МБОУ Жохсогонская средняя общеобразовательная школа
им А. Е. Кулаковского
Школьная программа военно – патриотического воспитания
«Дьулуур»
678660 с. Боробул МБОУ Жохсогонская СОШ имени А.Е.Кулаковского
МР «Таттинский улус» РС(Я)
borobul1-ytyk@ mail.ru
Руководитель: Баснаев И.И., учитель по физ.
подготовке и ОВС
2012 г.
Пояснительная записка.
Школьная программа «Военно – патриотического воспитание учащихся на 2012 – 2013 годы» (далее именуемая Программа) разработана в соответствии Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Программа определяет содержание и основные пути развитие системы правового и патриотического воспитания учащихся, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического и правового сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного воспитания.
Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения и исполнителям комплекс правовых, организационных, научно – исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания учащихся.
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня гражданского воспитания учащихся, улучшению физического здоровья молодого поколения, повысит их готовность к военной службе.
Актуальность проблемы и необходимость решения ее программными методами.
Актуальность проблемы очевидна. Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности.
Распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к окружающим, сохраняется преступность, распространяется алкоголизм среди молодежи, ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.
Серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Неотъемлемой частью гражданско-правового воспитания является военно – патриотическое воспитание молодого поколения.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье-один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».
Цель и задачи гражданско-правового образования в школе
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания молодежи становится одной из актуальнейших сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности.
Гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу.
Цель и задачи программы.
развитие системы правового воспитания у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому, интереса к истории родного края, к традициям;
создание условий для правового и духовно – нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
формирование ЗОЖ молодого поколения.
Система программных мероприятий.
- формирование патриотических чувств на основе культурно – исторических ценностей, трудовых и боевых традиций народа;
- изучение истории наслега, улуса, республики;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга, развитие культуры и образованности;
- формирование ответственности и коллективизма;
- формирование ЗОЖ подростков, профилактика правонарушений и безнадзорности, улучшение здоровья
Содержание и структура гражданского образования школьников
Основное содержание процесса гражданского воспитания составит система мероприятий для учителей, учеников, родителей.
Учитель:
- осваивает философию содержания гражданского образования;
- осваивает методы социального проектирования и компетентности подхода;
- придерживается демократического стиля педагогической работы, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживает собственное мнение ребенка, имеет высокую коммуникативную культуру;
- имеет собственную гражданскую позицию, предполагающую уважение к основам конституционного строя, систему ценностей, основанную на толерантности.
Ученик:
- осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности;
- участвует в общественной жизни школы;
- умеет давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.
Родители:
- участвуют в общественной жизни школы;
- повышение ответственности за воспитание детей.
Результатами такой работы станут выраженная гражданская позиция педагогов и обучающихся, готовность и способность учащихся реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей.
Структура гражданско-правового образования включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Это обуславливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении определенных форм взаимодействия: уроков, собраний, внеклассных мероприятий, акций.
Механизм реализации Программы
Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими особенностями личного роста.
1 ступень (1 -4 классы) работа организуется следующим образом:
* окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
* использовать все виды фольклора. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
* народные праздники и традиции.
2 ступень (5 – 8 классы)
сотрудничество и дух партнерства
свобода и самостоятельность
разнообразие и эмоциональность
самоутверждение
3 ступень (9 – 11 классы)
Реализация проекта осуществляется через работу
с педагогическим коллективом:
- обобщение опыта, использование коммуникативных методик обучения /педагогические чтения/;
- интерактивные методики в учебной и внеклассной работе /обучающие семинары/;
- здоровьесберегающие технологии обучения /круглый стол/;
- освоение новых технологий обучения и воспитания / «Дебаты», «Выборы», «Гражданин»/;
С учащимися:
- совместное планирование деятельности;
- проведение социологического опроса об уровне правовой культуры учащихся;
- благотворительные акции, волонтерское движение;
- профессиональная ориентация на рынке труда;
- участие в конкурсах разных уровней по гражданскому воспитанию.
С родителями:
- участие родителей в общественных праздниках, трудовых операциях;
- Дни семейного отдыха;
- проведение военно-полевого сбора;
- Дни открытых дверей в школе.
Внешние связи школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников
В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной полиции. Раз в четверть инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.
Ежегодно учащиеся 5-6 классов участвуют к игре «Колесо безопасности» по правилам дорожного движения, по заявку школы посещают с лекциями работники ГИБДД, проводятся дискуссии «Обязательные правила поведения. Соотношения прав и обязанностей».
Старшеклассники и актив ДО «Кэскил» школы каждый год проводят деловую игру «Мой выбор», в котором выбирается актив детской организации школы.
Каждый год в День знаний младшие школьники посещают музей школы имени А.Е.Кулаковского.
В школе проводится спецкурс «Права ребенка», который начинается со 2 полугодия учебного года.
Школа тесно сотрудничает с администрацией наслега. Глава наслега регулярно встречается с учащимися на круглых столах и уроках, посвященным органом местного самоуправления
Оценка эффективности реализации Программы
Результативность реализации Программы измеряется мерой готовности и стремлением к выполнению и желание сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом.
Основным критерием эффективности реализации Программы является уровень воспитанности, как одного из основных характеристик отдельной личности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста воспитанности, обеспечение на основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема.
Мероприятия по реализации программы
№ | Программные мероприятия | Срок выполнения | Ожидаемый результат | Ответственные по проведению |
1. | «Звездная эстафета» - встреча ветеранов ВОВ и тыла. Классные часы. | Февраль март Май | Уважение к старшему поколению, к истории прошлых лет | Зам.директора по ВР, классные руководители |
2. | Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества «Снежный барс» «Армия. Родина. Долг» - встреча с работниками военного комиссариата Таттинского улуса | Февраль Май | Ознакомление основами военной службы | ЗДВР, учителя физкультуры и ОБЖ, совет отцов |
3. | Проведение месячника по военно-правовому и гражданскому воспитанию учащихся «Я – гражданин» | Февраль | Сохранение связей между поколениями воинов разных лет | Совет отцов, ЗДВР, учитель истории |
4. | Проведение конкурса рисунков и поделок «Опаленная молодость» «Время выбрало их» День русского языка и литературы Беседа на тему: «Молодая гвардия» | Февраль март май | Повышение уровня знаний о событиях ВОВ. Воспитание к любви и уважении старшего поколения | Учителя истории, русского языка и литературы, школьный библиотекарь |
5. | Организация и проведение военно – полевых сборов с учащимися 9 -10 классов | Май | Воспитание у детей дисциплины, умение оценивать ситуацию, патриотическое чувство | ЗДВР, комиссия по проведению военного сбора |
6. | Проведение конкурсов сочинений на темы гражданственности, духовности и патриотизма Посещение на дому к ветеранам ВОВ «Эьиэхэ сугуруйэбит!» | Февраль | Сохранение памяти о воинах, чувства верности солдатскому долгу у подрастающего поколения | Классные руководители, учителя предметники |
7. | Проведение классных часов, посвященных выводу Советских войск из республики Афганистан | Февраль | Патриотическое воспитание, основанное на героической истории Отечества | Совет отцов, классные руководители |
8. | Участие в вахте памяти «Во имя Победы» | Май | Увековечение памяти воинов, погибших в годы ВОВ | Совет ветеранов, ЗДВР, адм. школы |
9. | Проведение концерта «Никто не забыт, ничто не забыто» | Май | Воспитание на идеалах героизма, мужества и подвига Советских солдат Формирование активной гражданской позиции у детей. | Учитель музыки и руководитель кружка «Эйгэ» |
10. | Проведение Дней памяти: « Кырдьа5ас буойуттарга сугуруйэбит» « Время выбрало их» творческая выставка учащихся, посвященная ВОВ «Саьарбыт хаартыскалар кэпсииллэр» - проекторынан киинэ керуу, хаартыскалары хомуйуу | Май | Воспитание уважения к героическому прошлому старого поколения | Руководитель проекта «МИГ», руководитель кружка «Умелые руки», учителя ИЗО, поисковая группа музея имени А.Е.Кулаковского |
11. | Просветительская деятельность музея в рамках реализации программы: уроки мужества проведения экскурсий по памятным местам наслега разработка и проведение музейных уроков НПК «Петровские чтения» «Тимуровские» выходы к ветеранам тыла и ВОВ | Февраль Март Апрель Май | | ДО «Кэскил», учителя родного языка и литературы, классные руководители |
12. | Цикл тематических вечеров «Поклонимся великим тем годам», посвященный Великой Победы в ВОВ | Февраль Май | Увековечение памяти воинам ВОВ | ЗДВР, библиотекарь, совет ветеранов |
13. | Проведение месячника патриотической книги | Февраль Май | Патриотическое воспитание населения | Библиотекарь, учитель истории |
14. | Организация встреч детей с ветеранами ВОВ «Мужество в отставку не уйдет» | Май | Воспитание на идеалах героизма, мужества и подвига российских солдат | Классные руководители |
15. | Защита рефератов по истории на тему ВОВ | Февраль Май | | Учитель истории |
16. | Просмотр кинофильма «Живые голоса ветеранов», подготовленный поисковым отрядом музея имени А.Е.Кулаковского | май | Увековечение ветеранов тыла и войны родного наслега | ЗДВР, поисковая группа |
17. | Конкурс творческих работ «Дети пишут о войне» | май | | Учителя русского и родного языка |
18. | Конкурс военной песни «Лира в солдатской шинели» | Февраль май | Патриотическое воспитание на героической истории Отечества | Кружок «Эйгэ» |
19. | Проведение спортивных праздников, посвященных Дню защитников Отечества | Февраль | | Учителя физкультуры |
20. | Привлечение к социальной работе к ветеранам, благотворительная помощь, концертная программа | Февраль-май | Духовно – нравственное воспитание учащихся | Классные руководители |
21. | Спартакиада среди организаций населения под девизом «За физическое и нравственное здоровье нации» | В течении года | Обеспечение массовости занимающихся физической культурой и спортом | Работники КСК «Алампа», тренера ДЮСШ |
22. | Участие в Днях призывника | Ежегодно | | Адм. Наслега и адм. школы |
23. | Оформление стенда выпускников «Гордость школы» | | Воспитание патриотизма на основе чувства гордости за своих земляков | ЗДВР |
24. | Проведение недели юношеского спорта, посвященной Дню Победы | Апрель май | Увеличение количества, занимающихся физ. культурой и спортом | Учителя физкультуры и тренера ДЮСШ |
25. | Проведение конкурса художественного слова, посвященной Дню Победы «Строки опаленные войной» | Апрель | Воспитание любви к искусству. | Учителя русского и родного языка |
26. | Проведение фестиваля киновидеотворчества «Мир глазами детей» | В течении года | Сохранение преемственности | Классные руководители |
27. | Олимпиада по историческому краеведению | В течении года по графику | Уважительное отношение к историческому прошлому | Учителя предметники |
28. | НПК «Направления патриотического и правового воспитания: краеведение, фольклор, этнография и основы права» | Декабрь Январь | | ЗД УР, учителя предметники, руководители кружков |
29. | Фотоконкурс «Дойдум миэнэ - Дьохсо5он»: * конкурс стихов * конкурс сочинений | апрель | | Учителя предметники |
30. | Организация и проведение конкурса проектов «Я- гражданин» | Апрель | | Адм.школы |
31. | Майские мероприятия: военные сборы по этапам: 1 неделя – начальные классы: военно-патриотический смотр песни и строя 2 неделя – среднее звено – «Песни и танцы военных лет» 3 неделя – старшее звено – военный сбор, спортивные игры с препятствиями, смотр песни и строя Встреча с ветеранами Участие на параде, посвященной ВОВ | май | Формирование активной гражданской позиции у детей, Воспитание уважения к героическому прошлому старого поколения | Адм. Школы, классные руководители |
32. | Подведение итога, анализы проведенных мероприятий, отчеты классных руководителей итд | май | | ЗДВР |
Положение
ежегодного военно-спортивного сбора юношей старших классов
Участники: юноши 9,10, 11 классов
Цель:
Усиление военно-правового воспитания среди учащихся
Привитие знаний, умений и навыков начальной военной подготовки
Пропаганда ЗОЖ
Условия проведения военного сбора:
Форма одежды:
- парадная военная – камуфлированные куртки и брюки, белая рубашка и черный галстук, белые перчатки и белый ремень (при отсутствии белого ремня следует сшить белый чехол для ремня), единый головной убор, белые аксельбанты, название команды, черные кроссовки или ботинки
- спортивная черная шапка, теплые толстовки, черные перчатки, теплые носки, спортивный костюм
- вещевой мешок, туалетные принадлежности, посуда, фонарь, ручки, тетради, постельные принадлежности
- спальный мешок
- сухой паек на 2 дня, 1 банка тушенки, 5 штук картошки, 1 булка хлеба, 100 гр. масла, 300 гр. гречки, 200 гр. макаронного изделия, 100 гр. сахара
- учебные принадлежности по расписанию (понедельник)
Классные руководители команд представляют в комиссию следующее:
Заявка на участие (участие обязательна)
Банк данных участников, номера телефонов родителей
Перед сборами обязательно провести профилактическую работу, проверку о готовности юнармейца к сбору
Разучивание песни «Катюша», «Через две зимы…» (наизусть)
Не разрешается брать с собой сотовые телефоны, ценные вещи
За создание помех в работе, нарушение внутреннего порядка дается наряды вне очереди, т.е. уборка территории, очистка картошки, сан. уборка столовой итд.
При проведении сбора участвуют:
Военный специалист Военного комиссариата
Военрук Черкехской СОШ
Воспитательный завуч школы
Координатор по работе с подростками
Психолог
Библиотекарь
Мед. работник
Охранники школы
Завхоз
Повар
Учителя физкультуры, ОВС, ОБЖ и тренера ДЮСШ
Дежурство учителей по графику
Программа и сроки проведения военного сбора:
26 апреля
19.00ч. – общий сбор юнармейцев в спортивном зале школы (за опоздание к сбору – наряд вне очереди)
19.10ч. – проверка по списку
19.15 ч. – проверка снаряжений юнармейца (за отсуствие 1 и более предмета – наряд вне очереди)
19.20 ч. – ознакомление основных задач военного сбора, внутреннего распорядка и обязанностей ответственных по военному сбору
19.30 ч. – 21.30 ч.
- смотр строя: маршировка, ответы на приветствие, исполнение строевой песни;
- общеармейская физическая подготовка: подтягивание на перекладине армейским способом, отжимание, поднимание туловища итд.
* 21.30 ч. – 21.50 ч. – подготовка к отбою
* 22.00 ч. – отбой ( за нарушение порядка – наряд вне очереди)
27 апреля
07.00 ч. – подъем
07.15 ч. – команда в полном составе выстраивается в одну шеренгу ( за опоздание – наряд вне очереди)
Командиры докладывают о готовности команд к утренней строевой подготовке
Командиры назначаются классными руководителями
07.30 ч. – 08.15 ч. – маршировка, ответы на приветствие, исполнение строевой песни. Маршировка проводится на свежем воздухе, возле школы
08.15 ч. – 09.00 ч. – завтрак
09.00 – 09.15 – подготовка к занятию, отдых
09.15 – 09.55 – практические занятия: разборка и сборка огневого оружия, надевание противогаза ( отв. специалист Военного комиссариата Таттинского улуса)
09.55 – 10.00 – отдых
10.00 – 11.00 – просмотр кинофильма на военную тему (киносеть Таттинского улуса)
11.00 – 11.10 – отдых
11.10 – 12.00 – общая физическая подготовка (учителя физкультуры и тренера ДЮСШ)
12.00 – 13.00 – обеденный перерыв
13/00 – 14/00 – строевая подготовка
14.00 – 14.15 – отдых
14.15 – 15.00 – лекционный час «История РА» (отв. специалист Военного комиссариата, приглашаются воины Афгана и Чечни Колотинский В.П. и Винокуров Г.Г.)
15.00 – 15.05 – отдых
15ю05 – 15.50 – общая физическая подготовка (учителя физкультуры и тренеры ДЮСШ)
15.50 – 16.30 – перерыв, полдник
16.30 – 18.00 – строевая подготовка на свежем воздухе (по маршруту: школа – парк культуры - школа)
18.00 – 19.00 – отдых, ужин, родительский час
19.00 – 20.00 – футбол, общая физическая подготовка
20.00 – 21.45 – отдых, просмотр к/ф, выполнение домашнего задания (ответственный за проведением сбора)
22.00 – отбой
28 апреля
07.00 – подъем
07.10 – команда выстраивается в одну шеренгу
Командир докладывает о готовности к строевой подготовке
07.10 – 08.00 – строевая подготовка на свежем воздухе
08.00 – 08.45 – завтрак
08.45 – 09.00 – команда выстраивается, начальник военной подготовки докладывает об окончании военного сбора
09.00 – 09.15 – совещание при директоре по проведении военного сбора в школе.