Просмотр содержимого документа
«Конспект по самообразованию»
Тема «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе – интернате»
Актуальность:
Работу веду по данной теме опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровьесберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде такие как: алкоголизм, наркомания, табакокурение. Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств, где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений. Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов, попадая во взрослый мир, легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму. Они, в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости, могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы. От того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни, зависит их дальнейшая адаптация и социализация.
Цель работы:
Изучение материала по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе – интернате».
Задачи:
Изучить теоретические основы формирования культуры здоровья, как фактора формирования здоровьесберегающей среды.
Дать обучающимся общее представление о здоровье, как о ценности;
Способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности;
Формировать негативное отношение к пагубным привычкам как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.
Прогнозируемый результат:
- стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.
- неприятие асоциальных явлений.
- приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.
- повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.
Этапы:
Первый этап "Основы знаний о здоровом образе жизни"
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Это направление решает следующие задачи:
закреплять знания о здоровом образе жизни
развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
формировать активность и инициативность детей
воспитывать интерес к здоровому образу жизни
сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни
Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности обучающихся как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
сформировать умение содержать свое тело в чистоте
расширять знания о средствах гигиены
воспитыватьумение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
научить детей оценивать последствия своих действий;
показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
пропаганда здорового жизненного стиля;
предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
профилактика и предупреждение вредных привычек среди обучающихся;
Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Это направление решает следующие задачи:
формировать самостоятельность;
воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта;
научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Используемые формы работы:
- спортивные мероприятия, конкурсы, анкетирование, игры, путешествия, беседы, оздоровительные минутки, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, участие в онлайн олимпиадах (здоровое питание, режим дня, утренняя гимнастика).
-викторины;
-показ презентации, видеороликов о вреде Курения и Алкоголя.
-организация встреч с мед. работниками.
-участие в акциях, организация на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.
Вывод: Необходимость работы по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.