирование в пространстве, быстро­та реакции и перестроения двигательных дейс­твий, точность дифференцирования и оценива­ния пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласо­ванию отдельных движений в целостные ком­бинации) и кондиционных способностей (сило­вых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на разви­тие психических процессов обучающегося (воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображе­ние и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблю­дения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий парт­неров и соперников.

Игровые упражнения и формы занятий со­здают благоприятные условия для самостоя­тельного выполнения заданий с мячом, реа­лизации на практике индивидуального и диф­ференцированного подходов к обучающимся, име­ющим существенные индивидуальные разли­чия (способности).

Материал игр является прекрасным средс­твом и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обу­чение игровому материалу содействует самосто­ятельным занятиям спортивными играми.


На уроках гимнастики большое разнообразие, возможность стро­го направленного воздействия делают гимнас­тические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространс­твенных, временных и силовых параметров дви­жений, ориентирования в пространстве, согла­сования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносли­вости, гибкости).

Начиная с 5 класса усиливается дифферен­цированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастичес­ких упражнений. Для повышения интереса, со­действия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровож­дение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения вы­полняются в связках, варьируются сочетания, после­довательность и число упражнений, включен­ных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламента­ция, необходимость соблюдения дисциплины и порядка воспитывают такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплини­рованность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содейству­ют воспитанию смелости, решительности, уве­ренности. Гимнастические упражнения созда­ют благоприятные условия для определения до­стижений обучающихся и, как следствие, для вос­питания самоконтроля и самооценки достигну­тых результатов.

Учитывая большую доступность, возможность индивидуальных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных за­нятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.


Материал лёгкой атлетики содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде все­го координационных способ­ностей. Основным моментом в обучении лег­коатлетическим упражнениям в этом возрас­те является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разу­чиваемых двигательных действий изменяют условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы прео­доления естественных и искусственных препят­ствий и т.д. для повышения прикладного значе­ния занятий и дальнейшего развития координа­ционных и кондиционных способностей.

Применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у обучающихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содей­ствует укреплению здоровья, закаливанию.

Цель внеклассных форм занятий физической культурой состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закре­пить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более вы­сокого уровня развития двигательных способ­ностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.


В результате освоения программы учебного предмета «Физиче­ская культура» обучающиеся средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры, овладеть умения , навыками и способами деятельности.


Объяснить:

  • роль и значение физической культуры в раз­витии общества и человека, цели и принци­пы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

  • роль и значение занятий физической куль­турой в укреплении здоровья человека, профи­лактике вредных привычек, ведении здорово­го образа жизни.


Характеризовать:

  • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярны­ми занятиями физическими упражнениями;

  • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности пла­нирования индивидуальных занятий физически­ми упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;

  • особенности организации и проведения ин­дивидуальных занятий физическими упражне­ниями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направлен­ности;

  • особенности обучения и самообучения дви­гательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физиче­ской культурой;

  • особенности форм урочных и внеурочных за­нятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

  • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, ха­рактеристика их оздоровительной и развиваю­щей эффективности.

Соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;

  • организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

  • профилактики травматизма и оказания пер­вой помощи при травмах и ушибах;

  • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

  • самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профес­сионально-прикладной и оздоровительно-кор­ригирующей направленностью;

  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

  • приемы страховки и самостраховки во вре­мя занятий физическими упражнениями, при­емы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • приемы массажа и самомассажа;

  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

  • судейство соревнований по виду спорта.

Составлять:

  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

  • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.


Определять:

  • уровни индивидуального физического разви­тия и двигательной подготовленности;

  • эффективность занятий физическими упраж­нениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

  • дозировку физической нагрузки и направлен­ность воздействия физических упражнений.

Демонстрировать:

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовер­шенствования, организации досуга и здорово­го образа жизни; осуществить коррекцию недо­статков физического развития; проводить само­контроль и саморегуляцию физических и психи­ческих состояний.

Способы спортивной деятельности: уча­ствовать в соревновании

Правила поведения на занятиях физиче­скими упражнениями: согласовывать свое по­ведение с интересами коллектива; при выполне­нии упражнений критически оценивать собствен­ные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к воз­можно лучшему результату на соревнованиях.


На уроках физической культуры в 10-11 клас­сах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспи­тания, которые вытекают из цели общего сред­него образования — содействия всестороннему развитию личности на основе овладения каж­дым обучающимся личной физической культурой.

Прежде всего на всех уроках продолжается работа по выработке умений использовать сред­ства физической культуры для укрепления состо­яния здоровья, противостояния стрессам, отды­ха и досуга. В числе оздоровительных задач важ­ное место принадлежит формированию у моло­дых людей общественных и личных представле­ний о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также содействие гармоничному развитию.

В процессе усвоения различного материала программы углубляются знания старшеклассни­ков о закономерностях спортивной трениров­ки, двигательной активности, о значении заня­тий физической культурой для будущей трудо­вой деятельности, службы в армии, выполне­ния функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического раз­вития и двигательной подготовленности с уче­том индивидуальных особенностей.

В старшем школьном возрасте продолжает­ся дальнейшее обогащение двигательного опы­та, повышение координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигатель­ных действий и вырабатывается умение приме­нять их в различных по сложности условиях.

В тесной взаимосвязи с закреплением и со­вершенствованием двигательных навыков (тех­ники и тактики) осуществляется работа по раз­ностороннему развитию кондиционных (сило­вых, скоростно-силовых, выносливости, скорост­ных, гибкости) и координационных способностей (быстроты перестроения и согласования двига­тельных действий, способностей к произвольно­му расслаблению мышц, вестибулярной устойчи­вости), а также сочетанию этих способностей.

Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек по­требности к регулярным занятиям физическими упражнениями и делается акцент на воспитании таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллекти­визм, целеустремленность, выдержка, самообла­дание, а также на развитие психических процес­сов и обучение основам саморегуляции.

Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые осо­бенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса.

В старшем школьном возрасте интенсифи­кация обучения идет по пути усиления трени­ровочной направленности уроков, более широ­кого применения проблемно-поисковых мето­дов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражне­ний, самостоятельной работы, алгоритмизации, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.

Цель применения этих методических подхо­дов — воспитание у старшеклассников стрем­ления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к заняти­ям физическими упражнениями.

Более отчетливо, чем в среднем школьном возрасте, проявляются половые различия меж­ду юношами и девушками, что требует диффе­ренцированного подхода к выбору средств, ме­тодов и организации занятий. Поэтому в школе занятия проводятся раздельно.

На уроках физической культуры продолжа­ется обучение обучающихся знаниям по вопросам физической культуры, основам здорового об­раза жизни, спортивной тренировки. Педагог учит обучающихся пользоваться специальной лите­ратурой. Это способствует превраще­нию физического воспитания в непрерывный процесс, внедрению занятий физической куль­турой и спортом в повседневную жизнь.

Для одновременного закрепления и совер­шенствования двигательных навыков (техники) и развития соответствующих координационных и кондиционных способностей много­кратно повторяются специально подготовленные упражнения, целенаправленно и чаще изменяются отдельные параметры движений или их сочета­ния, условия выполнения этих упражнений, по­степенно повышается интенсивность и объем фи­зической нагрузки. В этих целях применяются разнообразные методические приемы, относящиеся к методу вариативного (пе­ременного) упражнения, игровому и соревнова­тельному. Таким путем достигается разносторон­нее развитие различных двигательных способно­стей, совершенствуется техническое и тактиче­ское мастерство, что является одной из главных особенностей методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

Обучающиеся старших классов способны созна­тельно управлять своими движениями, могут од­новременно воспринимать сложные действия, отличаются большей организованностью, целе­направленностью, глубиной и точностью мыш­ления. Поэтому на занятиях с ними значительно шире применяются так называ­емые специализированные средства, методы и методические приемы: наглядные пособия, схе­мы, модели, раскрывающие особенности био­механики движений, видеозапись, средства и приемы дублирования, ориентирования и избиратель­ной демонстрации; приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации.

Уделяется внимание оздорови­тельным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвя­зи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. В этой связи при прохождении различного материала програм­мы предусматривается использование упражнений и ситуаций, содействующих воспи­танию нравственных и волевых качеств, свой­ственных этому возрасту. Успешному решению оздоровительных задач способствует система­тическое проведение занятий на открытом воз­духе, постепенное повышение нагрузки, вклю­чение в урок закаливающих процедур (босохож­дение, самомассаж, точечный массаж), приемов регуляции и саморегуляции психических и фи­зических состояний.

На уроке физической куль­туры реализуются межпредметные связи. В старших классах устанавливаются и углубляются связи с анатомией и физиологией, физикой, математи­кой и другими предметами.

При организации учебных занятий с юноша­ми уроки проводятся с учетом того, что они должны быть готовы к службе в армии. Уроки проводятся с прикладной направленностью.

Контроль и оценка на занятиях со старше­классниками используются для того, чтобы за­крепить потребность юношей и девушек в регу­лярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. При оценке успеваемости учитывается: степень владе­ния программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умения осу­ществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Обучающиеся поощряются за систематичность и ре­гулярность занятий физическими упражнениями и спортом, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни, познавательную активность к вопросам физической культуры и укрепления здоровья. Оценивая достижения ученика по физической подготовке, важно учи­тывать не столько высокий исходный уровень, что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, сколько ориенти­роваться на индивидуальные темпы продвиже­ния (сдвиги) в развитии конкретных кондицион­ных и координационных способностей.

Педагог обеспечивает каждому юно­ше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, пре­доставляет им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал про­граммы. Учитель опирается на широкие и гибкие средства и методы обучения, создает условия для занятий старшеклассников избран­ными видами спорта и физических упражнений.

В процессе обучения осваивает основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, спосо­бы саморегуляции и самоконтроля, которые необходимы в повседневной жизни:

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Фи­зическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ори­ентации индивидуальной физкультурной деятель­ности: всесторонность развития личности; укре­пление здоровья и содействие творческому дол­голетию; физическое совершенствование и фор­мирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизведению и воспи­танию здорового поколения, к активной жизне­деятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и фор­мы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физи­ческих упражнений в отечественной и зарубеж­ной культуре, их цели и задачи, основы содер­жания и формы организации.

Психолого-педагогические основы. Спосо­бы индивидуальной организации, планирова­ния, регулирования и контроля за физически­ми нагрузками во время занятий физически­ми упражнениями профессионально ориенти­рованной и оздоровительно-корригирующей на­правленности. Основные формы и виды физи­ческих упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления ком­плексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулиро­вания массы тела, использование корригиру­ющих упражнений для проведения самостоя­тельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенство­вание движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической под­готовки, совершенствование основных при­кладных двигательных действий (передвиже­ние на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических ка­честв (сила, выносливость, быстрота, коорди­нация, гибкость, ловкость) в процессе прове­дения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спор­тивно-массовых соревнований по видам спор­та Особенности са­мостоятельной подготовки к участию в спортив­но-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы. Роль физи­ческой культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья, поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели, месяца), характеристи­ка упражнений и подбор форм занятий в зави­симости от особенностей индивидуальной учеб­ной деятельности, состояния самочувствия и по­казателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилакти­ки травматизма, профилактических (гигиениче­ские требования, закаливание) и восстанови­тельных (гидропроцедуры, массаж) мероприя­тий при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий фи­зической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и па­губное влияние на организм человека, его здо­ровье, в том числе здоровье детей. Основы про­филактики вредных привычек средствами фи­зической культуры и формирование индивиду­ального здорового стиля жизни.

Закрепление навыков закаливания. Воз­душные и солнечные ванны, обтирание, обли­вание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней.

Закрепление приемов саморегуляции. По­вторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная трени­ровка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.

Закрепление приемов самоконтроля. По­вторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.


При прохождении раздела спортивных игр в 10-11 классах продолжается углубленное из­учение одной из спортивных игр, закрепляют­ся и совершенствуются ранее освоенные эле­менты техники перемещений, остановок, пово­ротов, владения мячом (ловля, передачи, веде­ния, броски и др.), защитных действий, услож­няется набор технико-тактических взаимодей­ствий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствовани­ем игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспи­тание нравственных и волевых качеств. Учи­тывая, что к 10 классу обучающиеся владеют техни­кой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мя­чом для сопряженного воздействия на техни­ку, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревно­вательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоен­ных приемов и взаимодействий в 10-11классах продолжается овладение более сложными при­емами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий больше ис­пользуются индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недо­статков в технике владения основными игро­выми приемами, при развитии тех либо дру­гих двигательных способностей. Среди спосо­бов организации обучающихся на занятиях чаще применяется метод круговой трени­ровки, используются упражнения с мячом, направ­ленные на развитие координационных и кон­диционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивает­ся удельный вес игровых заданий и форм, на­правленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.


На уроках гимнастики в старших классах продолжается более углу­бленное изучение и совершенствование техни­ки гимнастических упражнений: в висах и упо­рах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освое­ния новые гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются но­вые общеразвиващие упражнения силовой на­правленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и трена­жерах; в занятиях с девушками — более слож­ные упражнения с предметами: булавами, ска­калкой, обручем, мячом и комбинации из этих упражнений.

Большей координационной сложностью от­личаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соедине­ния различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены преж­де всего на развитие силы, силовой и скорост­ной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включа­ет также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных спо­собностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для под­готовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содер­жит упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мы­шечных групп, играющих большую роль в выпол­нении функции материнства.

Во время уроков учитель обращает внимание обучающихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для раз­вития физических способностей, но и для воспи­тания волевых качеств (особенно в упражнени­ях на снарядах), формирование красивой осан­ки, фигуры, походки, поз. В этих целях он сооб­щает необходимые сведения о влиянии гимна­стических упражнений и об особенностях мето­дики самостоятельных занятий.


На уроках лёгкой атлетики в 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способ­ностей (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реак­ции, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие конди­ционных и координационных способностей. Уро­ки в этих классах в значительной мере приоб­ретают черты тренировки.

Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондицион­ные и координационные способности чаще проводится занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искус­ственных препятствий. Такие занятия на откры­том воздухе обеспечивают выраженный оздоро­вительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике создаются условия для воспитания у обучающихся стрем­ления к объективной оценке своих возможно­стей, самоопределению и самосовершенство­ванию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способно­стей, особенно выносливости, создает благо­приятные условия для воспитания нравствен­ных и волевых качеств. На уроках да­ются знания и вырабатываются умения творче­ски применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях, что­бы использовать их во время самостоятель­ных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами преду­сматривается использование мате­риала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.



Таким образом, деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь уже недостаточно обучения отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитания отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности обучающихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности обучающихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям.






Зав.кафедрой С.А. Виноградова























В составе предмета «физическая культура» на базовом профиле элективные курсы по своему содержанию могут ориентироваться:

— на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, оптимизацию уровня их физической и умственной работоспособности;

— на удовлетворение интересов учащихся в углубленной подготовке по избранному виду спорта, на занятиях по одной из современных систем физической культуры;

— на развитие содержания базового курса в части вопросов организации активного отдыха средствами физической культуры, использования средств физической культуры и гигиенических факторов для создания собственного имиджа и привлекательности.

В то же время на профильном уровне образования в средней (полной) школе элективные курсы могут ориентироваться:

— на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области физической культуры (например, ее истории и истории Олимпийских игр, законах и закономерностях спортивной тренировки, физиологических процессах при мышечной деятельности и т. п.);

— на углубленную предметную подготовку учащихся к экзаменам (например, по биологии, русскому языку, физической культуре и т. д.) в высшие (средние) профильные учебные заведения;

— на расширение содержания профильного образования в части физической и прикладно ориентированной подготовки к службе в Вооруженных силах России, в том числе и к службе на контрактной основе








Методология образовательного процесса в системе ОСО

Дидактика образовательного процесса ОСО основывается на принципах личностно-деятельностного подхода в обучении:

Свобода выбора содержания обучения. Возможность выбора способствует реализации личных интересов, которая ведет к всестороннему учету индивидуальных потребностей человека, направляет и мобилизует интеллектуальные усилия личности в круг определенной проблемы, побуждает к самоактуализации и максимальной самореализации в выбранном направлении, налагая при этом субъективную ответственность за результат работы и учения

 

Индивидуализация обучения. Организация учебного процесса с целью создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика или группы обучаемых. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения

 

Педагогическая поддержка. Предоставление учебно-методических материалов базового, углубленного и профильного уровня, включая модули дополнительного образования. Обучение в режиме индивидуальных и групповых консультаций. Подготовка разнообразных ФОПД (формы опроса педагогической деятельности), тьюторское сопровождение научно-исследовательской работы в рамках предметного курса. Планирование и проведение тематических семинаров, поддержка взаимодействия педагогического сообщества в режиме форума или телеконференции

 

Создание ситуации творчества и успеха. Организация мероприятий по созданию и презентации творческих, научно-исследовательских работ в виде олимпиадной и проектной деятельности с целью мотивирования творческой деятельности учащихся, актуализации и самосовершенствованию индивидуальных способностей личности

 

Равноправное сотрудничество. Две субъективные стороны: учитель и ученик, как равноправные участники педагогической системы, в основании которой лежит гуманистическая направленность воспитательного процесса

 

Интерактивность и диалогичность во взаимоотношениях сторон образовательного процесса на основе идей толерантности, доброжелательности и комфортности общения

 

В качестве основных этапов образовательный процесс в системе ОСО включает: обучение с промежуточным контролем знаний, и проектно-олимпиадную деятельность учащихся. Опыт работы показал, что проект "Обучающие сетевые олимпиады", действуя как новая форма процесса обучения, основанная на компьютеризации школ в сочетании с инновационными технологиями продуктивного обучения, создает объективные условия для широкой профессиональной аудитории в сфере образования по осуществлению Концепции модернизации содержания образования и потребности людей участвовать в ее реализации

Деятельность - решающее условие развития личности. Продуктивное обучение, основанное на личностно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность учащихся, т.е. открытие под руководством наставника выводов науки, способов действия, изобретение новых предметов или способов приложения знании к практике. В современной школе учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять на практике специализированные технологические задачи, соответствующие уровню профессиональных знаний. Приобретенный личный опыт работы, контролируемой педагогом-наставником, самым ярким образом способствует успешному обучению и, нередко, жизненному и профессиональному самоопределению учащихся.



21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чоповдя Иван Викторович

Дата: 23.05.2025

Номер свидетельства: 670413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Программа по повышению качества знаний предметов естественно- научного цикла "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-po-povyshieniiu-kachiestva-znanii-priedmietov-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "245190"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446080970"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1430 руб.
2390 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства