Формирование мыслительной компетенции на уроках физической культуры
Формирование мыслительной компетенции на уроках физической культуры
На уроке физкультуры множество возможностей для обучения детей двигательным навыкам. Это и легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка. Все эти виды я использую в своей работе и направлены они на активизацию умственной деятельности. Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций (обобщения, сравнения, анализа, синтеза). В процессе физического воспитания необходима активная работа мысли на занятиях по физической культуре и это способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению, анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность.
Необходимо использование современных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности, стимулированию самостоятельности и обеспечению осмысленных двигательных действий.
Для умственного развития детей на занятиях по физической культуре особенно важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.
Для формирования устойчивого интереса к занятиям по физической культуре на уроках применяю комплекс различных стимулов: создаю привлекательные условия для занятий (3 урок на неделе игровой, нетрадиционные спортивные игры регби, флор-бол, элементы йоги, шейпинга, стретчинг, для девочек старших классов). Занятия проходят в нетрадиционной форме под музыку, использую игровые, соревновательные и занимательные приемы; создаю преднамеренные педагогические ситуации (пас через девочку); сознательное изучение двигательных действий; раскрываю значимость занятий.
Практическая значимость каждого изучаемого действия или развиваемого физического качества – это самое важное и именно с этого я начинаю работу. Ведь учащиеся должны не только знать изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности. Для того, чтобы дети это знали я провожу беседы.
Решить вопросы развития самостоятельности учащихся, их активности не удается, если занятия недостаточно эмоциональны. Поэтому, при применении на уроках методов физического воспитания, предпочтение отдаю игровому и соревновательному методам. На каждом занятии необходима активная работа мысли, стремление уловить последовательность объяснения.
Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне, впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. за сколько прыжков можно преодолеть волейбольную площадку; определить свою скорость пробегания отрезка). В водной части урока также необходимо развивать у детей самостоятельность, например: я не показываю упражнение, а только называю его. Называю 1-2 учеников, которые показывают упражнения. Часто разминку проводят сами дети. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания
Для активизации умственной деятельности на занятиях по физкультуре особо важно создание ярких и точных представлений о движении. При этом важную роль играет опора на наглядность. Двигательные представления формируются через показ движения и объяснение, через оценку и самостоятельное воспроизведение движений. Также на занятиях важно, чтобы ребенок не просто копировал образец учителя, а выполнял движение сознательно, видел новые приемы, способ действия, стремился овладеть ими. В каждом классе есть дети, которые занимаются в спортивных секциях, очень часто я привлекаю их при наглядном показе упражнения, порой им даже интереснее как данный элемент выполнит одноклассник, а не учитель.
Вывод:
В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование мыслительной компетенции на уроках физической культуры »
Формирование мыслительной компетенции на уроках физической культуры
На уроке физкультуры множество возможностей для обучения детей двигательным навыкам. Это и легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка. Все эти виды я использую в своей работе и направлены они на активизацию умственной деятельности. Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций (обобщения, сравнения, анализа, синтеза). В процессе физического воспитания необходима активная работа мысли на занятиях по физической культуре и это способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению, анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность.
Необходимоиспользование современных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности, стимулированию самостоятельности и обеспечению осмысленных двигательных действий.
Для умственного развития детей на занятиях по физической культуре особенно важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.
Для формирования устойчивого интереса к занятиям по физической культуре на уроках применяю комплекс различных стимулов: создаю привлекательные условия для занятий (3 урок на неделе игровой, нетрадиционные спортивные игры регби, флор-бол, элементы йоги, шейпинга, стретчинг,для девочек старших классов). Занятия проходят в нетрадиционной форме под музыку, использую игровые, соревновательные и занимательные приемы; создаю преднамеренные педагогические ситуации (пас через девочку); сознательное изучение двигательных действий; раскрываю значимость занятий.
Практическая значимость каждого изучаемого действия или развиваемого физического качества – это самое важное и именно с этого я начинаю работу. Ведь учащиеся должны не только знать изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности. Для того, чтобы дети это знали я провожу беседы.
Решить вопросы развития самостоятельности учащихся, их активности не удается, если занятия недостаточно эмоциональны. Поэтому, при применении на уроках методов физического воспитания, предпочтение отдаю игровому и соревновательному методам. На каждом занятии необходима активная работа мысли, стремление уловить последовательность объяснения.
Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне, впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. за сколько прыжков можно преодолеть волейбольную площадку; определить свою скорость пробегания отрезка). В водной части урока также необходимо развивать у детей самостоятельность, например: я не показываю упражнение, а только называю его. Называю 1-2 учеников, которые показывают упражнения. Часто разминку проводят сами дети. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания
Для активизации умственной деятельности на занятиях по физкультуре особо важно создание ярких и точных представлений о движении. При этом важную роль играет опора на наглядность. Двигательные представления формируются через показ движения и объяснение, через оценку и самостоятельное воспроизведение движений. Также на занятиях важно, чтобы ребенок не просто копировал образец учителя, а выполнял движение сознательно, видел новые приемы, способ действия, стремился овладеть ими. В каждом классе есть дети, которые занимаются в спортивных секциях, очень часто я привлекаю их при наглядном показе упражнения, порой им даже интереснее как данный элемент выполнит одноклассник, а не учитель.
Вывод:
В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.