Актуальность исследования. Все мои одноклассники и знакомые имеют дома личный компьютер. Если долго сидеть за компьютером или перед телевизором, и вообще мало двигаться, то появляется много болезней: болит спина, глаза, начинаешь себя плохо чувствовать и долго болеть простудными заболеваниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»
Исследовательскаяработа
«Отношение школьников к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру» Исследовательскую работу выполнила: Ёзва Яна 11 Б класс, Верхнедонская гимназия Руководитель: Гордиенко Лариса Анатольевна, учитель физической культуры
Содержание 1. Задачи физического воспитания детей школьного возраста 2. Компьютер, спорт и двигательная активность школьников 3. Методы исследования 4. Организация исследования 5. Экспериментальное исследование отношения школьников к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Все мои одноклассники и знакомые имеют дома личный компьютер. Если долго сидеть за компьютером или перед телевизором, и вообще мало двигаться, то появляется много болезней: болит спина, глаза, начинаешь себя плохо чувствовать и долго болеть простудными заболеваниями. С поступлением в школу у детей младшего школьника снижается почти наполовину, 80-85% времени они проводят в сидячем положении. А ведь любому школьнику необходимо много двигаться. Конечно, уроки физкультуры не восполняют всю потребность организма в движении. На уроке нас учат как правильно делать упражнения, распределять силы, чтобы мы могли самостоятельно работать над собой дома. А много ли школьников делают зарядку по утрам? Сколько времени эти же ребята проводят на свежем воздухе? А перед компьютером? И зачем вообще нужна физическая культура? Какие у неё задачи? Эти и другие вопросы заинтересовали меня. За ответом я обратилась к учителю физкультуры, она предложила провести исследовательскую работу на эту тему, опросить учеников нашей школы разных классов и выяснить, кто предпочитает спорт, а кто компьютер и как предпочтения зависят от возраста. Цель исследования: изучить отношение школьников к занятиям физической культурой, спорту и компьютеру. Объект исследования: двигательная активность школьников. Предмет исследования: отношение школьников к занятиям физической культурой, спорту и компьютеру.
Задачи исследования: Выделить задачи физического воспитания детей школьного возраста. Определить роль компьютера, спорта и двигательной активности школьников. Проанализировать отношение учащихся к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру. Методы исследования: Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов. Анкетирование. Методы математико-статистической обработки данных. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования будут полезны в практике работы учителя физической культуры, с целью повышения физического уровня школьников.
1. Задачи физического воспитания детей школьного возраста
Значение физической культуры школьника заключается в создании фундамента для полного физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это способствует гармоничному развитию личности. Правильное использование свободного времени, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить плохие поступки, такие как употребление наркотиков, алкоголя и т.д. Активное занятие физкультурой позволяет обеспечить правильное нравственное и эстетическое воспитание. Правильное использование физической культуры позволяет решить некоторые задачи. Оздоровительные задачи: 1. Укрепление здоровья: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов. 2. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале. Образовательные задачи: 1)Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. 2) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту). Воспитательные задачи: Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.
2. Компьютер, спорт и двигательная активность школьников
Компьютер стал частью нашей жизни и не позволять ребенку пользоваться этим достижением человечества – невозможно. Кроме того, родители часто приобретают компьютер для детей из самых хороших побуждений – не отставать от технического прогресса. Одни стремятся максимально развить в детях способности, считая, что если они на минуту позже познакомят ребенка с компьютером и информационными технологиями, то он будет отставать от сверстников. Другие, наоборот, боятся вредного воздействия компьютера и Интернета и ребенка к компьютеру вообще не допускают. В 7- 8 лет школьник может находиться перед компьютером – примерно 30-40 минут. Ребенок 9 -11 лет может позволить себе побыть за компьютером до полутора часа в день. В последнее время, дети всё чаще страдают заболеваниями позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Ведь, помимо того, что половину своего времени ребенок проводит в школе сидя за партой, в основном в неправильной позе, возвращаясь домой, он опять же садиться за компьютер и проводит за ним оставшееся время. Таким образом, ребенок не развивает свои мышцы, из-за отсутствия физической активности возникают боли в спине и суставах. Снижение двигательной активности называют «гиподинамией». Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости. Спорт, в свою очередь, улучшает здоровье, поддерживает детей в хорошей физической форме и придаёт энергию и положительный заряд эмоций. Благодаря спортивным занятиям, дети становятся более активными и жизнерадостными. В день необходимо посвящать не менее 30 минут умеренной мышечной нагрузке. Таким образом, полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Выявлено, что спорт положительно влияет на повседневную жизнь абсолютно любого человека, компьютер негативно сказывается на здоровье школьников: на зрение, на кисти рук, на тазовые органы, на пищеварение, на опорно-двигательный аппарат, на внимание.
3. Методы исследования
Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов предусматривал изучение темы исследования. Мы с преподавателем проанализировали источники, отвечающих на интересующие меня вопросы, связанные с задачами физического воспитания; роли компьютера, спорта и двигательной активности школьников. Анкетирование. Составив анкету, мы провели анкетирование в трех классах разных возрастных групп. Школьникам младшего (20 чел.), среднего (23 чел.), старшего (23 чел.) возраста было предложено показать своё отношение к занятиям физической культуры, спортом в школе и компьютеру с помощью анкеты «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру». Анкета состоит из 11 вопросов, которые отражают значимость физической культуры в школе, компьютера глазами школьников, где необходимо было проставить соответствующий ответ. Таблица 1 Анкета «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру» Ваш пол Возраст 1)Любите ли вы уроки физкультуры в школе? 2)Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры? 3)Посещаете ли вы спортивные секции в школе? 4)Посещаете ли вы спортивные секции вне школы? 5)Делаете ли вы зарядку каждый день? 6)Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе? 7)Есть ли у вас персональный компьютер? 8)Много ли времени вы проводите за компьютером? 9)Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе? 10)Часто ли вы используете компьютер по учебе? 11)Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите ____
«Много ли времени вы проводите за компьютером» Более 1 часа времени за компьютер проводят учащиеся младших (20%), средних (30%) и старших (60%) классов. Выбор «за» спорт, в среднем звене составил наибольший процент – 91%, что является отличным показателей для подрастающего поколения, что можно сказать и про младших (78%) и старших (70%) школьников. «Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите» Анализируя данные ответы, 85% от общего числа опрошенных – школьники заинтересованы в своем здоровье, им нравится быть в хорошей форме и 15% - выбрали компьютер, так как считают, что благодаря ему можно узнать много нового и интересного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работы, мы пришли к выводу, что данная тема актуальна, так как правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к компьютеризации, наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. В результате исследования мы достигли поставленной цели и решения задач, поставленных в начале исследования: изучили и проанализировали отношение учащихся к занятиям физической культурой, что составило положительный результат (97%). При выборе школьников между спортом и компьютером – «за» спорт – 80% и 20% «за» компьютер. Некоторые школьники ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом, а вероятнее всего, причина кроется в элементарной лени.