Просмотр содержимого документа
«Дозирование физической нагрузки школьников»
Дозирование физической нагрузки школьников
Одна из основных причин заболеваемости школьников недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно-психическим стрессам.
Тот, кто читал всевозможные методические материалы, посвященные оздоровительной физкультуре и здоровому образу жизни, наверное, заметил, что их авторы предлагают разные способы дозирования физических нагрузок: «Бухгалтерский " подход предусматривает постепенное, от занятия к занятию, увеличение количества упражнений или километров в беге. При "качественном " варианте постепенное повышение нагрузки осуществляется за счет повышения интенсивности выполнения упражнений, увеличения скорости бега, веса отягощения и так далее.
Авторы1 предлагают различные методы контроля и оценки воздействия нагрузок на занимающихся. Так, в циклических видах (легкоатлетический бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, плавание) оценочным критерием служит частота пульса. В скоростных и скоростно-силовых упражнениях - продолжительность (время) или возможность выполнять упражнения в заданном режиме, а также вес отягощения и число движений в единицу времени (темп выполнения движений),
Это только несколько возможных вариантов контроля и оценки из большого числа рекомендуемых различными авторами. И здесь очень важно и уместно отметить, что при всем многообразии предлагаемых методов контроля и особенно дозирования физических нагрузок в занятиях авторы единодушны в том, что нагрузки для каждого занимающегося должен определить учитель.
Таким образом, педагог определяет задачи, используемые средства, методы их применения, а также количество и интенсивность применяемых средств . Для того чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки.
Можно выделить три основные цели, для достижения которых выполняется физическая нагрузка: 1 достижение спортивного результата;
2 укрепление здоровья; 3 подготовка к какой-либо деятельности.
Дозирование нагрузок—это определение ее доз. Нормирование нагрузок—понятие, близкое к дозированию, и означает определение ее нормальных доз (норм нагрузки).
Для того чтобы достигнуть и поддержать нормативный уровень физической подготовленности, необходима определенная норма нагрузки. Для характеристики этой нормы необходимо указать все ее основные параметры: направленность, величину (интенсивность и объем) и метод выполнения.
Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристских походах и т. д.
Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.
для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 мин, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 мин. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие условно дополнительно резервы времени.
Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах—на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм.
Нагрузка на скоростно-силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условии достаточно высокой средней ЧСС (выше 120 уд/мин) и ловкости при сложнокоординационных движениях.
В течение урока ученик получает нагрузку, влияние которой очень сложно и многообразно. Например, слушая команду учителя или его объяснение, ученик движением отвечает на это раздражение. Физические упражнения и все другие раздражители, в свою очередь, вызывают определенные функции внутренних органов. Получается взаимодействующая работа всего организма в целом.
Однако те или иные упражнения влияют в большей или меньшей мере на тот или иной орган. Так, например, бег и прыжки вызывают активную деятельность сердца, легких, мышц ног, тогда как метание преимущественно влияет на мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо умело чередовать виды упражнений во избежание перегрузки одних органов в ущерб другим.
Считалось правильным на уроке давать постепенную нагрузку на организм учащихся. Были разработаны специальные указания — «кривые» нагрузки, которых учитель обязан был придерживаться .Это имеет свое физиологическое обоснование. Приспособляемость организма к работе может быть достигнута путем постепенного его втягивания в эту работу. Постепенность нагрузки может быть соблюдена как в самом уроке, так и в системе уроков. Но это стремление к постепенно нарастающей нагрузке страдает односторонностью, так как в жизни человеку приходится встречаться с необходимостью внезапно и быстро отвечать на раздражение. Однако от этого правила могут и должны быть отступления. Упражнения, для выполнения которых требуются максимальные усилия учащихся, могут применяться в различных местах урока и повторяться неоднократно, при условии соответствующей подготовки учащихся. Это вырабатывает не только приспособляемость организма к нагрузкам, но и развивает способность учеников мобилизовать свои усилия в зависимости от создающейся обстановки и задания учителя.
Следует всегда учитывать влияние физических упражнений на организм и чередовать на уроках упражнения, вызывающие сильную реакцию, с упражнениями более легкого характера, с отдыхом. Отдых понимается не как пассивное состояние учащихся, а как смена деятельности.
Нагрузка регулируется изменением количества повторений упражнения, временем выполнения упражнения, изменением исходных положений, применением пособий (мячи, палки, гантели, булавы, набивные мячи и т. п.), изменением амплитуды, скорости, темпа и ритма движений. Кроме того, надо помнить о том, что после упражнений с большой физической нагрузкой нельзя давать силовые упражнения (подтягивание, лазание по канату), упражнения на координацию и точность выполнения (метание в цель, равновесие), упражнения, требующие напряженного внимания (разучивание комбинаций вольных упражнений).
На первых уроках в начале учебного года нагрузка должна быть меньше, чем в дальнейшем.
Очень важно при проведении урока следить за внешними признаками реакции учеников на нагрузку и в зависимости от этого изменять ее . .
Признаки значительного утомления, появляющиеся у большинства учеников класса, говорят о том, что нагрузка на уроке была для них чрезмерной, и ее следовало снизить, введя более длительные промежутки для отдыха. В тех случаях, когда у отдельных учеников наблюдаются признаки резкой степени утомления, их надо направить к врачу для осмотра.
Учителю необходимо помнить и учитывать нагрузку на внимание учащихся. Это главным образом касается тех уроков, где происходит изучение нового материала, изучение сложных правил игры, упражнений, требующих большой точности. Поэтому, проводя урок, следует чередовать такого рода упражнения с упражнениями, требующими меньшего напряжения внимания.
Академик И. П. Павлов в " Ответе физиолога психологам " отмечал; "Человек-сеть, конечно, система (грубо говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единственным для всей природы законам, но система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высшему саморегулированию сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующаяся". К этому можно добавить, что дети от природы обладают еще более совершенной системой саморегуляции, чем взрослые. В отличие от взрослых, сформировавшийся организм, который развивается под воздействием только внешней среды (условия жизни и тренировка), ребенок растет и развивается во взаимодействии двух сфер - внутренней (генетические факторы естественного роста) и внешней (условия жизни и тренировка). Повышенная способность ребенка к саморегулированию позволяет ему наиболее рационально сочетать воздействие внешней среды с внутренними факторами естественного роста, защищая, таким образом еще не сформировавшийся организм от губительных перегрузок. Важно понимать, что даже самый опытный педагог не может сочетать внешний и внутренний факторы развития лучше, чем это делает сам ребенок.