kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках физкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности школьника.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия на уроках физической культуры.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках физкультуры »

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Маркова Наталья Анатольевна

БОУ города Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

учитель физической культуры

Омская область

Аннотация


В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности школьника.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия на уроках физической культуры.



Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н.Толстой.


В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности школьника.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия на уроках физической культуры. Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Такие качества, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым, взаимное уважение – все это напрямую входит в физическую культуру личности и планируется в виде конкретных воспитательных целей при занятии физическими упражнениями.

Преодоление трудностей укрепляет веру в свои силы, воспитывает упорство, настойчивость, трудолюбие. В то же время победы над собой, достижение все более высоких спортивных результатов приносит моральное удовлетворение, формирует активное творческое отношение к занятиям.

Урок физической культуры дает возможность дифференцировать упражнения так, чтобы они были трудными, но выполнимыми для всех обучающихся независимо от их физических данных и уровня физического развития. Чем сложнее упражнение, тем труднее заставить ученика его выполнить, тем большая сила воли ему необходима.

Важным элементом уроков акробатики являются организованные учителем взаимопомощь и взаимообучение занимающихся. Например, при выполнении акробатического упражнения «стойка на лопатках» ученики выполняют взаимостраховку и одновременно помогают, подсказывают выполняющему это упражнение ученику, какие ошибки нужно исправить. Кроме этого, подготовка мест и снарядов для выполнения упражнений выполняется группой учащихся. Работая в группе, учащиеся учатся работать в команде и согласовывать действия между собой.

Хорошие условия для воспитания создаются во время занятий подвижными и спортивными играми. Вместе с воспитателями Казенного учреждения Омской области "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "3абота" города Омска" мы организовали проведение спортивного мероприятия по мини-футболу по поводу открытия спортивной площадки. Было сформировано пять команд, капитаны которых, участвуя в жеребьевке, определили порядок игр. В честной и бескомпромиссной борьбе, при соблюдении определенных правил, выявился победитель. После окончания соревнований каждая команда получила грамоты и призы. Такие командные игры, которые проводятся при строгом соблюдении правил в интересах коллектива – хорошая школа воспитания дисциплины, честности, коллективизма.

С целью пропаганды патриотизма и любви к Родине совместно с КТОС «Кировец -1» ежегодно проводим военно-спортивную игру «Звёздочка». Игра проходит по станциям: полоса препятствий, «Минное поле», соревнование снайперов, переноска «раненых», викторина. Ребята с интересом выполняют все задания и стараются пройти по станциям как можно быстрее. В процессе игры формируются следующие качества: смелость, решительность, находчивость, воля к победе, взаимопомощь. После подведения итогов игры победители получают призы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – школе. Духовному единению детей и родителей, детей и учителей способствует ежегодное проведение праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно для всех, и особенно для детей, так как создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

В процессе организации спортивных соревнований - «Весёлые старты» между классами, между воспитанниками детского сада и первоклассниками, совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

КВН, посвященный Дню Защитника Отечества, проводится между командами мальчиков из разных классов на параллели и включает в себя не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные задания. Ребята, работая в команде, вместе преодолевают препятствия в эстафетах, помогают и поддерживают друг друга.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания школьников являются народные игры, такие как «Штандер – стоп», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Охотники и утки» и другие. В играх отражается образ жизни людей, труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Подвижные игры закаляют не только тело, но и душу, приучают переносить боль от возможных падений, ушибов. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры. У школьников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. В подвижных играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урок справедливости, честности, правдивости. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» говорил А.С.Макаренко. В конце игры всегда положительно оцениваются поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Таким образом, благодаря систематической работе учителя физической культуры формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры. Москва, Владос,2003.

  2. «Государственный стандарт» (Федеральный компонент Государственного стандарта от 5 марта 2004 г. № 1089)

  3. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М: «Просвещение», 2011 г.

  4. «Физическая культура в начальной школе» - М: Издательство Владос-пресс, 2001 г.

  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, Академия, 2000.

  6. Чайцев В.Г., Пронина И.В. «Новые технологии физического воспитания».- М:-2007г.


4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках физкультуры

Автор: Маркова Наталья Анатольевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Экологическое и валеологическое развитие младших школьников"
    ["seo_title"] => string(72) "ekologhichieskoie_i_valieologhichieskoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "363646"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480386137"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. "
    ["seo_title"] => string(91) "sokhranieniie-zdorov-ia-i-povyshieniie-rabotosposobnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "145961"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419020453"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Пояснение к открытому уроку «Маша и Медведь»"
    ["seo_title"] => string(47) "poiasnieniie-k-otkrytomu-uroku-masha-i-miedvied"
    ["file_id"] => string(6) "254438"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447765882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства