Развитие двигательных способностей школьника через
обучение и совершенствование лыжных ходов в период
урочной и внеурочной деятельности.
МКОУ Опытнопольская основная школа образовалась в 1899 году, статус полной средней школы получила в 1981 году. Она расположена в 9 км от г. Яранска. В школе 9 классов комплектов, со средней наполняемостью 7-8 учеников. Обучается в школе 68 учащихся. Я работаю в Опытнопольской средней школе 31 лет. В школе один спортивный зал с нестандартным оборудованием, одна спортивная площадка, с ямой для прыжков в длину, с сектором для метания и беговой дорожкой длиной 200 метров. Имеется два футбольных поля, одно размером 70 х 38 метров, второе поле для игры в мини-футбол размером 40 х 20 м. Площадка для игры в волейбол 18 х 9 м.Спортивный городок. Имеется теплая лыжная база. В школе один учитель физкультуры. Уроки веду с 1 по 9 класс. Я работаю по комплексной программе, два часа в неделю. Моя педагогическая нагрузка 18 часов. Стаж в системе образования 17 лет.
I, Мой опыт по теме не содержит новых теорий, он направлен на совершенствование уже известных методов и приемов работы, в развитии двигательных способностей школьников.
Теоретическая база : теория развивающего обучения Занкова и Эльконина, методика физического воспитания В.И. Ляха, опыт старшего тренера ДЮСШ В.Е.Капланских. Над темой развитие двигательных способностей школьника через обучение и совершенствование лыжных ходов в период урочной и внеурочной деятельности я работаю четвертый год в первых - одиннадцатых классах.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьными основами физической культуры, слагаемыми которой являются : крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области физической культуры,мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровитель-ную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач, одной из которых является : воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения рабо-тоспособности и укрепления здоровья.
Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Решая эту задачу физического воспитания учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, преобретение опыта общения.
На каждом этапе обучения необходимо решать различные задачи. Я представляю это таким образом :
1-4 классы - первый этап. Цель его - привить любовь, к физической культуре и спорту, зажечь у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.
5-7 классы - второй этап. Цель - научить детей основам спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки. 8-9 классы - третий этап. Цель - не дать детям потерять качества, кото рые они приобрели, не дать угаснуть интересу к физической культуре ( это возрастной период является переломным в физиологии и психологии детей ).
Конечная же цель школьного физического воспитания состоит в том, что бы из стен школы выходили здоровые, сильные, выносливые, стройные молодые люди со стойкой привычкой к физическому совершенствованию.
Труд учителя физической культуры не может ограничиваться рамками одних лишь уроков. В настоящее время педагог все больше внимания уделяет вовлечению школьников в регулярные занятия физическими упражнениями. Наша обязанность обучить ребят не только двигательным действиям, которые предусмотрены в школьной программе по физической культуре, но и научить их заниматься самостоятельно.
Значительную часть этой работы нужно проводить на уроках физической культуры, где закладываются основы культуры физической - куль туры сохранения и укрепления своего здоровья, а также вовлекать воспитанников во внеурочную деятельность занятий физическими упражнениями. Ведущей формой таких занятий является спортивные секции, кружки физической культуры, группы физической подготовки.
В нашей школе обучается 144 ученика, из них уроки физической культуры посещают 144 ученика, 4 учеников отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Для занятий лыжной подготовкой в школе имеется достаточное количество лыжного спортивного инвентаря, из них 45 пар пластиковых лыж.
(I,- Уже в 1 - 4 классах вся работа на учебной лыжне должна быть направлена на овладение техники лыжных ходов. Начинается она с обучения младших школьников навыкам спусков с небольших склонов, подъемев на них, разучиванию скользящего шага на лыжах. Для успешного решения технических задач, для повышения двигательной активности учащихся увеличения плотности урока занятия можно проводить на трех учебных кругах расположенных не далеко от школы. Каждый учебный круг имеет свой рельеф местности. В зависимости от физического развития и овладения лыжной техникой учащимся предоставляется возможность заниматься на своей отдельной лыжне, т.е. учебный круг на равнине имеет три лыжни расположенных прямоугольником. Все это дает возможность дифференцированно решать физические и технические качества учащихся.
/ Занятия на склонах, развивают коррдинацию движений, развивают специальные навыки школьника, предлагают достаточную физическую нагрузку. Чтобы разучить стойки спуска нужно неоднократно спуститься со склона, нужно столько же на него поднятся.(Такие короткие подъемы на склон и спуск с него, с паузой отдыха - благоприятный режим функциональной нагрузки для младших школьников. ЧСС после подъема достигает 150-160 ударов в мин., а к концу спуска и паузы отдыха 110-120 уд. мин.
Младших школьников более всего утомляет непрерыная монотонная работа, такая, как равномерное передвижение на лыжах. Поэтому нужно чередовать работу "на технику" л/ходов с работой на склонах или передвижением "на технику" с небольшой скоростью. Такая смена деятельности снимает с учащихся закрепощенность и дает учителю увидеть те ошибки которые были скрыты в период обучения технике л/ходов.
После обучения техники лыжными ходами нужно приступить к выработке скорости передвижения и соответственно к увеличению функциональной нагрузки на организм. Для этого в своей практике применяю прохождение отрезков от 70 до 90 метров на скорость. Это можно проводить в виде игр, эстафет или соревнований на победителя. ЧСС к концу отрезка повышается до 160- 170 уд. мин. Это подтверждает то,что одновременно с обучением техники лыжных ходов, паралельно идет развитие физических качеств. При ЧСС 160- 170 уд. мин. организм получет достаточную нагрузку на основные системы организма.
Т