Основная задача образовательной организации – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физическая активность учащихся в УДО»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Введения………………………………………………………………………...4
Физкультминутки на занятиях………………………………………….……..5
Классификация физкультминуток……………………………………….……8
Заключение……………………………………………………………….……10
Список литературы………………………………………………………..…..11
Приложение……………………………………………………………….…..12
Пояснительная записка
Во время занятий у учащихся любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Малейшие признаки поведения учащихся, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для педагога, что детям срочно требуется физкультминутка!
Эта итоговая работа поможет педагогам понять значение физкультурных минуток на занятиях, составить их картотеку по предложенной классификации.
Актуальность работы заключается в том, что проведения физкультминуток способствует формированию физически и психологически развитой социально-адаптированной личности ребенка для его дальнейшего полноценного функционирования в современном обществе.
Целью данной работы является повышение профессионального мастерства педагогов через обобщение изученного материала и создание картотеки для работы с учащимися.
Задачи:
Дать представление слушателям курсов повышения квалификации означении физкультминуток на занятиях в УДО.
Поделиться опытом со слушателями курсов повышения квалификации об особенностях проведения физкультминуток на занятиях в УДО.
Введение
Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления учащихся в процессе занятия и повышения их двигательной активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.
Основная задача образовательной организации – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Поэтому одним из обязательных условий организации занятия являются физкультминутки.
Физкультминутки на занятиях
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.
Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечную тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.
Физическая активность учащихся в УДО может быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
• работа спортивных секций (так называемые большие формы занятий);
• малые формы, вводимые в структуру любого учебного занятия для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего времени обучения.
К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятии.
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной образовательной организацииуже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил учащихся.
На занятиях необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления учащихся свидетельствуют:
1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3. появление чувства усталости.
Время начала физкультминутки выбирает сам педагог, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Основные требования к проведению физкультминуток:
- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
- для учащихся 7-8 лет рекомендуется проводить 2 физкультминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени;
-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;
-отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;
-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях;
- продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;
- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за столом или стоять около него, находиться у классной доски или в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.
- обязательное условие эффективного проведения физкультминутки – положительный эмоциональный тон.
Классификация физкультминуток
Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся. Все мы понимаем, как важен настрой на рабочий день.
Танцевальные - особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
Гимнастика для глаз - не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Пальчиковая гимнастика - воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления.
Ритмические - в отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.
Общеразвивающие упражнения - Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
Двигательно-речевые физкультминутки - в эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Пантомимическая гимнастика - связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”
Дидактические игры с движениями
Психогимнастика
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение: наличие физкультминуток на занятиях – это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса.
Кроме этого, используемое многообразие правильно организованного отдыха у учащихся помогает следить за их здоровьем и избегать возникновения ситуаций травмирования детей на переменах.
И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Список литературы
Алексеева, Е.П., Коллекция лучших физминуток для 5-11 классов[текст]//Методическое пособие-М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2010.-112с.
3. Куценко, И.П. Аэробика с элементами музыкально – ритмического воспитания учащихся 1-4 классов: программа (вариативная часть) и методические рекомендации[текст] // И.П. Куценко.- Омск, 2002г.
Смирнов, Н. П. Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1
Фирилёва, Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально игровая гимнастика для детей: учебно –методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений[текст] // Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина – СПБ., 2000 г.
Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания [текст] // С.Б. Шарманова, А. И. Фёдоров.-Челябинск, 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек”, "бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук: