Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
В настоящее время возрастает роль занятий физической культурой, как средства для решения задач оздоровления и гармоничного развития личности.
Применение средств для развития умственных способностей на уроке физкультуры имеет большее значение в связи с тем, что усвоить поток информации не всегда представляется возможным в системе общеобразовательной деятельности. И только в игровой деятельности можно достаточно полно развивать способности ребенка. Активная работа мысли на занятиях по физкультуре необходима для более прочного усвоения знаний по другим предметам, для расширения кругозора детей, для формирования жизненно важных компетенций.
Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего от того, в какой мере требования предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития. Умственное развитие просматривается как сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительной деятельности человека относительно его возраста и жизненного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры»
Коновалова Л.С. , Коновалова Н.В. учителя физической культуры ОШ № 67 г.Мариуполя
Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Введение
В настоящее время возрастает роль занятий физической культурой, как средства для решения задач оздоровления и гармоничного развития личности.
Применение средств для развития умственных способностей на уроке физкультуры имеет большее значение в связи с тем, что усвоить поток информации не всегда представляется возможным в системе общеобразовательной деятельности. И только в игровой деятельности можно достаточно полно развивать способности ребенка. Активная работа мысли на занятиях по физкультуре необходима для более прочного усвоения знаний по другим предметам, для расширения кругозора детей, для формирования жизненно важных компетенций.
Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего от того, в какой мере требования предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития. Умственное развитие просматривается как сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительной деятельности человека относительно его возраста и жизненного опыта.
Основными компонентами умственного развития являются умственные способности и знания, приобретенные человеком.
В знаниях различают содержательную и операционную стороны.
Содержательная сторона знаний включает существенные признаки усваиваемых понятий и закономерностей в их связях, что позволяет правильно ориентироваться в воспринимаемой
ситуации. В операционную сторону знаний входят приемы, методы познания, позволяющие понять происхождение, способы получения знаний и использование их на практике. Действенность знаний, широта их применения зависят от их понимания.
В связи с тем, что фонд действенных знаний отражает лишь результативную сторону мыслительной деятельности, стоит выделить еще один показатель развития умственных способностей — это путь приобретения знаний, его рациональные качества мыслительной деятельности. Эти два показателя умственного развития входят в содержание общих умственных способностей к усвоению знаний.
Чем выше умственные способности, тем быстрее и легче человек приобретает новые знания и свободно их применяет.
К основным качествам ума относят: глубину, гибкость, устойчивость и самостоятельность. Процесс развития умственных способностей во многом зависит от соблюдения ряда условий:
1.Исходить от уже проявленных ребенком способностей.
2.Максимальное использование интереса детей.
3.Для развития способностей необходима мотивация.
4.Организовывать и направлять развитие способностей как вид деятельности.
Наиболее характерным видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Она очень разнообразна и является не только элементом культуры, но и одним из наиболее эффективных средств в воспитании детей и развитии их способностей. У игры есть одно специфическое качество - это свободное применение сил и творчества человека. Развитие умственных способностей на уроках физической культуры можно осуществлять в двух направлениях.
Во-первых, это закрепление пройденного материала из общеобразовательных предметов (математика, русский язык и т.д.) на уроке физкультуры в ходе игр и эстафет.
Во-вторых, это включение в урок игр, которые дают новые знания для детей, знакомят их с окружающим миром, дают возможность познать новые для ребенка сферы деятельности человека (например, профессии людей). В сюжетных играх учитель может проиграть любую ситуацию: "Полет на другую планету", "Подготовка юных альпинистов" и т.д.
Решение поставленных задач и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от соблюдения учителем организационных приемов:
1.Игру необходимо начать организованно и своевременно.
2.Дифференцированно распределить детей по командам. За детьми, имеющими подготовительную и специальную группы здоровья, осуществлять особый педагогический контроль.
3.Особое внимание учитель должен уделять правильному подбору заданий к игре или эстафете. Если они решают задачу развития умственных способностей, то физические упражнения должны быть технически несложные и хорошо освоенные детьми.
Не рекомендуется чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки чередовать с отдыхом. Игроки, увлеченные игрой, теряют чувство меры, не рассчитывают своих возможностей и перегружаются. Поэтому важно научить детей контролировать и регулировать свои действия и их интенсивность в игре.
4.Необходимо уделять внимание технике безопасности на уроке.
5.Необходимо правильно подвести итоги игры и эстафеты
При определении победителей надо учитывать не только быстроту выполнения задания, но и его качество. Отметить детей, которые смогли проявить себя в разных видах деятельности (умственной или двигательной).
Поощрение — это важнейший стимул поддержания интереса детей к уроку.
Игры и эстафеты с использованием материала по математике
«Вызов номеров».
Ведущий игру называет номер, который выполняет определенное действие. Эту игру можно изменить, проводя вызов номеров с использованием сложения, вычитания и т.д. Например: учитель говорит: "Один плюс два" — выбегает для задания третий номер.
«Зайчишки по домам»
Цель: закрепить умение устанавливать отношение между количеством
предметов, которые характеризуются данным числом.
На полу нарисованы круги разных размеров. Рядом с каждым из них нарисована цифра 1 или 2. Учитель говорит: - На лесную полянку из своих домиков выбежали зайчишки. В домиках с цифрой 1 - живет 1 зайчик, а под цифрой 2-2 зайчишки. Когда на поляну прибежит лиса, зайцы прячутся в своих домах, а лисичка их ловит. Если в домике под цифрой 1 спряталось 2 зайчика, то лиса одного уводит.
"Математические ручейки".
Цель: формировать умение автоматически выполнять действия сложения и вычитания, запомнить результат произведенного действия, придумывать примеры на разные действия.
Дети стоят в 2 шеренги. Учитель говорит, что только что прошел математический дождь, образовались математические ручейки, которые весело бегут с пригорка в озеро, перегоняя друг друга. По сигналу учителя первый ученик из каждого ряда называет 1 пример на сложение или вычитание и бросает мяч своему соседу, который ловит его, производит вычисление и составляет следующий
пример так, чтобы исходным числом был результат вычисления, произведенный ранее. Побеждает ручеек, который первый закончит задание.
Варианты эстафет
Тема: ФИГУРЫ. Названные разные геометрические фигуры выкладывают из любого материала — камешки, шишки, счетные палочки и т.д.
Эстафета с примерами
Учитель заранее готовит таблицы и раскладывает их в 15-20м от стартовой линии для каждой команды. Например:
слагаемое
1
2
4
6
8
9
слагаемое
9
7
6
5
2
сумма
10
10
10
10
10
Возле таблицы лежат набор цифр для заполнения. Каждый игрок команды выполняет бег и решает пример. Учитывается скорость и правильность выполнения задания командами.
Эстафеты с использованием материала по русскому языку
Для проведения игр с использованием материала по русскому языку необходимо иметь наборы кубиков с изображением на них букв алфавита.
Эстафета «Выбери букву»
Задача для детей — выбрать гласные или согласные буквы (задание оговаривается заранее) и перенести их к стартовой линии.
Игра «Базар букв»
Для каждой команды учитель выкладывает слова с пропущенными буквами на расстоянии 10-15м от стартовой линии. Рядом находится «базар» с буквами. Задача - после бега - выбрать правильную букву и подставить в слово. Учитывается правильность и скорость выполнения задания.
Игра "Сядь-встань"
Дети стоят парами, взявшись за руки, образуя круг. Учитель называет слова. Если в слове есть Ъ дети должны присесть, если нет — встать (например: сел-съел).
Игра «Слова»
Команды поочередно называют слова на заданную букву. Оговариваются заранее время паузы (не более 3 счетов), чья команда последней назвала слово - выиграла. Чтобы игра стала подвижной, необходимо, чтобы перед тем, как назвать слово дети выполнили заранее заданное движение.
Игра "Соедини слова»
Игроки предают мяч по кругу и называют существительное — например, город. Игрок, поймав мяч, должен назвать определение к нему - например, красивый.
Игра «Повторяем алфавит"
Чья команда быстрее и правильнее с помощью скакалки выложит на полу буквы алфавита.
Игры и эстафеты для развития творческих и познавательных способностей детей
Во время этих игр от детей требуется умение наблюдать, сопоставлять, анализировать и
комбинировать.
Игра «Замок»
Перед каждой командой на определенном расстоянии от стартовой линии раскладываются фигуры из набора «Строитель» или «Лего», рядом располагаем обруч. Задача: в обруче, из
имеющегося материала, построить "Замок". Учитель оценивает как быстроту выполнения, так и эстетические параметры построенного замка.
Игра «Овощи и фрукты"
Цель: закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и
Детей делят на 2 команды. Капитан по команде передают мяч рядом стоящему игроку. При передаче игроки 1 команды называют овощи игроки команды 2 - фрукты. Нельзя повторять названия. Учитывается скорость выполнения.
Таким образом, предложенные варианты игр и эстафет способствуют развитию не только умственных способностей детей, но и обогащению их двигательного опыта. Проводить эстафеты можно, используя не только бег. Здесь подходят все средства: прыжки на скакалках, бег с ведением мяча, преодоление препятствий и т.д. Задача учителя подобрать средства физической культуры, которые бы стимулировали двигательную активность ребенка на уроке. Использование на уроках физкультуры средств для развития умственных способностей детей дает более широкие возможности для самовыражения детей разных уровней физической подготовленности и умственного развития. Все это будет способствовать как повышению интереса к уроку физкультуры, так и к другим предметам.
Литература:
1.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М. : Просвещение, 1988.
2.Былеева Л.В., Короткова М.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1982
3.Мелькорн Т. Гениями не рождаются. - М. : Просвещение, 1985.
4.Кузькина Н.В. Игры и занимательные задания для учащихся младших классов. - Киев.: Радянська школа, 1989.
5.Любимская А. А. Учителю о. психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977.
6.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.