Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.»
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.
Актуальность
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундамента образования.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Противоречия
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физвоспитания.
Цель проекта
формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в начальной школе и среднем звене.
Задачи
Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
Рассмотреть УУД на ступени начального образования
Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры
Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе и среднем звене.
Научно – методическое обоснование проекта
Формирование у обучающихся умения учиться, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать знания, контролировать и адекватно оценивать свои достижения - приоритетная цель школьного образования в настоящее время. Механическая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику изжила себя.
Проблема
Указанные выше противоречия позволяют сформулировать
проблемы проекта:
формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации;
освоить представление о здоровом образе жизни, привить стремление к систематическим занятиям физкультурой, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленной целью УУД должны помочь
Обучающемуся
получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;
повысить интерес к предмету;
повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;
повысить мотивацию к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
повысить эффективность самостоятельной работы
Педагогу
реализовать новые формы и методы обучения;
сохранить психологическое и физическое здоровье детей в учебной деятельности ;
повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;
повысить эстетическую привлекательность урока;
привлечь учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Характеристика проекта
Сроки реализации проекта:
2011 – 2014 учебный год
2011 – 2014 учебный год
Объект проекта:
учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах.
учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах.
Предмет проекта:
развитие личности обучающихся, его физических и познавательных способностей.
Теоретико – методологическая основа проекта
Этапы
Задачи
1. Подготовительный
Планируемый результат
2011 – 2012
изучение теоретической базы;
знакомство с опытом других педагогов;
учебный год
Создание теоретической базы для реализации проекта.
поиск и разработка необходимых диагностических материалов;
диагностика уровня физической формы и активности обучающихся, уровня общеучебных умений и навыков;
подбор тестов для анализа.
Этапы
Задачи
2. Практический(технологический)
Планируемый результат
2012 – 2013
Актуализировать понимание учителя о способах формирования УУД на уроках физической культуры;
Промежуточная диагностика уровня физической и творческой активности обучаемых,
Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры;
Реализация проекта.
учебный год
Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры.
Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.
Диагностика интереса к предмету в связи с сформированностью УУД.
Эффективность УУД и их взаимосвязь с ведением здорового образа жизни обучаемыми.
Сравнение результатов с ожидаемыми.
Участие обучаемых в спортивных соревнованиях, днях Здоровья.
Теоретическое обобщение и внедрение результатов проекта в педагогическую практику .
Организационно-подготовительный этап
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор
целеполагание
планирование
саморегуляция
прогнозирование
Регулятивные УУД
оценка
контроль
коррекция
Познавательные универсальные учебные действия
Логические учебные действия
- анализ, синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждения;
- доказательство, выдвижение гипотез
Общеучебные
- самостоятельное выделение, формулирование цели;
- поиск и выделение информации;
- структурирование знаний и др.
Знаково-символические действия
- преобразование моделей
Постановка и решение проблемы
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов — инициативное сотрудничество
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Проектирование учебного процесса при формирования УУД
Методика формирования УУД на уроках физкультуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.
Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагога и особенности его работы.
Практический (технологический) этап
Деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий
реализуется через педагогические технологии:
проектную;
информационную;
игровую
Педагогическиетехнологии в действии
«История Олимпийских игр»;
КВН «Сочи - 2014»
«Школа – территория ЗДОРОВЬЯ»;
«Подружились с физкультурой!»;
«Мама, папа, я – спортивная семья!»;
«Витамин - шоу»;
«Средства личной гигиены»
«Психологические факторы здоровья»
Практический (технологический) этап
Легкая
Личностные
атлетика
Гимнастика
Регулятивные
Спортивные
+
Познавательные
+
игры
+
Лыжная
+
Виды УУД
+
Коммуникативные
подготовка
+
+
+
+
+
Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.
Практический (технологический) этап
Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК.
Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.
Этап начального разучивания
Этап углубленного изучения
Этап совершенствования
Оценочный этап.Самоконтроль (рефлексия) и контроль
Разработаны :
Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ;
Комплексы утренней зарядки для начальной школы;
Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»;
Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»;
Формирование УУД
Учебная деятельность
Внеурочная
деятельность
Внешкольная деятельность
Внеурочная деятельность
Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.
Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.
Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.
Формы внеклассной работы
однодневные
походы
- конкурсы
- встречи
- выставки
- соревнования
- смотры
- месячники
Контрольно – аналитический (оценочный) этап
Оценка эффективности проекта
Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД
(методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).
В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УУД.
Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.
Вывод
Использование УУД на уроках физкультуры:
повышает сформированность общеучебных умений и навыков;
дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.
В результате реализации проекта отмечается:
положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;
более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;
повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.
Информационные источники
http://standart.edu.ru/ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта
Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.
Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
http://nsportal.ru- социальная сеть работников образования