Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж
Методическая разработка открытого урока
По предмету: Физическая культура
Преподаватель:
Биктимирова А.Р.
Мелеуз 2019 г.
Содержание материала
1. Введение…………………………………………..
2. Методические рекомендации……………
3. План урока……………………………………….
4. Список используемой литературы……
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Задачи физической подготовки: разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств учащихся. Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Конкретно физическая подготовка учащихся направлена на решение следующих задач: 1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма 2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость атлетическая подготовка). Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки. Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только в процессе всесторонней технической подготовки учащихся. Для этого учащийся должен: 1. Владеть всеми известными современному баскетболу приемами и уметь осуществлять их в разных условиях. 2. Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения. На каждом этапе подготовки перед учащимся ставятся задачи, в соответствии с которыми подбираются методы и средства. Задачи совершенствования техники меняются с возрастом и ростом. Быстрое овладение основными движениями зависит от последовательности постановки педагогических задач. Вначале учащийся должен освоить исходное положение, узнать, какие части тела принимают участие в движении, каковы направления и согласованность движений. Затем учащийся должен научиться выполнять движения по оптимальной амплитуде в произвольном, удобном для него темпе, добиться точности выполнения структуры движений, а затем осваивать детали приема. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.
АННОТАЦИЯ
Составитель – Биктимирова Алина Раиловна, преподаватель физической культуры. В методической разработке открытого урока по теме «Баскетбол.Совершенствование техники ведения мяча на месте и в движении. Совершенствование техники передачи мяча на месте и в движении» описана методика проведения урока .Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для студентов 1 курса, составленной согласно календарному тематическому плану по физической культуре.
Урок направлен на обучение учащихся элементам совершенствования техники баскетбола, раскрывает вопросы обучения навыков ведения, ловли и передач и умения применять их в игре. Данный материал может быть полезен преподавателям физической культуры.
Методические рекомендации по проведению практического занятия.
“В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол.
Ведение мяча на месте и в движении важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическая игра, один из популярных видов спорта. Играя в баскетбол, дети активно с пользой для здоровья проводят время, становятся сильными, быстрыми, ловкими, могут быстро ориентироваться и принимать решение. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным.
Цель, задачи: Создание условий для совершенствования техники ведения мяча.
Образовательные: совершенствование техники ведении мяча на месте и в движении,.
Развивающие: развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые; развитие специальной выносливости посредством игровой подготовки.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм, ответственность.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, конусы, свисток.
Планируемые результаты темы “Баскетбол”:
Предметные: обучение технике выполнения приемов передвижения, остановок, поворотов и стоек; – формирование умения выполнения нормативов физической подготовки по баскетболу.
Метапредметные:
Личностные: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные: – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: – владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом; осуществлять анализ выполненных игровых действий; активно включаться в процесс выполнения заданий по спортиграм;
Коммуникативные: – владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с учителем и партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что баскетболу в образовательных школах страны уделяется недостаточно внимания и поэтому преподаётся данный раздел программы не на должном уровне.
Проведённый мною урок – классический комбинированный рабочий урок в традиционной форме. Структура урока состоит из подготовительной, основной и заключительной частей, решающих последовательно свои задачи:
подготовительная – подготовка организма к выполнению основных задач урока;
основная – выполнение основных задач урока;
заключительная – восстановление функциональной активности организма.
Запланированные временные рамки всех этапов урока выдержаны.
Цели и задачи, стоящие перед уроком, достигнуты. Я добилась высокой плотности урока через использование различных методов: поточного, фронтального, группового, индивидуального и игрового, их оптимальной интеграции. Каждый учащийся был вовлечён в процесс овладения техникой ведения мяча посредством активной двигательной деятельности. Обучение вариантам ведения и передачи были доступным, увлекательным и эффективным.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность обучающихся на уроке. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные физические и психологические возможности своих воспитанников. Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Обучающийся должен знать:
- меры безопасности и предупреждение травм при занятиях баскетболом
- основные технические элементы игры, индивидуальные тактические действия, основные правила игры.
Обучающийся должен уметь:
- играть в баскетбол по упрощенным правилам
- выполнить учебные нормативы.
Методы и формы организации деятельности обучающихся.
Основными формами учебного процесса являются:
теоретические и практические групповые занятия;
соревнования;
учебные, тренировочные и товарищеские игры;
педагогическое тестирование;
самостоятельное изучение программного материала (домашние задания).
Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
Формы контроля.
Формой контроля освоения основных элементов баскетбола является педагогическое тестирование, которое проводится в конце изучения раздела
Используются следующие тестовые упражнения:
бросок одной сверху в движении (кол-во попаданий из 10 попыток)
передачи мяча передача мяча в стену за 30 сек. ,кол-во раз;
ведение «восьмерка» (обводка трех кругов), сек.
Список литературы
1. А.А. Бишаева. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 304 с.
2. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176 с.
3. В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. Физическая культура. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 237 с.
4. Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов. Теория и методика физической культуры и спорта.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 480с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема 1. Ведение мяча.
Ведение мяча — прием, дающий возможность игроку ,
продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку; поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Во всех остальных ситуациях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать' быстроту контратак и не нарушать ритма игры.
Обводка с изменением направления. Используют ее главным образом для обводки соперника я проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.
Схема 2. Передача мяча.
Передача мяча двумяруками от груди — основной г способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.
Передача двумя руками от груди требует, чтобы мяч находился на уровне груди, кисти свободно охватывали его, локти опущены естественно вниз, предплечья почти горизонтальные. Движением рук мяч выталкивается вперед, и передача заканчивается полным выпрямлением рук вперед,
Еслисоперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, ему иногда придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед - вниз.
Схема 3 Ловля.
Надежная ловля обеспечивает успешность выполнения других приемов. Ловить мяч можно двумя руками и одной рукой. Чтобы поймать мяч надежно, надо встречать его вытянутыми руками возможно дальше от туловища. Пока летит мяч, определить момент встречи его с руками и чуть раньше начать сгибание их, приближая к туловищу вместе с «догоняющим» мячом. Легким движением плотно охватить мяч пальцами и закончить ловлю.
Ловля одной рукой выполняется аналогичными движениями, только навстречу летящему мячу выставляется одна рука с расставленными пальцами.
В игре приходится ловить мяч, летящий на разной высоте и из различных положений по отношению к туловищу ловящего. При этом изменяется только первая часть движения—вынос рук в соответствующую сторону по направлению к мячу.
Успешность ловли обеспечивается правильным расположением кисти на мяче, умением концентрировать внимание на моменте вылета мяча, на контроле зрением всего пути полета его и успешности амортизирующих движений.
Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.