Просмотр содержимого документа
«"Формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры."»
Использование стратегий критического мышления для формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры.
Шалабаева С.А.,
учитель физической
культуры 1 категории,
школа-лицей №2 г. Костаная.
«Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать, а тому, как они должны думать,
исчезнут всякие недоразумения»
Г. К. Лихтенберг.
Учебная программа образовательной области «Физическая культура» в контексте обновления содержания образования нацелена не только на развитие всех систем организма, совершенствование физических навыков ребенка, но и на формирование знаний по истории развития физической культуры и спорта, развитие спортивно – специфических умений и навыков, формирование морально – волевых качеств, развитие мыслительных и исследовательских навыков.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» теперь включает 3 раздела: «двигательная деятельность», «творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки» и « здоровье и здоровый образ жизни».
Новым для учителя является раздел «творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки», в рамках которого на уроке реализуются следующие задачи: обучение школьников критическому оцениванию собственных творческих способностей и способностей других, правил и приемов физической деятельности, адаптации приобретенных знаний, связанных с движением, для реагирования на изменяющиеся обстоятельства, формирование лидерских навыков и навыков работы в команде и др. Достижению данных задач будет способствовать включение в урок физической культуры стратегий критического мышления.
Под критическим мышлением понимается наличие собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Работая учителем физической культуры в младших классах, я прилагаю усилия для формирования у школьников основ системы самоконтроля и саморазвития через стратегии критического мышления. В начальной школе, конечно, это требует более тщательного отбора возможных для использования на уроках физической культуры техник критического мышления. Однако, как показывает практика, стратегии критического мышления можно использовать на всех этапах урока физической культуры. На 1 этапе (вызов) актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы можно с помощью стратегий «верное и неверное высказывание», «корзина идей», «верите ли вы, что….». На 2 этапе (осмысление) помочь школьникам активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми учитель может через стратегии «активное видео», «толстые и тонкие вопросы», «мозговой штурм». На 3 этапе (рефлексия) учащиеся анализируют результативность своей работы через ответы на вопросы «что получилось?», «что можно улучшить?», и рефлексивные карточки.
Работая более 10 лет с младшими школьниками, я апробировала различные приемы критического мышления и убедилась в особой эффективности некоторых из них. Остановлюсь на тех стратегиях, которые, в первую очередь, способствуют формированию навыков самоконтроля и саморазвития.
Уделяя серьезное внимание обучающихся на необходимость поддержки здоровья своего организма, я включаю в урок работу с кластером, например, при изучении тем: «Правила здорового питания», «Здоровый образ жизни», «Режим дня» и др.
Виды кластера:
После окончания работы с кластером, учащиеся их обсуждают, высказывают свою точку зрения. Эта техника критического мышления развивает навык самоконтроля образа жизни и стимулирует саморазвитие ученика в области культуры здоровья.
В ряд уроков я включаю работу с диаграммой Вена. Ученики могут с помощью данной техники КМ сравнивать физические упражнения, виды спортивных игр и т.д.
кувырок назад кувырок вперед
Рефлексию урока я часто организую с помощью техники «Знаю. Умею. Хочу научиться».
Использование стратегий критического мышления для формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры повышает:
- эффективность восприятия учебной информации и интерес к теме урока,
- ответственность ребенка за собственное образование,
- качество обученности по предмету, а так же, воспитывает у ребенка желание и умение стать человеком, который стремится в течение всей жизни укреплять здоровье и совершенствовать свое физическое «Я».