kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа секции по баскетболу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Обеспечить учащихся знаниями об основных  приемах и действиях баскетболистов, известных моментах истории развития игры.
  2. Содействовать укреплению здоровья детей  10-17 лет.
  3. Воспитывать моральные - волевые качества занимающихся.

Задачи работы секции:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования  здорового образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование позитивно-активной  психологии общения и коллективного взаимодействия;
  • обучить основным элементам игры в баскетбол.

Содержание программы.

Содержание данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю продолжительностью по 3 часа. Содержание программы основано на видах спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять соревновательно-игровой  метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактики.

Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий.

  
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика физической подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка баскетболиста.

4. Техническая подготовка баскетболиста.

5. Тактическая подготовка баскетболиста.

6. Психологическая подготовка баскетболиста.

7. Техника безопасности на занятиях.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка

1.1. Общеразвивающие упражнения:  с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча

1.1. Прыжок вверх толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.

1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.

1.5. Остановка прыжком после ускорения.

1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

1.7. Остановка в два шага после ускорения.

1.8. Повороты на месте.

1.9. Повороты в движении.

1.10. Имитация защитных действий.

1.11. Имитация действий атаки.

2. Ловля и передача мяча

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3. Двумя руками от груди в движении.

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

2.6. То же после ведения мяча.

2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.9. Передача одной рукой снизу от пола.

2.10. То же в движении.

2.11. Ловля мяча после передачи.

2.12. Ловля высоко летящего мяча.

2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча

3.1. На месте.

3.2. В движении шагом.

3.3. В движении бегом.

3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.5. То же с изменением высоты отскока.

3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8. Перевод мяча с правой руки  и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

4.6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.

3. Перехват мяча.

4. Борьба за мяч после отскока от щита.

5. Быстрый прорыв.

6. Командные действия в защите.

7. Командные действия в нападении.

8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Требования к учащимся после прохождения учебного материала

После прохождения учебного материала учащийся  должен

Знать:

  • характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
  • использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
  • возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • возрастные особенности развития основных физических качеств.

Уметь:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
  • свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
  • вести мяч правой и левой рукой;
  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;
  • осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.

Демонстрировать:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
  • взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
  • развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
  • возрастную динамику физической подготовленности;
  • оценку показателей физического развития.

Материально- техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
  • Баскетбольные мячи – 15 шт.;
  • Баскетбольный щит – 8 шт.;
  • Скакалки – 7 шт.;
  • Стойки – 16 шт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа секции по баскетболу»

Пояснительная записка


В cистеме физического вoспитания школьников oдним из нaправлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа обеспечивает нaправление дoполнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием активных способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

Бaскетбол является одним из разделов школьной прoграммы и представлен как обязательный вид спорта в гoсударственном образовательном стандарте. Он является oдним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в школе. Кроме того, спортивные игры, в тoм числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия дeятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие умственных способностей учащихся. Разнообразные взаимодействия во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач.

Обучение технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в комбинации.

В возрасте 10-17 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия.

  Цели:

  1. Обеспечить учащихся знаниями об основных приемах и действиях баскетболистов, известных моментах истории развития игры.

  2. Содействовать укреплению здоровья детей 10-17 лет.

  3. Воспитывать моральные - волевые качества занимающихся.



Задачи работы секции:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;

  • совершенствование функциональных возможностей организма;

  • формирование позитивно-активной психологии общения и коллективного взаимодействия;

  • обучить основным элементам игры в баскетбол.

Содержание программы.

Содержание данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю продолжительностью по 3 часа. Содержание программы основано на видах спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять соревновательно-игровой метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактики.

Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.

Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Содержание видов спортивной направленности определено исходя из содержания примерной федеральной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболистов. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.

Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для учащихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять распределение времени. Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т.Чичикина, П.В.Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности учащихся проводится по тестам в начале и в конце учебного года с их последующими выводами с занимающимся.


Содержательное обеспечение разделов программы.


Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика физической подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка баскетболиста.

4. Техническая подготовка баскетболиста.

5. Тактическая подготовка баскетболиста.

6. Психологическая подготовка баскетболиста.

7. Техника безопасности на занятиях.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

 

Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка

1.1. Общеразвивающие упражнения: с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

 

2. Специальная физическая подготовка

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

 

Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча

1.1. Прыжок вверх толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами:

· с разной скоростью;

· в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.

1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.

1.5. Остановка прыжком после ускорения.

1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

1.7. Остановка в два шага после ускорения.

1.8. Повороты на месте.

1.9. Повороты в движении.

1.10. Имитация защитных действий.

1.11. Имитация действий атаки.

 

2. Ловля и передача мяча

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3. Двумя руками от груди в движении.

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

2.6. То же после ведения мяча.

2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.9. Передача одной рукой снизу от пола.

2.10. То же в движении.

2.11. Ловля мяча после передачи.

2.12. Ловля высоко летящего мяча.

2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

 

 3. Ведение мяча

3.1. На месте.

3.2. В движении шагом.

3.3. В движении бегом.

3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.5. То же с изменением высоты отскока.

3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8. Перевод мяча с правой руки и обратно, стоя на месте.

 

4. Броски мяча

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

4.6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

 

Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.

3. Перехват мяча.

4. Борьба за мяч после отскока от щита.

5. Быстрый прорыв.

6. Командные действия в защите.

7. Командные действия в нападении.

8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.


Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)

 

возраст

пол

Оценка высоты прыжка

 

средний

Выше среднего

высокий

10-12 лет

Д

М

24-28

25-30

29-33

31-35

34 и выше

36 и выше

13-15 лет

Д

М

25-30

28-33

31-35

34-38

36 и выше

39 и выше

15-17 лет

Д

М

25-31

31-36

32-37

37-41

38 и выше

42 и выше


Контрольные нормативы в беге на 20 м 


класс

девочки

мальчики

высокий

Выше среднего

средний

высокий

Выше среднего

средний

10-12 лет

3,8 и менее

3,9-4,0

4,1

3,7 и менее

3,8-4,0

4,0-4,3

13-15 лет

3,7 и менее

3,8-4,1

4,2-4,4

3,5 и менее

3,6-3,8

3,9-4,1

15-17 лет

3,5 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,3 и менее

3,4-3,7

3,8-4,1


Передачи и броски мяча 


 

 

Контрольные упражнения

возраст

10-12 лет

13-15 лет

15-17 лет

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз)

20

22

23

2.

5 штрафных бросков (попаданий)

2

2

3

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий)

6

7

8


Примерный тематический план занятий


п/п

Содержание занятий

Количество

Всего

Теоретич. сведен.

Практические занят.

1.

Развитие баскетбола в России

1

1

0

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

2

2

0

3.

Общая и специальная физическая подготовка

124

1

123

4.

Основы техники и тактики игры

150

1

149

5.

Контрольные игры и соревнования

27

1

26

6.

Тестирование

2

0

2

Итого:

306

6

300




























Таблица оценки тестов


Наименование теста

“5”

“4”

“3”

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек

10,0

11,0

10,5

11,5

11,0

12,0

Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Переда мяча в стену за 30 сек (кол-во передач)

19

18

18

17

17

16


Требования к учащимся после прохождения учебного материала

После прохождения учебного материала учащийся должен

Знать:

  • характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;

  • использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;

  • возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);

  • возрастные особенности развития основных физических качеств.

Уметь:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);

  • свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;

  • вести мяч правой и левой рукой;

  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;

  • осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;

  • определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.

Демонстрировать:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;

  • взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;

  • развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;

  • возрастную динамику физической подготовленности;

  • оценку показателей физического развития.

Материально- техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);

  • Баскетбольные мячи – 15 шт.;

  • Баскетбольный щит – 8 шт.;

  • Скакалки – 7 шт.;

  • Стойки – 16 шт.

Литература


  1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.

  1. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.

.

  1. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.

  2. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.

  3. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.

  4. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа секции по баскетболу

Автор: Буранов Андрей Александрович

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа секции "Баскетбол 1-4 класс""
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia_programma_sektsii_basketbol_1_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "618324"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1669292938"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа секции по баскетболу для 6-10 классов"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_sektsii_po_basketbolu_dlia_6_10_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "568880"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1609176539"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа секции "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-siektsii-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "247068"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446486792"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа спортивных игр "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-sportivnykh-ighr-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "205410"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429880778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа предметного кружка на 68 часов"
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia_proghramma_priedmietnogho_kruzhka_na_68_chasov"
    ["file_id"] => string(6) "412941"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1493799308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства