kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учительский проект о формирование универсальных учебных действиях на уроке физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.»

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Актуальность  Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундамента образования.  Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Актуальность

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Противоречия Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физвоспитания.

Противоречия

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.

В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физвоспитания.

Цель проекта формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в начальной школе и среднем звене.

Цель проекта

формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в начальной школе и среднем звене.

Задачи

Задачи

  • Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
  • Рассмотреть УУД на ступени начального образования
  • Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры
  • Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе и среднем звене.
Научно – методическое обоснование проекта Формирование у обучающихся умения учиться, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать знания, контролировать и адекватно оценивать свои достижения - приоритетная цель школьного образования в настоящее время. Механическая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику изжила себя.

Научно – методическое обоснование проекта

Формирование у обучающихся умения учиться, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать знания, контролировать и адекватно оценивать свои достижения - приоритетная цель школьного образования в настоящее время. Механическая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику изжила себя.

Проблема  Указанные выше противоречия позволяют сформулировать  проблемы проекта:

Проблема

Указанные выше противоречия позволяют сформулировать

проблемы проекта:

  • формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации;
  • освоить представление о здоровом образе жизни, привить стремление к систематическим занятиям физкультурой, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты В соответствии с поставленной целью УУД должны помочь Обучающемуся  получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; повысить интерес к предмету; повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;    повысить мотивацию к систематическим занятиям физкультурой и спортом; повысить эффективность самостоятельной работы  Педагогу реализовать новые формы и методы обучения;  сохранить психологическое и физическое здоровье детей в учебной деятельности ;  повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;  повысить эстетическую привлекательность урока;  привлечь учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Ожидаемые результаты

В соответствии с поставленной целью УУД должны помочь

Обучающемуся

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

повысить интерес к предмету;

повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;  

повысить мотивацию к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

повысить эффективность самостоятельной работы

Педагогу

реализовать новые формы и методы обучения;

сохранить психологическое и физическое здоровье детей в учебной деятельности ;

повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

повысить эстетическую привлекательность урока;

привлечь учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Характеристика проекта Сроки реализации проекта: 2011 – 2014 учебный год 2011 – 2014 учебный год Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах. учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах. Предмет проекта:

Характеристика проекта

Сроки реализации проекта:

  • 2011 – 2014 учебный год
  • 2011 – 2014 учебный год

Объект проекта:

  • учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах.
  • учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры и во внеурочное время в 1 – 9 классах.

Предмет проекта:

  • развитие личности обучающихся, его физических и познавательных способностей.
Теоретико – методологическая основа проекта Этапы Задачи 1. Подготовительный Планируемый результат 2011 – 2012 изучение теоретической базы; знакомство с опытом других педагогов; учебный год Создание теоретической базы для реализации проекта. поиск и разработка необходимых диагностических материалов; диагностика уровня физической формы и активности обучающихся, уровня общеучебных умений и навыков; подбор тестов для анализа.

Теоретико – методологическая основа проекта

Этапы

Задачи

1. Подготовительный

Планируемый результат

2011 – 2012

изучение теоретической базы;

знакомство с опытом других педагогов;

учебный год

Создание теоретической базы для реализации проекта.

поиск и разработка необходимых диагностических материалов;

диагностика уровня физической формы и активности обучающихся, уровня общеучебных умений и навыков;

подбор тестов для анализа.

Этапы Задачи 2. Практический (технологический) Планируемый результат 2012 – 2013 Актуализировать понимание учителя о способах формирования УУД на уроках физической культуры; Промежуточная диагностика уровня физической и творческой активности обучаемых, Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры; Реализация проекта. учебный год   Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры.     Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.

Этапы

Задачи

2. Практический (технологический)

Планируемый результат

2012 – 2013

  • Актуализировать понимание учителя о способах формирования УУД на уроках физической культуры;
  • Промежуточная диагностика уровня физической и творческой активности обучаемых,
  • Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры;
  • Реализация проекта.

учебный год

  Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры. 

  Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.

Этапы Задачи 3. Планируемый результат Контрольно – аналитический (оценочный) Итоговая диагностика сформированности УУД, способности обучаемых воспринимать новое, решать поставленные задачи. 2013 – 2014 учебный год Диагностика интереса к предмету в связи с сформированностью УУД. Эффективность УУД и их взаимосвязь с ведением здорового образа жизни обучаемыми. Сравнение результатов с ожидаемыми. Участие обучаемых в спортивных соревнованиях, днях Здоровья.  Теоретическое обобщение и внедрение результатов проекта в педагогическую практику .

Этапы

Задачи

3.

Планируемый результат

Контрольно – аналитический (оценочный)

Итоговая диагностика сформированности УУД, способности обучаемых воспринимать новое, решать поставленные задачи.

2013 – 2014 учебный год

Диагностика интереса к предмету в связи с сформированностью УУД.

Эффективность УУД и их взаимосвязь с ведением здорового образа жизни обучаемыми.

Сравнение результатов с ожидаемыми.

Участие обучаемых в спортивных соревнованиях, днях Здоровья.

Теоретическое обобщение и внедрение результатов проекта в педагогическую практику .

Организационно-подготовительный этап познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  Учебные универсальные действия

Организационно-подготовительный этап

познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

Учебные универсальные действия

личностные Виды УУД регулятивные коммуникативные познавательные Организационно-подготовительный этап

личностные

Виды УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Организационно-подготовительный этап

Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

Личностные универсальные учебные действия

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

целеполагание  планирование саморегуляция  прогнозирование  Регулятивные УУД  оценка  контроль  коррекция

целеполагание

планирование

саморегуляция

прогнозирование

Регулятивные УУД

оценка

контроль

коррекция

Познавательные универсальные учебные действия Логические учебные действия - анализ, синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; - подведение под понятие; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждения; - доказательство, выдвижение гипотез     Общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; - поиск и выделение информации; - структурирование знаний и др. Знаково-символические действия - преобразование моделей      Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные универсальные учебные действия

Логические учебные действия

- анализ, синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждения;

- доказательство, выдвижение гипотез

Общеучебные

- самостоятельное выделение, формулирование цели;

- поиск и выделение информации;

- структурирование знаний и др.

Знаково-символические действия

- преобразование моделей

Постановка и решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные универсальные учебные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов — инициативное сотрудничество разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные универсальные учебные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

постановка вопросов — инициативное сотрудничество

разрешение конфликтов

управление поведением партнёра

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Проектирование учебного процесса  при формирования УУД    Методика формирования УУД на уроках физкультуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.   Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагога и особенности его работы. Практический (технологический) этап

Проектирование учебного процесса при формирования УУД

Методика формирования УУД на уроках физкультуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагога и особенности его работы.

Практический (технологический) этап

Деятельностный подход при формировании  универсальных учебных действий   реализуется через  педагогические технологии:

Деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий

реализуется через  педагогические технологии:

  • проектную;
  •   информационную;
  • игровую
Педагогические  технологии в действии «История Олимпийских игр»; КВН «Сочи - 2014» «Школа – территория ЗДОРОВЬЯ»; «Подружились с физкультурой!»; «Мама, папа, я – спортивная семья!»; «Витамин - шоу»; «Средства личной гигиены» «Психологические факторы здоровья»

Педагогические технологии в действии

«История Олимпийских игр»;

КВН «Сочи - 2014»

«Школа – территория ЗДОРОВЬЯ»;

«Подружились с физкультурой!»;

«Мама, папа, я – спортивная семья!»;

«Витамин - шоу»;

«Средства личной гигиены»

«Психологические факторы здоровья»

Практический (технологический) этап   Легкая Личностные атлетика  Гимнастика Регулятивные  Спортивные + Познавательные + игры + Лыжная + Виды УУД + Коммуникативные подготовка + + + + + Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.

Практический (технологический) этап

Легкая

Личностные

атлетика

Гимнастика

Регулятивные

Спортивные

+

Познавательные

+

игры

+

Лыжная

+

Виды УУД

+

Коммуникативные

подготовка

+

+

+

+

+

Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.

Практический (технологический) этап Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК. Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД. Этап начального разучивания Этап углубленного изучения Этап совершенствования

Практический (технологический) этап

Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК.

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.

Этап начального разучивания

Этап углубленного изучения

Этап совершенствования

Оценочный этап.  Самоконтроль (рефлексия) и контроль    Разработаны :

Оценочный этап. Самоконтроль (рефлексия) и контроль

Разработаны :

  • Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ;
  • Комплексы утренней зарядки для начальной школы;
  • Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»;
  • Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»;
Формирование УУД Учебная деятельность Внеурочная  деятельность Внешкольная деятельность

Формирование УУД

Учебная деятельность

Внеурочная

деятельность

Внешкольная деятельность

Внеурочная деятельность Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения. Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.

Внеурочная деятельность

Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.

Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.

Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.

Формы внеклассной работы однодневные  походы - конкурсы - встречи - выставки - соревнования - смотры - месячники

Формы внеклассной работы

  • однодневные

походы

- конкурсы

- встречи

- выставки

- соревнования

- смотры

- месячники

Контрольно – аналитический (оценочный) этап

Контрольно – аналитический (оценочный) этап

Оценка эффективности проекта Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД (методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).  В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УУД.  Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.

Оценка эффективности проекта

Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД

(методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).

В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УУД.

Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.

Вывод Использование УУД на уроках физкультуры: повышает сформированность общеучебных умений и навыков;  дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.  В результате реализации проекта отмечается:

Вывод

Использование УУД на уроках физкультуры:

  • повышает сформированность общеучебных умений и навыков;
  • дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.

В результате реализации проекта отмечается:

  • положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;
  • более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;
  • повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.
Информационные источники http://standart.edu.ru/  ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с. Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.  http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования http://pedsovet.org/forum/  - Педсовет- форум

Информационные источники

http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.

Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Автор: Сергеева Елена Викторовна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 482939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "КОНЦЕПЦИЯ   по теме:   «Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(159) "kontsieptsiia-po-tiemie-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221234"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435135090"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "презентация к концепции на тему«Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры». "
    ["seo_title"] => string(175) "priezientatsiia-k-kontsieptsii-na-tiemu-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221238"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435136319"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-1"
    ["file_id"] => string(6) "149722"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420293067"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Формирование коммуникативных УУД на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_kommunikativnykh_uud_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury_v_usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "386386"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485935833"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства