Просмотр содержимого документа
«Концептуальное развитие современного образования в физической культуре в школе»
2
«Система общего образования должна быть направлена не на обучение частным приёмам, - писал основатель системы физического воспитания в России П.Ф.Лесгафт, - а, прежде всего, на развитие личности обучаемого, его познавательных и созидательных способностей». В Концепции модернизации российского образования она определяется как целостная система универсальных знаний, умений и навыков, включающая опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Компетенция (А.В. Хуторской) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Ключевые образовательные компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Социальная компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования.
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физической деятельности.
Предмет «физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность;
умения взаимодействовать со сверстниками;
умения доносить информацию в доступной форме.
Под личностными результатами подразумеваем следующие умения:
включаться в общение и взаимодействие со сверстниками;
управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство.
Межпредметными результатами являются следующие умения:
характеризировать действия и поступки;
находить ошибки при выполнении учебных заданий;
общаться и взаимодействовать на принципах дружбы и толерантности;
планировать и организовать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами являются умения:
излагать факты истории физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в вариативных условиях.
Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности обучающихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической культуры. В связи с этим перед нами возник вопрос о необходимости создания системы, в основе которой лежит личностно ориентированный подход и с её помощью можно преодолеть традиционные представления о физическом воспитании школьников, найти адекватные подходы к личности каждого обучающегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям. Фундаментом нашей работы являются здоровьесберегающие технологии.
Система интересна, прежде всего, тем, что развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных физических качеств, а как общее развитие личности - развитие воли, ума и чувств. Являясь личностно ориентированной, система отличается верой в каждого ребёнка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что каждый ребёнок – это индивидуальность.
Свои занятия мы проводим на основе дифференцирированного подхода к обучающимся с учётом физического и психологического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности, формируя знания и умения по основам физкультурной деятельности с целью активного включения обучающихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в разнообразных формах отдыха и досуга.
В своей работе опираемся на методику и организацию физической подготовки школьников, основанной на концепции тренировки. В рамках тренировочного процесса решаются задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками. Организация двигательной активности обучающихся требует научно - обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности школьников, состояние их физического здоровья, возможности организма. Выбранная нами форма организации процесса физического воспитания обеспечивает возможности для освоения каждым обучающимся ценностями физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития.
Организация занятий обусловлена пониманием, что физическая культура стала жизненной потребностью нашего общества, ведь ухудшается состояние здоровья обучающих, увеличивается объём и интенсивность учебной нагрузки, и наша главная задача - помочь каждому ребёнку, преодолев страх, тревожность перед решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам может обеспечить себе успех. А его двигательная активность, любое её проявление, всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя.
В связи с этим одними из важных условий в работе считаю создание благоприятного психологического климата на уроках, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся. Так как психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Благоприятный психологический климат является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Именно благодаря созданию благоприятного психологического климата в коллективе у детей формируется высокий уровень школьной мотивации, высокие показатели участия ребят в общешкольных, городских, региональных соревнованиях.
В процессе подготовки и участия в соревнованиях создаётся атмосфера товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, толерантности, происходит
В рамках работы по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся тесно сотрудничаем с родителями, школьным психологом, классными руководителями. Для нас очень важно видеть обучающегося со сформированной положительной мотивацией к учению, комфортно чувствующего себя в школе, где знают и учитывают его индивидуальные способности.
В завершении своего доклада хотелось бы отметить, что педагогический процесс, проходящий в том или ином классе, имеет совершенно конкретные цели, и то, как именно он реализуется, зависит от этих целей. Цель любого обучения – высокий уровень знаний или мастерства, и способ её достижения определяется организацией учебного процесса, а именно тем, как учащиеся взаимодействуют друг с другом и учителем, для того, чтобы справиться со стоящими перед ними задачами. Процесс обучения может быть организован по-разному. Это либо обучение в сотрудничестве, либо обучение, предполагающее достижение учащимися индивидуальных целей.
Применяем продуктивную технологию обучения – это обучение в сотрудничестве, объединяя учащихся в группы, для того чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигли больших успехов. Совместные усилия направлены на достижение общей цели. Общий успех – это одновременно и признание заслуг каждого члена группы, а победа одного – это общая победа и повод для общего ликования. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели.