kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Основы музыкального исполнительства – аккордеон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

          I Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета и его значимость;

Новизна программы;

Актуальность программы;

Срок реализации учебного предмета;

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

Организация образовательного процесса;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цели и задачи программы;

Обоснование структуры программы учебного предмета;

Методы обучения;

Прогнозируемые результаты освоения программы;

Материально-техническое обеспечение программы.

  1.         Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам.

  1.          Формы и методы контроля, система оценок

Виды аттестаций;

Критерии оценки.         

  1.           Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам;

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

  1.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебная литература;

Методическая литература.

                                        I.  Пояснительная записка

      Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)» разработана на основе приказа Министерства Культуры РФ от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ. Программа способствует  эстетическому воспитанию молодёжи, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Программа  обеспечивает   развитие творческих  способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

     Новизна программы.  Данная общеразвивающая программа в области  музыкального искусства   основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения и  формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Данная программа  допускает  гибкий срок её реализации.

     АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что она должна:

-приобщать учащихся к музыкальному творчеству;

-формировать потребность музицирования на аккордеоне;

-воспитывать любовь к национальному и мировому искусству;

-формировать художественный вкус.

      Срок реализации учебного предмета. С целью привлечения наибольшего количества детей ( в возрасте от 6 до 17 лет включительно) к художественному образованию и  обеспечения доступности художественного образования срок реализации данной  программы  составляет 4 года  ( 3 года 10 месяцев).

       Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)»

       Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ музыкального  искусства  предусматривает при реализации общеразвивающей программы  аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам  и индивидуально.   

      Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

     С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной

деятельности в детской школе искусств при реализации  общеразвивающей программы  рекомендуется  устанавливать общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель, летних- не менее 13 недель.

         Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся   используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры  (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), на  участие обучающихся в  творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

 Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами, учебными планами,  расписаниями занятий, с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно.

 Формы организации деятельности:

  • Основная форма организации – урок (индивидуальная  форма  работы с учащимися);
  • академические концерты, классные и отчетные концерты;
  • посещение концертных площадок, ­театров;
  • праздники в школе и в районе.
  • участие в международных, всероссийских, областных, межзональных, зональных конкурсах и фестивалях;
  • культурно-просветительская работа с родителями учащихся.

    Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители),  педагогические работники учреждения. Отношения между ними регулируются нормами права.

Учебный план

для дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

Целью данного учебного плана является: создание наиболее благоприятных условий организации  учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. В таблице указан учебный предмет по выбору (музицирование), используя который преподаватель может добиваться успехов в развитии творческих навыков учащихся, и необходимый для совершенствования воспитания исполнительских навыков учащихся, а также их музыкально – просветительской деятельности.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

        Цели программы:

  -овладение игрой на аккордеоне;

  -формирование художественного вкуса;

  -расширение музыкального кругозора;

  - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  - выработка у обучающихся личностных качеств

   -воспитание учащихся, любящих музицировать и желающих продолжить дальнейшее музыкальное образование.

      Задачи программы:

1.Развивающие:

-развитие музыкальных способностей;

-развитие творческих способностей;

2.Обучающие:

-приобретение основных исполнительских навыков игры на аккордеоне;

-приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования и самостоятельной работы над произведением;

-обеспечение учащихся необходимым уровнем музыкальной грамотности.

3.Воспитывающие:

-эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

-воспитание культуры личности;

  Обоснование структуры программы

       Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.  

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Основы музыкального исполнительства – аккордеон»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Новоспасская

Детская школа искусств

433870 Ульяновская область р.п.Новоспасское ул.Калинина 26 тел:8(84238)2-17-06



















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА – АККОРДЕОН»

















НОВОСПАССКОЕ 2014г



Разработчик: преподаватель МБОУ ДОД Новоспасская ДШИ

Фатхутдинова Лилия Ринатовна







































I Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета и его значимость;

Новизна программы;

Актуальность программы;

Срок реализации учебного предмета;

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

Организация образовательного процесса;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цели и задачи программы;

Обоснование структуры программы учебного предмета;

Методы обучения;

Прогнозируемые результаты освоения программы;

Материально-техническое обеспечение программы.

II Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам.

III Формы и методы контроля, система оценок

Виды аттестаций;

Критерии оценки.

IV Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам;

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

VСписки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебная литература;

Методическая литература.
























I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)» разработана на основе приказа Министерства Культуры РФ от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ. Программа способствует эстетическому воспитанию молодёжи, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Программа обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Новизна программы. Данная общеразвивающая программа в области музыкального искусства основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Данная программа допускает гибкий срок её реализации .

АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что она должна:

-приобщать учащихся к музыкальному творчеству;

-формировать потребность музицирования на аккордеоне;

-воспитывать любовь к национальному и мировому искусству;

-формировать художественный вкус.

Срок реализации учебного предмета. С целью привлечения наибольшего количества детей ( в возрасте от 6 до 17 лет включительно) к художественному образованию и обеспечения доступности художественного образования срок реализации данной программы составляет 4 года ( 3 года 10 месяцев).

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)»

Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ музыкального искусства предусматривает при реализации общеразвивающей программы аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам и индивидуально.

Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной

деятельности в детской школе искусств при реализации общеразвивающей программы рекомендуется устанавливать общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель, летних- не менее 13 недель.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), на участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами, учебными планами, расписаниями занятий, с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно.

Формы организации деятельности:

  • Основная форма организации – урок (индивидуальная форма работы с учащимися);

  • академические концерты, классные и отчетные концерты;

  • посещение концертных площадок, ­театров;

  • праздники в школе и в районе.

  • участие в международных, всероссийских, областных, межзональных, зональных конкурсах и фестивалях;

  • культурно-просветительская работа с родителями учащихся.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники учреждения. Отношения между ними регулируются нормами права.

Учебный план

для дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

№ п/п

Наименование предметной

области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)

1

2

3

4


1

Учебный предмет: Основы музыкального исполнительства (аккордеон)

2

2

2

2

1, 2, 3, 4

2

Учебный предмет по выбору: Музицирование

1

1

1

1

4


Всего:

3

3

3

3


Целью данного учебного плана является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. В таблице указан учебный предмет по выбору (музицирование), используя который преподаватель может добиваться успехов в развитии творческих навыков учащихся, и необходимый для совершенствования воспитания исполнительских навыков учащихся, а также их музыкально – просветительской деятельности.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цели программы:

-овладение игрой на аккордеоне;

-формирование художественного вкуса;

-расширение музыкального кругозора;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

-воспитание учащихся, любящих музицировать и желающих продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Задачи программы:

1.Развивающие:

-развитие музыкальных способностей;

-развитие творческих способностей;

-развитие воображения , памяти, усидчивости, терпения.

2.Обучающие:

-приобретение основных исполнительских навыков игры на аккордеоне;

-приобретение навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа;

-приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования и самостоятельной работы над произведением;

-овладение определённым комплексом средств художественной выразительности в этом виде музыкального искусства;

-обеспечение учащихся необходимым уровнем музыкальной грамотности.

3.Воспитывающие:

-эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

-воспитание культуры личности;

-воспитание трудолюбия

Обоснование структуры программы

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • наглядный метод (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от индивидуальных особенностей учащегося.

Прогнозируемые результаты:

К завершению обучения ученик должен овладеть необходимым комплексом музыкально-теоретических знаний, а также музыкально-исполнительскими навыками игры на аккордеоне, соответствующим требованиям данной программы.

Реализация общеразвивающей программы в исполнительской подготовке должна способствовать:

-формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

-воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.

Материально-техническое обеспечение программы:

-учебные аудитории для занятий с хорошей освещённостью и проветриванием;

-необходимое количество качественных инструментов( аккордеоны);

-пульты;

-стулья в соответствии с ростом обучающегося;

-концертный зал со звукотехническим оборудованием;

-библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим фондом, словарями и т.д.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку (внеаудиторные занятия) обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 4 года

Класс

Распределение по годам обучения


1

2

3

4

Количество учебных недель

32

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

в неделю

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

262

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия


295

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

557

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объём времени, данное время направлено на освоение учебного материала.

Годовые требования по классам

1 класс

Знакомство с аккордеоном , изучение клавиатур. Посадка и постановка рук. Организация игровых движений, контроль над свободой исполнительского аппарата. Развитие музыкального мышления.

Втечение учебного года ученик должен освоить не менее 12-16 пьес; детские и народные песни и танцы, пьесы песенного и танцевального характера с простым ритмическим рисунком правой рукой, а затем , по возможности двумя руками часть пьес.

Технический комплекс :

-упражнения на разные виды игровых движений;

Творческие задания:

-подбор по слуху простейших мелодий;

-транспонирование.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся.

Время ежедневных самостоятельных занятий учащегося- не менее 20-25 минут.

Виды самостоятельной работы:

пропевание детских песен с размером 2/4, 4/4;

прослушивание различной музыки по радио , телевидению, в записях;

выполнение письменной работы по нотной грамоте;

заучивание теоретического материала, расположения нот в скрипичном и басовом ключах;

организация игровых движений;

контроль над свободой исполнительского аппарата;

закрепление знания клавиатур и умение быстро ориентироваться на клавиатурах;

подбор стула нужной высоты, подставки для ног, подгонка ремней;

следить за правильной посадкой и постановкой инструмента и рук;

выучивание пьес наизусть;

прохлопывание в ладоши ритмического рисунка каждой пьесы, подчёркивая сильные доли;

отработка точной смены меха;

отработка точной аппликатуры;

знания обозначения штрихов, определение их на слух;

работа над партией левой руки отдельно;

подготовка пьес для сдачи;

игра упражнений ;

нахождение в пьесах фразы, предложения, цезуры;

прочтение с листа несложной пьесы;

подготовка к контрольному уроку;

отработка выхода на сцену;

Другие виды внеаудиторной работы- 4 часа в год:

участие в школьных концертах, классных часах, посещение концертов и спортивных мероприятий.

Примерные программы выступлений на академическом концерте ( переводном):

1 вариант

Польская народная песня «Весёлый сапожник».

Калинников В. «Тень-тень».

Книппер Л. «Полюшко-поле».

2 вариант

Белорусская народная песня «Перепёлочка».

Шуберт Ф. «Лендлер».

Чайкин Н. «Марш».

Примерный репертуарный список.

Этюды:

А.Денисов Этюд

Г.Беренс Этюд

А.Рожков Этюд

К.Черни Этюд

Л.Шитте Этюд

А.Гумберт Этюд

А.Талакин Этюд

В.Лушников Этюд

Обработки народных песен и танцев

Р.н.п. «Частушка»,

Р.н.п. «Барашечки»,

Р.н.п. «Диби-диби»,

Р.н.п. «У кота»,

Р.н.п. «На лодочке»,

Б.н.п. «Савка и Гришка» ,

Р.н.п. «Во лузях» ,

Лат.н.п. «Ай-я, жу-жу»,

Р.н.п. «Поставлю я ведерочки на лед»,

Р.н.п. «Ой, есть в лесу калина»,

Укр.н.п. «Ви, музыки, хлопцы добре»,

Р.н.п. «Шуточная»,

Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»,

Р.н.п. «Ходила младешенька по борочку»,

Р.н.п. «Во поле береза стояла»,

У.н.п. «Ехал казак за Дунай».

Детские песни, песни советских композиторов.

«Листопад», «Лошадка», «Ручеек», «Цыплята», «Серенький козлик»

Д.Кабалевский «Песенка»,

М.Красев «Елочка»,

М.Качурбин «Мишка с куклой танцуют полечку»,

Т.Хренников «Речная песенка»,

Н.Метлов «Паук и Муха»,

А Филиппенко «Весняночка»,

В.Шаинский «Шуточная песенка»,

Д.Самойлов «Пьеса»

Произведения русских композиторов.

В.Калинников «Журавель»,

В.Ребиков «Птичка»,

А.Гурилев «Песенка»,

М.Глинка «Хор крестьянок» из оперы Иван Сусанин.

Произведения зарубежных композиторов.

Ф. Кулау Тема из вариаций

Л.Бетховен Немецкий танец, контрданс;

Ф.Шуберт «Экосез» Лендер;

Ж.Люми «Гавот»

В.Моцарт Азбука.

2 класс

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных ритмических рисунков.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение года преподаватель должен проработать с учеником 10-14 различных музыкальных произведений; несложные произведения для чтения с листа, ансамбля, повтор старой программы.

Технический комплекс :

1-2 Этюда на различные виды техники разной степени завершённости.

Упражнения на различные виды техники.

Творческие задания:

Подбор по слуху 2-3 пьес (двумя руками вместе)

Транспонирование 2-3 пьесы

Сочинение, чтение нот с листа.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся.

Время ежедневных домашних занятий учащегося- не менее 30 минут.

Виды домашней работы:

уверенные знания расположения нот в скрипичном и басовом ключах;

самостоятельный разбор упражнения или пьесы;

уверенные знания обозначения штрихов, определение их на слух;

отработка точной аппликатуры;

отработка смены меха;

сольфеджирование пройденных пьес;

подготовка пьес для сдачи;

закрепление знания динамических оттенков;

выучивание пьес наизусть;

подбор по слуху попевки от любой белой клавиши;

подготовка к контрольному уроку;

Другие виды внеаудиторной работы- не менее 4 часов в год:

участие в школьных концертах, классных часах, посещение концертов и спортивных мероприятий.

Примерные программы выступлений на академическом концерте:

1 вариант

Пахельбель И. «Гавот»

Иванов В. «Юмореска»

Белорусский народный танец «Бульба».

2 вариант

Даргомыжский А. «Песня»

Холминов А. «Дождик»

Украинская народная песня «Ой, дивчино, шумиь гай».

Этюды:

А.Ляпин, А.Талакин, А.Онегин, А.Шитте, А.Гедике, Г.Беренс, К.Черни, Д.Левидова, Е.Чернявская, Вольфарт, В.Иванов.

Народные песни и танцы, их обработки

Р.н.п. «Я на горку шла»,

Б.н.п. «Перепелочка»,

Р.н.п. «На зеленом лугу»,

Р.н.п. «Как на тоненький ледок»,

Ч.н.п. «Кукушечка»,

У.н.п. «Ой, за гаем, гаем»,

У.н.п. «В Харькове дождь идет",

Р.н.п. «Вдоль да по речке»,

Р.н.п. «На горе-то калина»,

Б.н.п. «Янка».

Произведения русских композиторов.

А.Гурилев «Песенка»

А.Чайковский «Старинна французская песенка» обр. Ребикова, В.Аннушка,

М.Глинка «Жаворонок».

И.Козловский «Контрданс»

М.Глинка «Полка», Вальс.

А.Рубинштейн «Трепак»

Произведения советских композиторов

Савельев «Настоящий друг»;

Д.Самойлов «Вальс»;

А.Фиоиппенко «Песенка про лягушку и комара»

А.Спадавеккиа «Добрый жук» из к-ма «Золушка»

А.Гедике «Плясовая»

Л.Книппер «Почему медведь зимой не спит», «Полюшко – поле»

А.Зацепин «Остров невезения»

А.Эшпай «Песня о криницах»

М.вайнберг «Песенка Мокина» из кинофильма «Укротительница тигров»

Д.Покрасс «Три танкиста»

В.Шаинский «Голубой вагон»

Современные, эстрадные мелодии

Рамирес «Мелодия»;

Уандер «Я позвонил только»;

Муз. Рота «Мелодия» из кинофильма «Крестный отец»;

Оливейра «Мелодия»;

Деланца «Елисеевские поля»;

Д.Леннон, П.Макартни «Облади, облада».



Произведения зарубежных композиторов

Л.Бетховен «Танец»,

Л.Моцарт «Менуэт»,

И.Штраус «Вальс» из оперы «Цыганский барон»

Телеман «Джикозо»

Глюк «Мелодия»

Ф.Кулау Тема из вар.

Ф.Шуберт «Экосез»

И.Брамс «Колыбельная»

3 класс

Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приёма, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы, двойные ноты).

10-14 произведений различного характера; повтор предыдущей программы. Знакомство с полифонией и крупной формой.

Технический комплекс :

1-2 этюда на различные виды техники.

Упражнения на различные виды техники.

Творческие задания:

Подбор по слуху , транспонирование , чтение нот с листа, варианты

сочинения.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся.

Время ежедневных домашних занятий учащегося- не менее 30 минут.

Виды домашней работы:

работа над нотным текстом;

работа над аппликатурой;

работа над штрихами;

закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов;

работа над динамическими оттенками;

выучивание на память произведений;

работа над ритмическими рисунками;

ознакомление с элементами полифонии и крупной формы;

прочтение с листа несложной пьесы;

транспонирование выученных пьес на секунду;

Другие виды внеаудиторной работы- не менее 4 часов в год:

участие в концертах школы;

посещение учреждений культуры и спортивных мероприятий.

Примерные программы выступлений на академическом концерте:

1 вариант

Шевченко С. «Полифоническая пьеса».

Штейбельт Д. «Сонатина».

Р.н.п. «Белолица, круглолица» обр. Бушуева Ф.

2 вариант

Барток Б. «Танец в форме канона».

Гольденвейзер А. «Песенка».

Р.н.т. «Яблочко» обр. Бажилина Р.

Этюды:

Г. Вольфарт

А.Денисов (ломан, арпед.)

К.Черни (репетиц) C dur

Л.Шитте (терции, сексты)

А.Салин а moll

А.Ляпин C dur

Шахов C dur, D dur

А.Жилинский (элементы полифонии)

Д.Самойлов, D moll

Е.Гнесин

К.Гурлит C dur

В.Иванов

Русские народные песни и танцы, обработки народных песен, танцев мира

Р.н.п. «Как на тоненький ледок»

У.н.т. «Гопак»

Р.н.п. обр. Д.Самойлова «Ходила младешенька»

У.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Говорушко В.

Ф.н.п. «Рула-тэ» обр. Онегина

У.н.т. «Дергунец»

С.н.т. «Словацкая полька» обр. Корецкий А.

П.н.п. «Кукушечка»

Р.н.п. обр. Ф.Бушуева «Во лузях»

У.н.т. «Казачок»

Р.н.п. «Как ходил, гулял Ванюша»

В.н.т. «Чардаш»

Произведения русских композиторов

М.Глинка Польки, Вальс, Детская полька

А.Дюбюк «романс»

А.Даргомыжский «Казачок»

П.Чайковский Вальс, «Немецкая песенка»

А. Алябьев «Романс»

В.Ребиков «Песня», «Лодка по морю плывет»

И.Козловский «Контрданс», Вальс, Экосез

М.Мусоргский «Гопак»

А.Рубинштейн «Трепак»

Произведения советских композиторов

А.Гедике «Плясовая», Танец, Фугато

И.Дунаевский «Колыбельная»

А.Жилинский «Латинская полька», «Танец», «Старинный танец»

М.Блантер «Песня о Щорсе»

Д.Кабалевский «Наш край», «Клоуны», «Полечка»

С.Майкапар «Вальс», «Колыбельная сказочка»

А.Хаяатурян «Вальс дружбы»

Д.Шостакович «Шарманка»

А.Гольденвейзер «Маленкий канон»

Е.Аглинцова «Русская песня»

Н.Чайкин «Танец снегурочки»

А.Филиппенко «Новогодняя полька»

Б.Савельев «Настоящий друг»

Д.Уотт «Три поросенка»

Г.Наумов «Тарантелло»

Новиков «Эх, дороги»

Блантер «Катюша», «Моя любимая»

К.Листов «В землянке»

Современные, эстрадные популярные мелодии

«Танец маленьких утят» ф.н.п.

Уандер «Я позвонил только»

Деланца «Елисеевские поля»

Д.Ленон , П.Макартни «Облади, облада»

Оливейра «Мелодия»

Муз. Рота «Мелодия».

Д.Дассен «Мелодия»

К.Сантора «Песенка шофера»

Л.Подешт «Бабушка гаучи меня танцевать чарльстон»

И.Катаев «Стою на полустаночке»

О.Фельцман «Старые слова»

И.Дунаевский «Песня о Волге»

Ю.Милютин «Лирическая песенка»

Мокроусов «Песня»

А.Флярковский «Солнечный зайчик»

А.Зацепин «Мелодия»

Милано «Под небом голубым»

Произведения зарубежных композиторов

Д.Циполи «Менуэт»

Л.Моцарт «Менуэты».

Бурлеска «Весенняя песня»

Полонез. Вальс

Доницетти «Баркарола»

Х.Граупнер «Буре»

Л.Бетховен «Танец немецкий», «Три крестьянских танца», «Контранс»

Ф.Шуберт «Экосезы», Вальсы

Д.Россини Дуэт из оперы «Севильский цирюльник»

Бетховен Сонатина, Романс, Рондо

Л.Боккерини Менуэт

Г.Донцетти «Баркарола»

К.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

Э.Куртис «Вернись в Сорренто»

Н.Харито «Отцвели хризантемы»

Л.Делиб «Вальс», фрагмент: музыка кукол автоматов;

И.Кригер «Менуэт»

Д.Верди Хор из оперы Травиата, Застольная песня,

Л.Бетховен «Экосез»

Т.Хаслингер «Сонатина»

Е.Ради «Аллегретто»

4 класс

Учащийся должен подготовить на выпускной экзамен 4 разноха- рактерных произведения, показав свои достижения. Это может быть: полифоническое или произведение с элементами полифонии, элементы крупной формы; вариации или обработки народных песен и танцев, этюд или пьеса, заменяющая этюд, пьесы современных популярных авторов, советских, русских, зарубежных композиторов. Программа составляется с учетом интереса учащигося, его данных возможностей на усмотрение преподавателя.

Втечение учебного года ученик должен освоить не менее 8-10 произведений.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся.

Время ежедневных домашних занятий учащегося- не менее 40-45 минут.

Виды самостоятельной работы:

работа над текстом произведения;

работа над произведением по частям;

работа над сложными эпизодами;

работа над упражнениями на разные виды техники;

работа над художественным образом;

работа над динамическими и агогическими оттенками;

работа над текстом на память;

работа над характерными элементами произведений выпускной программы;

выработка навыка уверенного, стабильного исполнения программы;

подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

Другие виды внеаудиторной работы- не менее 4 часов в год:

участие в концертах школы, классных часах;

посещение учреждений культуры и спортивных мероприятий;

участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Примерные программы выступлений на экзамене:

1 вариант

Боккерини Л. «Менуэт».

Гендель Г. «Вариации».

Р.н.п. «Ай, на горн дуб, дуб» обр.Грачев В.

Казанский Н. Этюд.

2 вариант

Бах И.С. Хорал.

Бетховен Л. Рондо-каприччио.

Варламов А. «Красный сарафан».

Равина Х. Гармонический этюд.

III ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Виды аттестации. В качестве средств текущего контроля успеваемости устанавливаются: академические концерты, технический контрольный урок, прослушивание; итоговая аттестация: экзамен в выпускном классе; открытые концерты и конкурсы.

1 класс:

-прослушивание в конце первого полугодия;

-контрольный урок в третьей четверти (2 произведения);

-академический концерт в конце учебного года ( 3 произведения).

2,3 классы:

-академический концерт в первом полугодии (1 произведение) ;

-академический концерт в середине третьей четверти (1 произведение);

-технический контрольный урок в конце третьей четверти (упражнения, этюд, термины);

-академический концерт (переводной) в конце учебного года (2 произведения).

Программа выступлений должна включать произведения различных эпох, жанров и форм.

4 класс (выпускной):

-прослушивания программы:

1) в конце первого полугодия,

2) в третьей четверти учебного года.

-итоговый экзамен ( 4 разнохарактерных произведения ).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного

исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков

самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка

степени овладения навыками музицирования. Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Исполнение полной программы на переводном академическом концерте демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения и проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения

образовательной программы.

Критерии оценок. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной системе оценок.

По завершении изучения учебных предметов по итогам аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. Свидетельство утверждается данным учебным заведением.

При составлении критерия оценок все учащиеся могут быть условно разделены на Ш группы:

  1. Учащиеся с хорошими музыкальными данными

  2. Учащиеся со средними музыкальными данными

  3. Учащиеся со слабыми музыкальными данными.


1 группа

Оценка 5 («отлично»)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество испо­лнения. Количество и трудность произведений соответствует уровню клас­са.

Качество означает:

- осмысленность и выразительность исполнения

- владение звукоизвлечением,

- плавное легато,

- ровное звучание в технике

-артистичность,

- сценическая выдержка.

Оценка 4 («хорошо»)

Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала.

Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество

отработанных навыков и приемов должно быть обязательно.

Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.

Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические

отклонения.

Оценка 3 («удовлетворительно»)

-недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения) -погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие ин­тонирования, плохая артикуляция, непонимание формы, характера исполняемого произведения -жесткое звукоизвлечение, грубая динамика

П группа

Оценка 5 («отлично»): Допускается более облегченный репертуар, разрешаются более спокойные темпы исполняемого произведения, особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность ученика в заняти­ях, его понимание и его личный эмоциональный отклик на исполняемую му­зыку.

Оценка 4 («хорошо»): Более легкий по объему материал, более доступный по содержанию, фактуре, техническим задачам, должно быть понимание музыкальной мысли и характера произведения.

Оценка 3 («удовлетворительно»): Облегченный репертуар, отсутствие эмоциональности и музыкального мышления -ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой.

Ш группа

Учащиеся выучивают тот репертуар, с которым могут справиться технически

и осмыслить его.

Оценка 5 («отлично): грамотно выученный текст, эмоциональность, заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах.

Оценка 4 («хорошо»): грамотно выученный текст, наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения

возможны умеренные темпы.

Оценка 3 («удовлетворительно»): слабое владение нотным текстом и игровыми навыками, непонимание смысла произведения, отсутствие отношения к исполняемому произведению

Оценка «2» («неудовлетворительно»): частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие слухового контроля собственного исполнения; ошибки в воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро-ритмическая неустойчивость.

Оценка «1» ( «нижедопустимый критерий оценки»): полное отсутствие теоретических и практических навыков по учебному материалу.

В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к

улучшению или ухудшению уровня исполнения.

В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересован­ность и активное участие в концертной работе школы.


IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для эффективного решения поставленных задач необходим высокий профессионализм преподавателя, роль которого является главной в процессе обучения учащихся игре на аккордеоне. Преподавателю рекомендуется опираться на достижения возрастной психологии, современной музыкальной педагогики, использовать в классной и внеклассной работе с учениками инновационные методы, формы и средства обучения игре на музыкальном инструменте (аудио, мультимедийную технику, электронные учебники, программы и т.д.). Педагогу нужно уметь создавать для учеников в классе атмосферу заинтересованности, радости творческой деятельности, стимулируя тем самым их выбор занятий по учебному предмету основы музыкального исполнительства (аккордеон).

Преподаватель должен научить ученика рационально планировать время для подготовки к занятиям, самостоятельно работать с музыкальным материалом : грамотно расставлять аппликатуру, обращать внимание на указания в тексте, динамику, темповые изменения, раскрывать художественное содержание музыкального произведения, понимать особенности исполняемой музыки. Ему также необходимо уметь сочетать обще-дидактические методы со специальными методами обучения музыке, активизируя самостоятельность учащихся в решении художественных и технических задач.

Качественная успеваемость учащегося во многом зависит от составления индивидуального плана, который определяет наиболее эффективные пути его личностно-музыкального развития, совершенствования инструментально-исполнительских навыков и умений. Учитывая индивидуальные особенности, потенциальные возможности ученика , руководствуясь основными дидактическими принципами последовательности и доступности обучения, преподаватель самостоятельно определяет оптимальный вариант полугодового плана работы. При этом не забывать пожелания и тяготения обучающегося, т.е. то, что хотелось бы ему иметь в своём репертуаре.

На протяжении всего периода обучения ученик должен изучить произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. В программе должна быть представлена музыка композиторов-романтиков (русских, западноевропейских); современная музыка для баяна, аккордеона; джазовая и популярная музыка; народная музыка разных стран.

В музыкально-педагогической практике возникают ситуации, когда ученики испытывают панический страх выступления на сцене с сольной программой. В таких случаях допускается выступление учащихся на академических концертах в ансамбле, а в отдельных случаях- исполнять программу по нотам. Возможна также замена сложных произведений крупной формы, полифонии на более простые произведения по форме и фактуре. Важно, чтобы в процессе обучения у учащихся была регулярная концертно-исполнительская практика, репертуар постоянно обновлялся.

В педагогической практике встречаются немало учащихся, обладающих яркими музыкальными способностями и большой заинтересованностью занятиями на инструменте, которые свою будущую профессию связывают с музыкальным исполнительством. В связи с этим преподаватель, руководствуясь индивидуальным, личностно ориентированным подходами, может несколько усложнять программу.

V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемая литература

Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста»

3-5 класс ДМШ, выпуск 9. - Москва: «Музыка», 1980 г.

Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. - Москва: «Музыка», 1979 г.

Бажилин Р. – составитель сборника «Аккордеон в джазе». – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.

Бажилин Р. – составитель сборника «Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет» - Москва: Издательство Катанского В., 2000г.

Беляев А. Концертные обработки для баяна «Моя любимая» - Москва: Московская типография, 2000г.

Бережков В. «Пьесы для баяна» – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004г.

Бажилин Р. «За праздничным столом» в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 4. Москва: Издательство Катанского В., 2005г

Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.

Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. - Москва, 2002г.

Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона «В стиле популярной музыки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.

Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» - Москва. 2002г.

Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». – Москва: Издательство Катанского В., 2004г.

Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: Издательство Катанского В., 2004г.

Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита» аккордеон, баян – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г.

Бойцова Г.«Юный аккордеонист» 1, 2 часть – Москва: «Музыка», 1994г.

Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. – Москва: Издательство Катанского В., 2001г.

Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск1. - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.

Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. – Москва: «Музыка», 1983г.

Двилянский М. – составитель сборника «Хрестоматия аккордеониста» - Москва: «Музыка», 1981г.

Двилянский М. – «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 – Москва: «Музыка», 1991г.

Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. – Москва: «Советский композитор», 1989г.

Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – Москва: «Советский композитор», 1990г.

Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона – Москва: «Музыка», 1985г.

Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1981г.

Методическая литература

Алексеев И., Корецкий Н. «Баян 3 – 4 класс». – Киев: «Музична Украина», 1987г.

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М., «Сов. комп.», 1972.

Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М., «Сов. комп.», 1982.

Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., «Сов. комп.», 1987.

Лондонов А. Школа игры на аккордеоне. М., «Композитор», 2003.

Говорушко П. Вопросы методики начального образования. М., 1981

Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М., 1961

Крупин А. Вопросы музыкальной педагогики. В.6. 1989.

Кузовлев А. Возрастная физиология и школьная гигиена.М., Просвещение.






























35





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатхутдинова Лилия Ринатовна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства