Просмотр содержимого документа
«Формирование сознательной дисциплины у школьников»
Т.С. Петрова
учитель физической культуры
МБОУ «Сасыльская средняя
общеобразовательная школа
имени Е.Е. Протопопова »
с.Кескил Томпонского района
ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность исследования. В последнее время одно из центральных мест в системе нравственного воспитания детей занимает воспитание сознательной дисциплины. Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. Проблема формирования сознательной деятельности у обучающихся физической культурой, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных.
Воспитательная работа проводится в процессе занятий, соревнований, а также в свободное от занятий время и имеет одну из задач - это воспитание сознательного отношения к учебному процессу.
Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет обучающимся нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Ценностный потенциал физической культуры и спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач, но обеспечить высокий уровень дисциплинированности обучающихся можно лишь при условии организации рациональной системы скоординированной деятельности школы, семьи и общественности.
Воспитание дисциплины является составной частью формирования гармонично развитой личности, одним из аспектов системы воспитательной работы со школьниками. От уровня дисциплинированности зависит качество обучения и развития школьников.
Необходимо формировать у детей старшего школьного возраста сознательную дисциплину. Потому как формировать дисциплину в этом возрасте чрезвычайно трудно, тем более что подросток успевает обзавестись привычками, отношениями, оценками.
Недостаточная разработанность данной проблемы в теории и методике физического воспитания и ее большая практическая значимость определила тему исследования: «Формирование сознательной дисциплины у школьников физической культурой».
Объектом исследования – является процесс занятий по формированию сознательной дисциплины.
Предмет исследования – научно – педагогические основы физического воспитания.
Цель исследования. Изучение формирования сознательной дисциплины у школьников.
Изучить эффективность формирования сознательной дисциплины школьников.
Методы исследования. Повышение эффективности использования воспитательного потенциала программного материала для использования сознательной дисциплины занимающихся служит компетентный контроль со стороны учителей, в частности, посещение и анализ занятий. С этой целью в процессе исследования нами разработана и апробирована программа и технология наблюдения состоянием формирования дисциплины на занятиях. При этом, естественно, ставилась цель наблюдения и анализа занятий – эффективность выбора и реализация содержания, форм, методов и средств формирования сознательной дисциплины занимающихся в процессе обучения.
Организация исследования. Исследование формирования сознательной дисциплины мы проводили на занятиях физкультуры. Целью исследования явилась диагностика и формирование сознательной дисциплины у детей старшего школьного возраста.
На начальном этапе эксперимента мы изучили теоретическую литературу по формированию сознательной дисциплины у детей старшего школьного возраста, а также провели диагностику сформированности дисциплины у экспериментальной группы.
Второй этап включал в себя разработку и внедрение в тренировочный процесс специальных занятий, способствующих формированию сознательной дисциплинированности детей из экспериментальной группы.
Третий этап исследования включал в себя повторную диагностику сформированности сознательной дисциплины у детей.
Методы исследования: наблюдение, беседа.
Сроки исследования – сентябрь 2014 года по май 2015 года.
В эксперименте участвовали школьники 10-11 классов. В группе обучается 10 детей. Они вошли в экспериментальную группу.
Исследование включало в себя изучение сформированности дисциплины.
Проведение исследования: проводится наблюдение за школьником в разных видах деятельности.
Анализ проводили по следующей схеме.
Умеет ли ученик удерживать и достигать цели, поставленные учителем, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
Умеет ли ученик сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, а также организован ли он, самостоятелен.
Подчиняется ли ученик общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности.
Уровни сформированности дисциплинированности:
Высокий. Школьник самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У него сформированы такое волевое качество, как дисциплинированность, Он подчиняется общественным правилам, выполняет требования учителя.
Средний. Школьник самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. Он частично подчиняется общественным правилам, требованиям учителя.
Низкий. Школьник не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. Он не подчиняется общественным правилам, не выполняет требования учителя.
В таблице 1 указаны уровни сформированности сознательной дисциплины школьников экспериментальной группы на начальном этапе исследования.
Таблица 1.
Сформированность сознательной дисциплины учеников экспериментальной группы на начальном этапе исследования.
Код
Ученика
Высокий
Средний
Низкий
001
+
002
+
003
+
004
+
005
+
006
+
007
+
008
+
009
+
010
+
Исходя, из данных таблицы мы видим, что уровень сформированности сознательной деятельности учащихся на начальном этапе обучения находится на среднем уровне. У одного спортсмена есть высокий показатель, код 006. И 4 спортсмена находятся на низком уровне сформированности сознательной дисциплины.
Таким образом, в экспериментальной группе необходима работа по формированию сознательной дисциплины.
В ходе изучения теоретической литературы мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных способов привить сознательную дисциплину у детей является использование игровых методов. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Среди методов и приемов, направленных на решение задач нравственного воспитания и воспитания дисциплинированности школьников, применяются такие общепризнанные воздействия, как наблюдение, анализ, контроль, убеждение, оценка, внушение, приказ, одобрение, принуждение. Но в работе с экспериментальной группой мы старались использовать только положительные методы, такие как одобрение, поощрение. Наказание мы не применяли.
На заключительном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику сформированности сознательной дисциплины учеников из экспериментальной группы на заключительном этапе исследования. Результаты диагностики занесены в таблицу 2.
Таблица 2.
Сформированность сознательной дисциплины учеников экспериментальной группы на заключительном этапе исследования.
Код ученика
Высокий
Средний
Низкий
001
+
002
+
003
+
004
+
005
+
006
+
007
+
008
+
009
+
010
+
Из таблицы видно, что уровень сформированности сознательной дисциплины у экспериментальной группы спортсменов значительно повысился. Так многие школьники находятся на высоком уровне сформированности сознательной дисциплины – 6 спортсменов. Всего 4 спортсмена имеют средний уровень сформированности сознательной дисциплины. Низкий уровень не зафиксирован ни у одного школьника. Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим результатам и рекомендациям.
Специфика воспитательной работы в школе, особенно на начальных этапах подготовки, состоит в исключительном влиянии учителя на ученика, объясняющемся тем, что занятия спортом практически не бывают по принуждению, это всегда любимое занятие.
Поэтому важнейшим элементом воспитательной работы является повседневный личный пример учителя и его роль в четкой организации всего занятия и других мероприятий школы.
Вывод. Сознательная дисциплина учащихся - это ответственное отношение к учению, к различным видам трудовой деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил поведения и устава своего учебного заведения, режим его работы.
Процесс формирования сознательной дисциплины в старшем школьном возрасте является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо - физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении.
Список литературы
Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о сознательной дисциплине //Советская педагогика. 1985. С.19- 24.
Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001..
Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.
Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274
Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.,1995.
Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика № 4. 1997. С.64
Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте /Под общ. ред. В.П. Филина. Харьков, 1994.