kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка " Мониторинг здоровья учащихся школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ данных мониторинга является основой для принятия упрвленческих решений разного уровня и создания здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Мониторинг здоровья учащихся школы"»













МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ





























































Разработчик: Ирина Александровна Хрипкова









2019г





МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ



Состояние здоровья - это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательной системы. Не случайно, одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. Анализ данных мониторинга является основой для принятия управленческих решений разного уровня и создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Состояние здоровья учеников – ключевой показатель образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса.

И в этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского: «Опыт убеждает нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:

а) 1-х классов – период адаптации к школе;

б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;

в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

– физическое здоровье;

– социальное здоровье;

– психологическое здоровье.

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

– высокий;

– допустимый;

– тревожный;

– критический.

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.


Показатели, используемые для мониторинга здоровья учащихся в школе.

Цель мониторинга:

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего

развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

Формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье

учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования

школы, корректировки здоровьесберегающей деятельности;

Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья, выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Объект мониторинга:

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

  • здоровье учащихся и учителей;

  • содержание и результаты обучения;

  • технологии обучения;

  • социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

  • уровень воспитанности учащихся.

Участники мониторинга:

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

  • Учителя физической культуры;

  • Медицинская сестра школы.

  • Учащиеся;

  • Классные руководители;

  • Родители;

  • Психолог

  • Логопед

  • Дефектолог

  • Тьютор

  • Социальный педагог

  • Педагог дополнительного образования

  • Работник питания


Основные методы сбора и обработки информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

  • Ежегодный медицинский осмотр;

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • ИКТ-технологии;

  • экспертный опрос;

  • наблюдение;

  • анализ документов;

  • посещение уроков;

  • контроль знаний, умений и навыков;

  • самооценка.


Получатели информации

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру,

психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.


Планируемые результаты

  • Оформление паспорта здоровья для каждого класса;

  • Определение уровня здоровья всех учащихся;

  • Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

  • Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье и физическая культура».

  • Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

- учитель физической культуры, руководитель программы;

- медицинская сестра школы;

- психолого-педагогическая служба.

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация школы. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является завуч по учебно-воспитательной работе И.А. Медведева.

Сроки исполнения

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

Схема мониторинга развития учащихся


Критерии

Показатели

Методики

Объект наблюдения

Периодичность измерений

Компонент «Физическое здоровье»

Медицинские показания ученика

Группа здоровья:

  • Соматические признаки

  • Физиометрические признаки

  • Ростовой индекс

  • Весо-ростовой показатель

  • Пальце-носовая проба

Анализ медицинских документов

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Резистентность

  • Устойчивость к заболеваниям

  • Воздушно-тепловой режим

  • Гигиеническая оценка освещенности классного помещения

  • Гигиеническая оценка школьной мебели

  • Гигиенические требования к организации учебного процесса

  • Гигиенические требования к составлению расписания уроков

  • Гигиеническая оценка урока

Сведения о пропусках по болезни за триместры

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Физическая подготов-ленность

Соответствие возрастным показателям по:

– прыжкам с места;

– челночному бегу;

– подтягиванию.

прыжок с места;

челночный бег 3х10 м;

подтягивание

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

3 раза в год

Компонент «Социальное здоровье»

Воспитанность

Уровень воспитанности:

  • Любознательность

  • Трудолюбие

  • Бережное отношение к природе

  • Мое отношение к школе

  • Красивое в моей жизни

  • Как я отношусь к себе

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 1-х классов

2 раза в год

  • Любознательность

  • Прилежание

  • Отношение к природе

  • Я и школа

  • Прекрасное в моей жизни

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 5-х классов

2 раза в год

  • Эрудиция

  • Отношение к труду

  • Я и природа

  • Я и общество

  • Эстетический вкус

  • Я (отношение к себе)

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 9-х классов

2 раза в год

1. Интеллектуальный уровень

2. Нравственная позиция:

  • милосердие

  • ответственность

  • справедливость

  • характер

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 11-х классов

2 раза в год

Социально-педагогическая запущенность детей:

  • Отсутствие патологии развития

  • Неблагоприятная среда

  • Неадекватная активность в общении и деятельности

  • Неразвитость ребенка как субъекта самосознания

  • Общая средовая адаптация

МЭДОС

(Р.В. Овчарова)

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Социальное благополучие в коллективе

Социальный статус в коллективе

Социометрия

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Обученность

Качество знаний

Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д.

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Не менее 3 раз в год

Уровень успеваемости

Анализ успеваемости по итогам триместров

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

3 раза в год

Компонент «Психологическое здоровье»

Мотивация к здоровью и ЗОЖ

Стремление вести ЗОЖ

Интервью «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?»

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Умение вести здоровый образ жизни

Экспертные оценки родителей, учителей

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Психо-эмоцио-нальное состояние

Школьная тревожность

Тест Филлипса, методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина,"Самооценка психических состояний" Айзенка

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Самочувствие

Модифицированный тест Л. Люшера, САН

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Уровень психоло-гического развития

Личностное развитие (самооценка, особенности характера)

Тест Л. Шмишека, тест Айзенка, тест Кеттела

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год

Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание)

Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

2 раза в год


Результаты комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся


1. Компонент «Физическое здоровье»


2016-2017%


2017-2018%


2018-2019%


Динамика%

К-во учащихся

н


о


с

итого

н


о


С


итого

н


о


С


итого


Количество учеников

437


445


460



Медицинские группы здоровья














I группа здоровья


19

35

4

58/13%

21

27

3

51/11%

36

22

6

64/14%

1%

II группа здоровья


108

121

25

254/59%

120

95

26

241/55%

118

119

28

255/55%

- 4%

III группа здоровья


17

20

4

41/9%

19

20

10

49/11%

15

21

7

43/9%

-

IV группа здоровья


1

3


4/1%

1

3

-

4/1%

1

2

-

3/1%

-

V группа здоровья


35

45

-

80/19%

59

41


100/22%

54

41


95/21%

2%

Состояние здоровья учащихся














- нарушениями зрения

25

34

5

64/14%

22

34

6

62/13%

13

38

6

57/12%

-7%

Заболевание органов дыхания

10

5

4

19/4%

9

5

4

18/3%

6

9

2

17/7

-3%

плоскостопие

15

34

1

50/11

14

33

0

47/9%

9

33


42/10

-1%

Нарушение осанки

10

20

1

31/7%

10

15

4

29/5%

10

18


28/6%

-1%

Нарушение эндокринной системы

10

8

2

20/5%

8

7

1

16/3%

7

10

1

18/4%

-1%

Нарушение речи

25

26

0

51/12%

22

26

0

48/18%

6

40

0

46/9%

-3%

Нарушение нервной системы

7

5

0

12/3%

6

5

0

11/3%

5

2


7/1%

-2%

Заболевание ЖКТ

4

4

0

8/2%

4

4

0

8/2%

1

5


6/1%

-1%

ДЦП

11

1

0

12/3%

12

0

0

12/3%


11


11/2%

-1%

Количество здоровых детей

65

89

16

170/39%

44

125

25

194/41%

78

128

22

228/48%

-9%



Физкультурная группа здоровья учащихся














Основная группа

127

156

29

312/71%

141

118

29

288/66%

142

166

35

308/67%

4%

Подготовительная группа

17

20

4

41/19%

20

23

10

53/12%

26

27

3

53/12%

5%

Специальная группа

59

25

-

84/20%

63

41

-

104/25%

65

33

1

99/21%

1%



Уровень физической подготовленности учащихся














низкий

76

55

4

135/30%

83

64

10

157/35%

91

60

4

155/31%

1%

средний

66

179

18

263/61%

65

169

14

248/56%

66

170

14

250/51%

10%

высокий

6

18

15

39/9%

5

25

10

40/9%

18

20

17

55/18%

9%


Распределение учащихся по медицинским группам здоровья

1-я группа здоровья - учащиеся, не имеют отклонений в физическом развитии, состояния

2-я группа здоровья - учащиеся, без отклонений в физическом развитии и состоянии

здоровья и, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической

3-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в учащиеся, имеющие значительные отклонения постоянного или временного характера не мешающие выполнению учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой в полном объеме. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физической культуре;

4-5-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера, мешающие выполнению учебной работы в школе.



Анализ результатов:

Индекс здоровья снижается в старших классах, по сравнению с начальной школой, особенно низкий индекс здоровья в 6-х, 8-х классах. В целом по школе результаты показателей по распределению по группам здоровья детей за 3 года возрос на 1%, что свидетельствует о росте и динамике показателей детей с хорошими показателями здоровья. Дети из подготовительной группы перешли в основную, за счет правильной организации и пропаганды здорового образа жизни учащихся. Прирост больных детей в V группе здоровья обусловлен поступление детей из детского дома инвалидов составил 2 %. В III и IV группе стабильны, что говорит о хорошей работе в направлении поддержании здоровья детей с хроническими заболеваниями. В целом идет тенденция увеличения количества здоровых детей.


2. Состояние здоровья учащихся



Оценивается по результатам диспансеризации и медицинских осмотров медицинскими работниками

В школе в 2016-2017 году наблюдался высокий рост заболеваний: - нарушениями зрения-14% от общего количества учащихся, динамика улучшения зрения составила в 2019 году7 %, показатели свидетельствуют о внедрении в школе специальных технологий и условий во время учебного процесса: использовании парт-конторок, гимнастика для глаз использовании тренажера Базарного для детей с ослабленным зрением организованы консультации специалистов, проводятся зрительные минутки. Первостепенной задачей педагогов при выявлении школьников с ослабленным зрением является работа с родителями, обеспечивающая своевременное обращение ребенка к врачу. Обязательным компонентом каждого урока в 1-11 классах является зарядка для глаз. Количество нарушений зрения учащихся не ухудшилось по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе уделяется особое внимание этой проблеме.

Нарушение речи в 2016-2017 составило 12% от общего количества учащихся, динамика показателей в 2018-2019 составила3%. Для достижения положительных результатов в школе с учащимися были использованы методики: Речетворчество, метод проектов, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, на занятиях логопедами школы использовались здоровье сберегающие технологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии.

Выявлены в 2016 году проблемы у детей в здоровье это: нарушение эндокринной системы-5%, плоскостопие-11%, нарушение осанки 7% за три года работы в этом направлении школа добилась положительных результатов. Показатель по данным позициям составил 1%. В школе созданы условия, подобраны методики для коррекции данных заболеваний и профессионально используются учителями физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Показатели по всем остальным заболеваниям улучшились на 1% или стабильны.

Созданные условий в школе, организация и учет профилактических мероприятий совместно с медицинскими специалистами и специалистами образовательного учреждения, учителями, родителями позволило добиться положительных результатов по профилактике заболеваний. Динамика здоровых детей за три года составила 9 %.

Удалось добиться компенсации или длительной ремиссии имеющихся хронических заболеваний, предотвратить переход функциональных нарушений в органическую патологию.


3. Физкультурная группа здоровья учащихся


Распределение учащихся по физкультурным группам здоровья

Основная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам в полном объеме, сдача всех нормативов по физической культуре и занятия в секциях по физическому воспитанию;

Подготовительная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений, сдача контрольных испытаний и норм – с особого разрешения врача;

Специальная группа: учащиеся, занимаются по особой программе или отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Анализ результатов: наблюдается переход детей из подготовительной группы в здоровую -4 %, рост показателей на 1% наблюдается у детей со специальной группой, что обусловлено поступлением в классы детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соблюдение САНПИН, использование здоровьесберегательных технологий на всех уроках, оздоровительных и профилактической мероприятий, забота, контроль и помощь родителей, семьи позволило повысить уровень здоровья учащихся.



4. Физическая подготовленность учащихся

Уровень физической подготовленности проводит учитель физической культуры 2 раза в год (осень-весна) всем детям. Учителя физкультуры имеют тесты для оценки физической подготовленности для основной, подготовительной и даже специальной медицинской группы. Оцениваются следующие параметры: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.

Все результаты заносятся в «Лист регистрации физической подготовленности», который передается медицинской сестре образовательного учреждения для переноса информации в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения (Форма 026/у).



С переходом детей в основную группу здоровья, увеличилось и количество детей с мотивацией заниматься физической культурой и спортом и развивать свои физические качества. Результат детей с высоким уровнем подготовленности возрос на 9%, а средний показатель составил-10%. Учащиеся ежегодно сдают нормативы норм ГТО, участие и победы в соревнованиях по разным видам спорта свидетельствует о хорошей и отличной подготовленности детей в области физической культуры.


II «Социальное здоровье»

Оценка социально-психологического здоровья учащихся

Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Динамика

Количество учащихся

437

445

460


Уровень воспитанности

70%

75%

80%

10%

Интеллектуальный уровень


30%

32%

35%

5%

Социально-педагогически-запущенные дети

5%

3%

2%

3%

Социально-педагогически-запущенные семьи

1%

1%

1%


Уровень успеваемости

100%

100%

100%

Уровень обучаемости

100%

100%

100%



  1. Уровень воспитанности «Социального здоровья» учащихся

Анализ результатов:

Ежегодное проведение исследования позволяет проследить динамику изменений в уровне воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивался по уровню его сформированности. По сравнению с 2016 годом, в 2019 году уровень воспитанности детей возрос на 10 %. У большинства детей сформированы такие качества, как самостоятельность, проявление саморегуляции, у некоторых проявляется активная жизненная позиция, которая проявляется в занятиии спортом, ведение здорового образа жизни и т.д.

2. Интеллектуальный уровень «Социального здоровья» учащихся

Интеллектуальный уровень социального здоровья учащихся возрос в среднем по всем показателям на 55%. Критериями оценки были эффективность социальнопедагогической профилактики нарушений социального здоровья ребенка : изменение социокультурного окружения; уменьшение или исчезновение нарушений в структуре здоровья личности; уменьшение тяжести и частоты показателей аномии социального здоровья личности; изменение девиантного поведения в сторону просоциального; переход с маргинального, либо с аномального уровня социального здоровья личности на нормативный; длительность сохранения позитивных изменений в структуре социального здоровья личности; отсутствие социально опасной, либо трудной жизненной ситуации для ребенка.

3. Социально-педагогически-запущенные дети

Рост показателей за три года детей социально запущенных снизился на 3%.

Снижение роста детей данной категории обусловлен целенаправленной работой социального работника, классных руководителей, совета профилактики, медицинского работника.

В зависимости от возраста ребенка были использованы методы профилактики:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка.

5. Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

6. Профилактика педагогической запущенности

Социально-педагогически-запущенные семьи.

Показатели за три года социально-педагогически запущенных семей наблюдается положительная и стабильная динамика (количество семей и детей не меняется, находится на прежнем уровне);

В школе ведется активная профилактическая работа с неблагополучными семьями, что позволяет удерживать стабильную динамику по вопросу социально-педагогически запущенным семья.

В течение трех лет проведена следующая профилактическая работа с неблагополучными семьями и детьми:

- формируется банк данных о подростках и их семьях, начиная с младших классов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- поддерживается тесная связь с учащимися и родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, педагогом-психологом, администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделением по делам несовершеннолетних, департаментом по труду и социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства;

- в соответствии с Федеральным законом от 24.06.99г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводится целенаправленная профилактическая работа с семьями «группы риска»;

- оказывается консультативная помощь семьям в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием ребенка. В настоящее время в некоторых семьях воспитательный потенциал остается на недостаточном уровне, а в некоторых и вообще отсутствует;

- проводятся акции по сбору постельного белья, одежды, обуви бывшего в употреблении неблагополучным семьям;

- систематически проводится профилактическая работа с родителями и учащимися из семей «группы риска», с воспитанниками интерната;

- Проводятся тематические и профилактические индивидуальные и групповые беседы и консультации с родителями и их детьми.

-Проведение патронатов с целью выявления проблем семьи и определения степени социального риска.

- Связь с правоохранительными органами, КДН, ПДН.

-Уровень обучаемости и успеваемости в школе остается положительно стабильным, в школе нет неуспевающих учеников.

III Компонент « Психологическое здоровье»

Оценка психологического состояния здоровья

Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Динамика

Количество учащихся

437

445

460


Психоэмоциональное состояние

30%

27%

27%

5%

Тревожность


30%

27%

27%

5%

Самооценка психических состояния

60%

68%

75%

15%

Интеллектуальной сферы

40%

45%

52%


Личностной сферы

30%

35%

35%

5%

Мотивация к здоровью

40%

55%

60%

20%



Анализ результатов:

динамика показателей психоэмоционального состояния-5%, тревожности-5%, самооценка психических состояния-15%, интеллектуальная сфера- показатели постоянны и стабильны, личностная сфера-5%, мотивация к здоровью-20%

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии. Спектр эмоциональных нарушений у детей могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики. Психолого-педагогическая служба школы использует в своей работе различные методы диагностирования психоэмоциональных переживаний, отклонений в поведении ребенка. Созданная коррекционная система психологических воздействий на ребенка, направленная на смягчение у него эмоционального дискомфорта, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

По преодолению школьников такого состояния как тревожность используются коррекционные программы:

1. Программа для детей, поступающих в школу.

2. Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

3. Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию, осуществляется постоянная связь с родителями тревожного ребенка и со всеми участниками образовательного процесса.

В результате проведенного теста Г. Айзенка можно сделать выводы о том, что у большинства учеников адекватное отношение к окружающему миру и к себе. Они не испытывают тревожности и не склонны к агрессии.

Мотивация здорового образа жизни является не только показателем личностного развития, так как отражает потребности личности в сохранении здоровья; но и одним из важнейших критериев качества образования, от которого зависят перспективы развития государства и общества в целом.
Увеличилось количество школьников с высоким и средним уровнем сформированности мотивации ЗОЖ (по всем возрастным категориям); значительно уменьшилось количество учащихся, у которых выявлен

низкий уровень сформированности мотивации ЗОЖ. К такому результату

привела целенаправленная деятельность всех участников педагогического

процесса по формированию мотивации ЗОЖ школьников, включая личност-

но ориентированную работу с учащимися. Это позволяет сделать вывод о

том, что предложенная технология внутришкольного управления формиро-

ванием мотивации ЗОЖ школьников оказалась эффективной.

IV Показатели эффективности работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Проведенное исследование позволило выявить неустойчивые показатели по некоторым сторонам здоровье сберегающей программы, условий в организации образовательного процесса в 2016 году. Проведенный анализ позволил скорректировать программу, наметить новые цели и задачи ее реализации. Главными задачами стояли: охват горячим питанием учащихся школы; вовлечение в кружки и объединения большего количества детей, включить в программу работу с педагогическим коллективом, просвещение и вовлечение в ЗОЖ семьи учеников, увеличить количество мероприятий в данном направлении.

1. Организация обеспечения горячим питанием.

Бесплатное питание школьников осуществляется за счёт средств бюджета муниципального района в соответствии с установленными нормами.

Бесплатное питание в пределах выделенных бюджетных средств получают учащиеся:

- дети из многодетных и малообеспеченных семей, чей статус подтверждён управлением труда и социальной защиты населения;

- дети – инвалиды;

- дети – сироты.

-дети ОВЗ

Контингент школьников, получающих бесплатное питание определяется следующими документами:

- дети из многодетных и малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения;

- дети – инвалиды – медицинское заключение;

Список детей на бесплатное питание утверждается приказом директора школы.



2016-2017

2017-2018

2018-2019

ДИНАМИКА

Количество детей

437

445

460


дети с ОВЗ

100%

100%

100%


Многодетные

100%

100%

100%


Малоимущие

100%

100%

100%


Дети инвалиды

100%

100%

100%


Платно питаются

32%

35%

37%

5%

Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. В нашей школе 100% охват бесплатным питанием детей, а также, возрос процент детей, питающихся платно-5%. Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Особое значение приобретает правильное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.

В рационе питания школьников не всегда выдерживаются принципы сбалансированности, потребность школьников в макро - и микроэлементах.

Рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям, является одним из важнейших факторов формирования здоровья детей. Правильное организованное питание оказывает существенное влияние на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей.

2. Вовлечение учащихся в спортивные секции кружки. объединения



Секции. кружки

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Динамика

Количество детей

437

445

460


секции

55%

58%

60%

5%

кружки

78%

80%

85%

7%

РДШ

10%

12%

15%

5%

Кадеты

15%

18%

20%

5%

Спортивный клуб» Импульс»

52%

65%

70%

18%



Для всестороннего развития детей, организации их досуга большое значение имеет занятость детей во внеурочное время, посещение ими кружков и секций. По сравнению с 2015 годом за три года увеличилась динамика детей, желающих посещать секции-5% кружки-7%, объединения РДШ-5%, кадетские классы-5%, спортивные клубы-18%. Высокие показатели говорят о мотивации учеников, желании участвовать в соревнованиях, стремление поддерживать свое здоровье занимаясь спортом.



3. Участие в спортивных мероприятиях, культурно-массовых, творческих проектах

мероприятия

2016-2017

2017-2018

2018-2019


Количество учащихся

437

445

460


Спортивные мероприятия

80%

85%

100%

20%

Культурно-массовые

90%

92%

100%

10%

соревнования

61%

65%

72%

11%

Сдача норм ГТО

71%

72%

75%

4%

проекты

10%

15%

20%

10%

Онлайн-опросы и просвещение по ЗОЖ через сообщество спортивного клуба «Импульс»

52%

65%

70%

18%



С увеличением к 2019 году разнообразных форм проведения спортивных мероприятий возрос и процент детей, заинтересованных в них. Наблюдаются высокие и хорошие результаты мотивации среди детей, вовлеченных в спортивные секции, клубы, что положительно отражается на количестве учащихся посещающих, участвующих в мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни. Динамика участия детей возросла на спортивных соревнованиях-11%. На культурно-массовых-10%, спортивные мероприятия-20%, сдача норм ГТО-4%, участия в проектах-10%, онлайн-опросы-18%.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывают всех учащихся школы. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе сопровождается организацией занятий спортивных секций. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься различными видами спорта. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно проходят медицинский осмотр у врача в амбулатории.

 Внеклассные мероприятия сопровождаются системой школьных соревнований. Это соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, мини- футболу, они проводятся на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала.

Лучшие спортсмены школы защищают честь школы на районных соревнованиях, где часто занимают призовые места. Учащиеся через онлайн школьное сообщество спортивный клуб «Импульс» общаются, делятся знаниями в области ЗОЖ, осуществляют просветительскую деятельность. Ежегодно 2 раз учащиеся сдают нормы ГТО.



Участие родителей в формировании здорового образа жизни общеобразовательного учреждения.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность - приоритетная задача, стоящая перед образовательной организацией.

Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к здоровому образу жизни. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно: школа, семья, общественность.

мероприятия

2016-2017

2017-2018

2018-2019

динамика

Количество учащихся

437

445

460


Культурно - массовые

18%

25%

32%

14%

Спортивные- мероприятия

10%

12%

15%

5%

Опрос- анкетирование

75%

80%

85%

10%

Создание проектов

7%

10%

13%

6%

Пропаганда ЗОЖ через школьное сообщество в интернете спортивный клуб «Импульс»

40%

45%

52%

12%

Посещение секций, клубов

5%

7%

10%

5%



Работа с родителями велась по следующим направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей; организация работы телефонной линии, использование средств телекоммуникации и регулярной почты, спортивные клубы. Благодаря высокой мотивации детского коллектива и высоких показателей на соревнованиях разного уровня, увеличилось количество родителей, которые проявили интерес к культурно-массовым мероприятиям (14%), спортивным (5%). Положительной динамики удалось добиться за счет созданного в школе интернет сообщества спортивного клуба «Импкльс-2016», в котором регулярно транслируются онлайн и в записи, проходящие соревнования, мероприятия, обсуждаются темы ЗОЖ. Сообщество позволяет сэкономить время родителей для посещения мероприятий, принимать участие в онлайн опросах, которые возросли за последнее время на 10%, принимать участие совместно с детьми в онлайн проектах (6%). Родители активно стали приобщать не только своих детей к занятиям спорта, но и сами посещать различные секции (5%). За последнее время в клуб вступило 12% родителей.

Деятельность общеобразовательного учреждения по оздоровлению педагогов и их образованию в сфере здоровьесберегающих технологий.

Мероприятия по оздоровлению педагогов

2016-2107

2017-2018

2018-2019

Динамика

Количество учащихся

437

445

460


Культурно-массовые мероприятия

90%

92%

95%

5%

диспансерные осмотры

100%

100%

100%


обучение по специальным программам здоровьесберегающей направленности:

100%

100%

100%


Охват.педагогов оздоровительными занятиями (секции)

8%

10%

15%

7%

Процент заболеваемости

5%

4%

4%

1%

Профилактика заболеваний ( прививки ит.д)

100%

100%

100%


Пропаганда ЗОЖ через онлайн сообщество спортивный школьный клуб «Импульс»

100%

100%

100%


Сдача норм ГТО

50%

55%

60%

5%



1. Доля педагогов, регулярно проходящих диспансерные осмотры: Педагоги, регулярно проходящие диспансерные осмотры, составляют 100%.

2. С целью профилактики заболеваний проводятся прививки согласно графику.

3. Количество педагогов, прошедших обучение по специальным программам здоровьесберегающей направленности: 10% педагогов прошли обучение.

4. Охват педагогов оздоровительными занятиями составляет: Более 40% педагогов занимаются в секции «Аэробика», организованной в школе. Занятия проходят 2 раза в неделю. Ведет занятия учитель физической культуры школы.

5. Учителя активно участвуют в сдаче норм ГТО. Кроме того, в школе организуются следующие мероприятия, направленные на укрепление физического и психологического здоровья педагогов:

 В школе есть тренажерный зал, в котором занимаются учителя.

 Коллективные посещения театров.

 Коллективные посещения бассейна

 Организация коллективных экскурсий и походов на природу Пропаганда ЗОЖ ведется через онлайн сообщество спортивный школьный клуб «Импульс».













Выводы

В школе проводится большая и успешная работа по созданию здоровьесберегающего пространства; профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся осуществляется на основе контроля соответствия школьной мебели, требования СанПина, рассадки учащихся за учебными столами (партами), в соответствии с уровнем их физического развития, обязательным требованием на уроке является проведение физкультминуток; профилактика нарушений нервно-психического здоровья учащихся осуществляется через контроль организации учебного процесса, в соответствии с возрастными функциональными познавательными и психосоматическими возможностями учащихся, работает психологическая служба и служба медиации; для профилактики заболеваний органов пищеварения, имунной и эндокринной системы в школе предусматривается организация горячего питания. На текущий период состояние охвата учащихся горячим питанием составляет 100 %, для учащихся школы организован оздоровительный лагерь с дневной формой пребывания детей в летнее, осеннее и весенний природы.

В осенне-зимний период проводится регулярная витаминизация пищи. Ведется большая профилактическая работа, часы физической культуры проводятся на открытом воздухе, осуществляется регулярное проветривание и влажная уборка кабинетов и рекреаций; для профилактики возникновения нарушений зрения у учащихся важным является раннее выявление так называемых «групп риска» учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Профилактика осуществляется через постоянный контроль за правильностью посадки учащегося, регулярное проведение зарядки для глаз, регламентацию непрерывной продолжительности чтения и использования ИКТ; работники школы работают в постоянном контакте с медицинским работником;


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка " Мониторинг здоровья учащихся школы"

Автор: Хрипкова Ирина Александровна

Дата: 19.03.2020

Номер свидетельства: 543391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Педагогическая концепция учителя физкультуры"
    ["seo_title"] => string(57) "piedaghoghichieskaia-kontsieptsiia-uchitielia-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "289643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454848473"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства