Просмотр содержимого документа
««Использование стратегий критического мышления для формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры».»
«Использование стратегий критического мышления для формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры».
Шалабаев ЕК,
учитель физической
Культуры
Диевская СШ
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения» Г. К. Лихтенберг .
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Работая в младших классах учителем физической культуры, я прилагаю усилия для формирования у школьников основ системы самоконтроля и саморазвития на уроке, используя стратегии критического мышления. В начальной школе, конечно, это требует более тщательного поиска методов реализации данной стратегии, но, все же разработав некоторые начальные методы и приемы, соответствующие данному возрасту учащихся, мы с учащимися работаем в этом направлении. И, применяя данные методы и приемы критического мышления, существенно улучшают качество урока и развивают у младших школьников основу саморазвития и самоконтроля.
Вместе с тем, я уделяю серьезное внимание обучающихся на необходимость поддержки здоровья растущего организма, применяя различные кластеры по теме: «Правила здорового питания», ЗОЖ, Режим дня и многие другие.
На уроках ребятам предлагаются распечатанные кластеры на тему о здоровом питании, и учащиеся сами имеют возможность составить свой режим питания, после окончания работы над кластерами, учащиеся обсуждают, какие продукты не должны присутствовать в рационе питания и почему. Этот метод развивает самоконтроль над своим здоровым образом жизни и проявляет саморазвитие в этой области.
На протяжении ряда уроков я включаю обязательное заполнение диаграммы Вена. Технология развития критического мышления при заполнении этой диаграммы позволяет учащимся формировать саморазвитие, понимание того, как некоторые упражнения изучаемые на уроке физической культуры развивают физические качества, что общего между различными упражнениями . В третьей части урока после осмысления и принятия своих выводов мы проводим рефлексию на данную тему, где помимо саморазвития развивается самоконтроль, по средством критического мышления. Это тот уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в начальной школе, и предполагает способность ребенка решать стандартные, жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности.
2. Диаграмма Вена
а) пионербол а) кувырок назад
б) волейбол б) кувырок вперед
а б
Использование технологии критического мышления для формирования системы самоконтроля и саморазвития на уроках физической культуры дает:
1.Учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
2. Ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Цель данной технологии:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Критический мыслитель:
формирует собственное мнение,
совершает обдуманный выбор между различными мнениями,
решает проблемы,
аргументировано спорит,
ценит совместную работу, в которой возникает общее решение,
умеет ценить чужую точку зрения, и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Основа техники критического мышления:
1. Вызов - актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
2. Осмысление - помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми. 3.Рефлексия - помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала .
Роль учителя в ТРКМ: - направлять усилия учеников в определенное русло, - сталкивать различные суждения, - создать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений - дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
Вывод:
Использование стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает:
- сотрудничество учителя и учащихся,
- деятельностное участие самого ученика,
- создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение,
- учащийся реализует свои потребности и возможности,
- учиться решать свои проблемы самостоятельно,
- обучается способам своей собственной, деятельности, т.е. предполагает развитие функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени.