kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование соревнования в качестве воспитательного средства в физическом воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания

. Цель-совершенствование процесса физического воспитания школьников старших классов за счёт увеличения игрового и соревновательного методов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование соревнования в качестве воспитательного средства в физическом воспитании»

Использование соревнования в качестве воспитательного средства в физическом воспитании

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ города Калининграда

Средняя общеобразовательная школа №56»



Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания

. Цель-совершенствование процесса физического воспитания школьников старших классов за счёт увеличения игрового и соревновательного методов

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в раз вернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.). Создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). Но она всегда, так или иначе, присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго

регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности; инициативности; решительности; настойчивости; способности преодолевать трудности; самообладания; самоотверженности и др.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях, так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. ... Точно так же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма. ... 2. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании. ... главнейших функций игры— педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Основные, определяющие черты соревновательного метода:

  • Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

  • Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных не соревновательных

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

* Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления[17].

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

Структура метода соревнования

По своему составу, метод соревнования основывается на следующих компонентах:

  1. Определение характера соревновательной деятельности, ее временного периода и места проведения, а также непосредственных участников соревновательной деятельности.

  2. Целевое назначение реализации метода.

  3. Показатели, отражающие итоги реализации метода. Необходимо выбрать, какие параметры будут браться в расчет при оценке эффективности реализации метода.

  4. Стадии прохождения соревнования.

  5. Подведение итогов прохождения соревнования, включая круг лиц, ответственных за его реализацию и выполнение контрольной проверки.

  6. Применение методов педагогического воздействия, отвечающих итогам соревнования: поощрение, вручение наград похвала, выражение недовольства и т.д.

Условия эффективной организации соревнования

Соревнование, применяемое в педагогической практике при работе с детьми, существенно отличается от соревнований, проходящих в иных видах деятельности, поэтому данный процесс должен быть организован особым образом.

Основными условиями реализации метода соревнования, позволяющими достичь необходимых результатов являются:

  1. Наличие педагогической идеи соревнования, ориентированной на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его индивидуальных показателей развития.

  2. Исходя из педагогической идеи, выбираются виды деятельности, в которых можно реализовать воплощение педагогической идеи.

  3. Объектами соревнования должны быть участники, обладающие примерно равными возможностями и идентичным потенциалом. Соревновательные мероприятия должны быть доступными для всех его участников.

  4. Соревнования должны давать равные возможности на победу для каждого участника.

  5. Достижение педагогической идеи должно способствовать развитию новой, более сложной и значимой, чтобы повышать результаты и качество образовательного и воспитательного процессов.

  6. Соревнование должно стать важным средством нравственного развития личности учащихся и воспитанников. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы развивать навыки взаимопомощи, оказания поддержки, радости к успехам товарищей, сострадания и милосердия.

  7. Подготовительный и итоговый этапы прохождения соревнования должны характеризоваться четкой последовательностью действий, координировать деятельность всех его участников и иметь регламент построения взаимодействия между ними.

  8. В детском коллективе должны быть организованы разнообразные виды соревнований. Это необходимо для того, чтобы дать каждому учащемуся возможность реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность.

  9. Соревнование должно носить гласный, открытый характер. Каждый участник должен быть осведомлен о ходе его прохождения и итогах.

  10. Итоги соревнования должны подводиться, таким образом, чтобы разить новые стимулы для принятия участия в соревновательной деятельности, желание развиваться и стремление достичь больших высот, совершенствовать свои навыки и способности в данном направлении деятельности.

Соревновательный метод играет большое значение. как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

В практике физической культуры и спорта педагогами-тренерами применяется огромный арсенал различных методов и методических приемов. Применяемые в практике методы и приемы должны обеспечивать воспитывающий характер обучения, способствовать поставленной задаче, особенностям учебного материала, уровню подготовленности учеников, условиям проведения занятий.

Соревновательный метод помогает сформировать у спортсменов способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. — М.: Советский спорт, 2008. — 206 с.

2. Л. П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 282 с.

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культур : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

4.Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. — Омск, 2001. — 24 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 02.01.2023

Номер свидетельства: 622173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "КАЗАХСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ  КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(92) "kazakhskiie-narodnyie-podvizhnyie-igry-kak-effiektivnoie-sriedstvo-fizichieskogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "183794"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425927856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "План по самообразованию Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(162) "plan-po-samoobrazovaniiu-tiema-nietraditsionnoie-ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-fizichieskom-vospitanii-i-ozdorovlienii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "318830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460659529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,  КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(121) "ispolzovaniienarodnykhpodvizhnykhisportivnykhigrnaurokakhfizichieskoikulturykaksriedstvozdoroviesbieriezhieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "270959"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451323142"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Нравственно-духовное становление личности в организации учебно-воспитательного процесса"
    ["seo_title"] => string(92) "nravstviennodukhovnoiestanovlieniielichnostivorghanizatsiiuchiebnovospitatielnoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "262662"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449399997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства