Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Характеристика общеразвивающих упражнений»
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Общеразвивающие упражнения – технически несложные движения различными частями тела с разной амплитудой, скоростью движения и мышечным напряжением, направленные на развитие физических качеств.
К ОРУ в гимнастике относят любые упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.
Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся.
Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся. Также учитываются условия проведения урока, его задачи и состав класса или группы.
Возможности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого каждое из них становится многофункциональным. Так, например, приседание можно использовать как отдельное упражнение для воздействия на мышцы ног с целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, а при предельных количествах повторений — волевые качества человека.
ОРУ формируют правильную осанку, поддерживают работоспособность, позволяют человеку овладеть базовыми умениями и навыками, которые он может использовать в любом виде деятельности.
Задачи, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений:
1. Формирование правильной осанки и устранение ее дефектов.
2. Укрепление здоровья.
3. Воспитание физических качеств.
4. Подготовка организма к большим нагрузкам (разминка).
5. Формирование двигательных функций.
6. Обучение правильному дыханию
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Для целенаправленного применения общеразвивающие упражнения можно классифицировать на несколько групп:
1. По анатомическому признаку подбора упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп:
· для мышц шеи;
· для рук и плечевого пояса;
· для мышц туловища;
· ног и тазового пояса;
· всего тела (общего воздействия).
2. По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме:
· на силу;
· растягивание (гибкость);
· скоростно-силового характера;
· с преимущественной быстротой движений;
· на выносливость;
· другие двигательные способности человека:
· выполняемые в динамическом или статическом режиме;
· в преодолевающем или уступающем режиме работы мышц.
3. По признаку методологической значимости упражнений:
· на координацию движений;
· осанку;
· дыхательные упражнения.
4. По признаку использования предметов:
· без предмета,
· с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки, обручи, эспандеры и др.);
· на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.);
· на тренажерах и вспомогательных устройствах.
5. По признаку организации группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.
6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения:
· из стоек;
· приседов;
· упоров;
· положения сидя и лежа;
· висов и др.
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРУ
Различают следующие методы обучения общеразвивающим упражнениям:
1. По показу:
Преподаватель называет исходное положение (и.п.) и принимает его, говорит: «Посмотрите упражнение». Показывает на каждый счет движения частями тела. Далее подает команду «И.п. – ПРИНЯТЬ! Упражнение начи-НАЙ!». При этом необходимо указать в какую сторону (влево, направо) или с какой ноги (руки) (с левой, с правой) выполняется упражнение. Вместо счета 4 или 8 подает команду «СТОЙ!»
2. По рассказу:
Преподаватель по терминологии проговаривает И.п. и движения частями тела на каждый счет, подает команду «И.п. – ПРИНЯТЬ! Упражнение (вправо, налево, с правой, с левой) начи-НАЙ!»
3. По показу и рассказу:
Преподаватель совмещает методы показа и рассказа: по терминологии называет движение и произнося счет «раз», показывает его и т.д.
4. По разделениям:
Преподаватель называет И.п., и дает команду «ПРИНЯТЬ!». По терминологии называет движение на первый счет и дает команду «Делай раз!», демонстрируя его с методическими указаниями правильности выполнения упражнения; называет следующее движение и дает команду «Делай два!» и т.д. Дальше дается команда для выполнения упражнения в целом – «Упражнение (с левой, направо, влево) начи-НАЙ!».
ОРУ могут проводиться различными способами:
1. Раздельный – когда между упражнениями создается перерыв для показа и объяснения упражнения.
2. Поточный – предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок. При обучении учащихся комплексу общеразвивающих упражнений, выполняемых поточным способом, можно использовать только знакомые для занимающихся движения (т.е. необходимо заранее разучить их раздельным способом).
3. Проходной – упражнения выполняются в движении одновременно всей группой или вступлением в выполнение упражнений поочередно. При обучении группа останавливается и показывается упражнение или показывается в процессе выполнения.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Комплексы ОРУ строятся по определенной схеме:
1. Комплекс начинается с упражнений на осанку (на потягивание).
2. Затем идут упражнения для рук и плечевого пояса.
3. Затем идут упражнения для туловища.
4. Затем идут упражнения для ног и тазового пояса.
5. Упражнения общего воздействия (на все группы мышц).
6. Прыжки.
7. Упражнения умеренной интенсивности (на дыхание).
Методические правила проведения ОРУ:
1. Предыдущее упражнение должно готовить к последующему упражнению.
2. Упражнения на силу предшествуют упражнению на гибкость.
3. Темп, амплитуда, сложность должны возрастать постепенно от первого к последнему упражнению.
4. Нагрузочные упражнения чередуются с упражнениями на расслабление.
5. Дозировка должна быть не менее 4-6 повторений.
Нагрузку в комплексе можно регулировать различными способами:
1. Количеством упражнений в комплексе.
2. Скоростью выполнения упражнений.
3. Способом выполнения упражнений.
4. Сложностью исходных и промежуточных положений.
5. Количеством повторений каждого упражнения.
6. Уменьшением интервалов отдыха между упражнениями и т.д.
Дозировать упражнения необходимо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых на каждом конкретном занятии.
Основные формы записи гимнастических упражнений:
1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.
2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.
3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например: дв. — движение, эл. — элемент, соед. — соединение, об. — обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя жердь, упр. — упражнение, а также гимн. — гимнастика, акроб. — акробатика.
4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется:
а) линейная запись – наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. а),
б) полуконтурная – предполагает более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий – учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п. (рис. б)
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует определенных навыков рисования (рис. в).
Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.
5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (см. таблицу).
Форма записи ОРУ
№ п/п
Содержание упражнений
Дози-ровка
Графическая запись
ОМУ
I. II.
И.п. – о.с. 1 – руки в стороны 2 – руки вверх 3 – руки вперед 4 – и.п. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны 2 – и.п. 3 – наклон влево, правую руку вверх 4 – и.п. 5-8 – тоже, что 1-4 – вправо
4–6 р. 2-4 р.
и.п. 1 2 3 4 и.п. 1 2 3 4
Указать на предполагаемые ошибки: держать осанку, руки прямые, смотреть на руки, ладони внутрь… Наклоны ниже, прогнуться в спине, руки назад не отводить, ладони в пол и т.п.: выпады глубже, махи выше и др.
При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется римской цифрой. В этой же строке записывается И.п., а с каждой новой строчки – счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия со строчной буквы после тире.
С ПРЕДМЕТАМИ
Упражнения с гимнастической палкойтребуют от занимающихся точности и согласованности в управлении движениями рук, позволяют фиксировать верхний плечевой пояс и руки в определенных положениях при выполнении упражнений, включают в себя симметричные и ассиметричные положения с палкой. Они вызывают повышенный интерес, особенно у детей и подростков, но обучать им надо после того, как ученики хорошо освоят основные положения рук и движения ими без палки. Вначале изучают упражнения в основных, а затем и в промежуточных плоскостях.
Упражнения с набивными мячамипозволяют увеличить нагрузку за счет веса предметов (от 0,5 до 5,0 кг), разнообразить материал, избирательно воздействовать на желаемую группы мышц. Подбрасывание, ловля, перебрасывание предметов на различное расстояние (в парах) требуют проявления ловкости, глазомера, координации. Они оказывают положительное воздействие на нервно-мышечный аппарат, переходить от напряжения к расслаблению. Эти упражнения требуют проявления значительных усилий и поэтому должны строго дозироваться.
Упражнения со скакалкой прекрасно развивают координацию движения, их временную точность, прыгучесть. Они эмоциональны и динамичны, оказывают значительное воздействие на СС и дыхательную системы. Обучение упражнениям со скакалкой целесообразно начинать с формирования правильного навыка вращения скакалки, которое осуществляется главным образом за счет вращения кистями. Затем вращение скакалки одной рукой сбоку сочетают с подскоками. Подскок должен выполняться в момент удара скакалкой о пол. Упражнения развивают чувство ритма, быстроту реакции.
Упражнения на гимнастической скамейке и стенке представляют собой положения и движения в смешанных упорах, а также смешанных и простых висах. Особенности данных снарядов позволяют привлечь к одновременному выполнению большую часть группы занимающихся или сразу всю группу.
Упражнения на скамейке и стенке хороши для формирования правильной осанки, развития силы, гибкости. Они очень разнообразны, доступны, легко варьируются и дозируются. С помощью этих упражнений вырабатывается согласованность действий, чувство товарищества и взаимопомощи. Для более подготовленных занимающихся скамейка может использоваться как отягощение.
Упражнения с предметами, выполняемые вдвоем и группой требуют хорошей согласованности действий партнеров и направлены на развитие координации, силы, гибкости, умения оказывать помощь. Поэтому здесь надо умело подбирать партнеров, строить группу по росту и избегать упражнений, превышающих чрезмерное непосильной напряжения. Необходимо подбирать партнеров одного пола, роста и веса, физической подготовленности. Проводить упражнения на гибкость при активной помощи партнера следует осторожно, тщательно разъяснив особенности упражнения и его назначение. Учитывая возможности задержки дыхания, особенно в упражнениях в сопротивлении, необходимо точно указывать момент вдоха и выдоха. После силовых упражнений надо давать упражнения на расслабление.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Проведение подготовительной части урока физической культуры в школе: Учебное пособие / Анцыперов В.В., Симонов В.П. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 66 с.
2. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с.
3. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 72 с.
4. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 68 – 70, 224 – 230
5. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 55 – 69
6. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. – М.: Физкультура и спорт , 1969. – 189 с.
7. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для ВУЗов. – М., 2000. – С. 128 – 148, 166 – 179
8. Гимнастика / Под ред. А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 233 – 243
9. Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03.03. «Физическая культура» / Под ред. Н.К. Меньшикова. – М.: Просвещения, 1990. – С. 95 – 100