Формирование метапредметных умений на уроках физической культуры
Формирование метапредметных умений на уроках физической культуры
Современная жизнь требует от человека универсальных знаний, позволяющих без труда разобраться в любом вопросе, оценив взаимосвязи событий с разных, порой, необычных точек зрения. Это и является основной задачей метапредметного подхода. Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности обучающегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений на уроках физической культуры»
Формирование метапредметных умений на уроках физической культуры
Учитель физической культуры:
Каибов Р.А.
Современная жизнь требует от человека универсальных знаний, позволяющих без труда разобраться в любом вопросе, оценив взаимосвязи событий с разных, порой, необычных точек зрения. Это и является основной задачей метапредметного подхода. Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности обучающегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.
Урок физического воспитания в условиях реализацииФГОС.
Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью, но при этом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились условия. Подвижным играм во дворе, большинство детей предпочитают компьютер. Основная установка - на урок физкультуры, на развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. В первую очередь необходимо оценивать нето, сдан или не сдан норматив, а как ребенок развивается и совершенствуется.
Принципиальным отличием современного урокафизического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоение программы. А результаты - это не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической повседневной деятельности. В чем же новизна современного урока. Произошло разделение на уроки не по видам спорта и технике изучения движения, а по направленности. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся используют учебники по физической культуре. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках обучающиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В 5-6 классах такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки, к примеру, при подготовке к соревнованиям, например «Веселые старты», «Президентские игры», «Президентские состязания». Сейчас в большей степени любое образование направлено на формирование у обучающихся компетенций. Так и на уроках физкультуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияучебного предмета это Универсальные компетенции обучающихся на этапе образования по физической культуре.
Личностными результатами освоения обучающимися содержанияпрограммы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
-уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь;
управлять своими эмоциями в различных ситуациях
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.
Метапредметными результатами является умение находить взаимосвязьуроков физкультуры с другими предметами (ОБЖ, биологией, физикой, математикой, химией, историей, географией и т.д.). Предметными результатами являются следующие умения;
--понимать значение физической культуры в укреплении здоровья,
-повышать интерес к урокам физкультуры,
-уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими
возможностями и развитием,
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными обучающимися,
выделять отличительные признаки и элементы.
Развивающее направление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление с формированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры в жизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется высокой моторной плотностью.
Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Урок необходимо организовать по-новому,обращаясь к разумуобучающихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающих об изучаемом двигательном действии (обучающие показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие) Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
Помогая обучающимся анализировать и делать выводы на уроках физкультуры, стараюсь добиться интереса обучающихся к другим предметам. В свою очередь, учителя других дисциплин работают с тем же подходом.
Системный деятельностный подход помогает определить, каких результатов в воспитании и обучении можно достичь в процессе таких комплексных педагогических действий.
Естественно, немаловажным в этом процессе считается самоанализ проведенных занятий,в котором можно увидеть все достоинстваи недостатки применяемой методики.
Результаты такой работы, не видны быстро, но они станут хорошо заметны в период адаптации обучающихся в более старших классах. Эта методика помогает вырастить всестороннее развитое поколение, которое сможет применить в жизни свои интеллектуальные знания и способности.