Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в моей работе. Слайд 5 Основные задачи моей педагогической работы: – научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; – сформировать навыки самоконтроля; – создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей; – ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы; – сформировать навыки работы в команде. При организации учебного исследования школьников на уроках и во внеурочной деятельности я использую современные образовательные технологии: развивающее обучение, личностно ориентированное, дифференцированное обучение, деятельностное обучение, элементы проблемного обучения, педагогику сотрудничества, элементы здоровьесбережения. Владею умением оптимального отбора методов, средств и форм обучения в зависимости от целей уроков. Применяю на своих уроках диалоговый, проектный, частично поисковый методы, ситуации успеха, проблемные ситуации, элементы исследования, с помощью которых создаю условия для самореализации каждого учащегося. Также использую информационно-коммуникативные технологии для развития познавательных интересов учащихся. Работаю над формированием эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, окружающим, себе. Организую равноправное партнёрское общение с учащимися в ходе учебного взаимодействия; создаю атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности в работе друг друга, поощряю инициативу и активность учащихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие формы урока, как пресс-конференция, презентация проектов, путешествие, практическая работа. Хочется поделиться педагогическими приёмами, которые я использую на различных этапах урочной деятельности для реализации формирования исследовательских компетенций. Слайд 6 Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Алгоритм проведения «мозгового штурма»: - сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам); - проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь; - предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением; - выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы; - обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их; - общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске; - предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект. Слайд 7 Прием "Ассоциация". В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Рыцарь". 1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради. 2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре. 3 этап: Объединяют ассоциации в группе. 4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о рыцарях", используя все ассоциации группы. 5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? 6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Каково было понимание рыцарской чести?" 7 этап: Задание: "Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?» Слайд 8 ПОПС - формула - приём, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая. П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что… О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что… П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например… С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому… Слайд 9 Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации. Прием «Кластер» Слайд 10 Кластер - это способ графической организации материала. Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки – лучи. Задача – систематизировать имеющиеся знания. Данный приём позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Слайд 11 Некоторые методисты считают возможным в методике критического мышления использовать приём составления кластера на стадии вызова, например, в начале изучения нового материала. Также на доске записывается ключевое слово. Затем учащиеся записывают все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом. По мере накопления информации учащиеся начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими. Составление кластера может быть как индивидуальным, так и коллективным. Чтобы не затягивать урок, коллективный кластер лучше составлять учителю, используя идеи, предложенные в ходе парной и коллективной работы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: - Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. - Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. - Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Слайд 12 «Синквэйн» с французского – стихотворение из пяти строк. Составление синквэйна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по данному поводу. Правила написания синквэйна: На первой строчке – существительное: ключевое слово, тема. На второй строчке – два прилагательных, раскрывающих тему синквэйна, характеризующих данное понятие. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквэйна; три глагола, показывающие действие понятия. На четвёртой – размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. На пятой строчке - слово – резюме, обычно существительное, позволяющее выразить личное отношение к теме, слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Я применяю данный приём на этапе закрепления или обобщения изученного материала. Пример Слайд 13 Развивая критическое мышление, я использую приём «тонких и толстых вопросов». Слайд 14 Напомню, что «тонкие» - это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана, такие как: Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? и др. «Толстые» вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, такие, как: Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? и др. Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр. "Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы. Мои ученики – активные участники районных и областных проектно-исследовательских конкурсов и конференций. Слайд 15 Таким образом, организовывать исследовательскую деятельность нужно на принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Результатом же этого процесса будет: - усиление положительной мотивации учащихся в изучении истории и обществознания; - самостоятельность при работе со специальной и научной литературой; - способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; - умение общаться с аудиторией, выступая на конференциях; - уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы; - владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы; - осуществление организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки. Считаю, что учитель сам, прежде всего, должен быть исследователем. Поэтому активно участвую в различных педагогических конкурсах, семинарах, конференциях (очно и заочно), повышаю свою квалификацию через различные курсы. (Презентацию закрыть) |