Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Е.В.Беллаш МАОУ СОШ №17
город Липецк
Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Актуальнейшей проблемой детского и юношеского возраста являются заболевания опорно-двигательного аппарата, самые распространённые из которых – нарушение осанки и плоскостопие.
Врачи предупреждают: если вовремя не обратить внимание на плоскостопие, у ребенка возникает искривление позвоночника, сколиоз или кифоз, деформируются внутренние органы и, как следствие, в более старшем возрасте начинаются проблемы с суставами. В школьном возрасте эти проблемы поправимы.
Задачу по оздоровлению учащихся успешно решает наша школа, основное направление работы которой – создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. На протяжении нескольких лет в нашей школе на 1и 2 ступени образования действуют специальные (коррекционные) классы 6 вида, в которых обучаются дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию. Таких классов в начальной школе ежегодно набирается не менее двух. Администрацией школы было проведено анкетирование среди родителей, чьи дети обучаются в специальных ( коррекционных ) классах 6 вида. Все родители без исключения отметили, что больше всего их устраивает наполняемость классов (10-12 человек), индивидуальный подход к каждому ребенку, проведение дополнительных оздоровительных мероприятий. Образовательный процесс в таких классах осуществляется с учетом повышенной утомляемости учащихся. В классах создана специальная среда в соответствии с технологией Базарного: уроки проводятся с обязательными физкультминутками, с возможностью работать как сидя, так и стоя. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому наши дети имеют возможность не только выполнять задание за партой, но и пользоваться аудиторскими столами и тумбами, а их использование:
снимает утомляемость, изменяя позу деятельности на 8 – 9 мин;
профилактика сколиоза и плоскостопия;
изменяется освещенность;
формируется вертикальное положение тела и обеспечивается произвольность моторики.
Все профилактические меры направлены на повышение иммунитета детей и, как следствие, на снижение заболеваемости. Это одна из главных задач- предвидеть проблему и не допустить ее. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Двух - трех уроков физкультуры в неделю, конечно же, недостаточно. Организованная двигательная деятельность детей должна регулироваться с учетом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребенка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенства.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебной деятельности, день у нас начинается с утренней зарядки. Упражнения в комплексе утренней гимнастики разнообразны и систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся.
Для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность, первый урок, как правило, начинается с валеологического настроя.
Релаксационные упражнения можно применять на уроках, а при необходимости и на переменах, так называемые “минутки покоя”.
С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления.
По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости.
Есть физкультминутки общего воздействия, т. е.те, которые включают в себя упражнения для мозгового кровообращения и упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для снятия утомления с туловища и ног. При выполнении физкультминуток мы не добиваемся от детей симметричности, у каждого ребенка свой темп, главное, чтобы он это делал с удовольствием.
Также проводятся различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная); подвижные перемены.
В работе мы также используем адаптированные «массажные» коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь организм в целом.
Детям, имеющим искривление позвоночника, мы предлагаем мешочки с грузом.
Для реализации воспитательного плана второй половины дня заключены договоры с МУЗ « Детской городской поликлиникой №5» и плавательным бассейном на базе МБОУ СОШ №42 , т. к. плавание является мощным закаливающим и укрепляющим средством. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. »
Е.В.Беллаш МБОУ СОШ №17
город Липецк
Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Актуальнейшей проблемойдетского и юношеского возраста являются заболевания опорно-двигательного аппарата, самые распространённые из которых – нарушение осанки и плоскостопие.
Врачи предупреждают: если вовремя не обратить внимание на плоскостопие, у ребенка возникает искривление позвоночника, сколиоз или кифоз, деформируются внутренние органы и, как следствие, в более старшем возрасте начинаются проблемы с суставами. В школьном возрасте эти проблемы поправимы.
Задачу по оздоровлению учащихся успешно решает наша школа, основное направление работы которой – создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. На протяжении нескольких лет в нашей школе на 1и 2 ступени образования действуют специальные (коррекционные) классы 6 вида, в которых обучаются дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию. Таких классов в начальной школе ежегодно набирается не менее двух. Администрацией школы было проведено анкетирование среди родителей, чьи дети обучаются в специальных ( коррекционных ) классах 6 вида. Все родители без исключения отметили, что больше всего их устраивает наполняемость классов (10-12 человек), индивидуальный подход к каждому ребенку, проведение дополнительных оздоровительных мероприятий. Образовательный процесс в таких классах осуществляется с учетом повышенной утомляемости учащихся. В классах создана специальная среда в соответствии с технологией Базарного: уроки проводятся с обязательными физкультминутками, с возможностью работать как сидя, так и стоя. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому наши дети имеют возможность не только выполнять задание за партой, но и пользоваться аудиторскими столами и тумбами, а их использование:
снимает утомляемость, изменяя позу деятельности на 8 – 9 мин;
профилактика сколиоза и плоскостопия;
изменяется освещенность;
формируется вертикальное положение тела и обеспечивается произвольность моторики.
Все профилактические меры направлены на повышение иммунитета детей и, как следствие, на снижение заболеваемости. Это одна из главных задач- предвидеть проблему и не допустить ее. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Двух - трех уроков физкультуры в неделю, конечно же, недостаточно. Организованная двигательная деятельность детей должна регулироваться с учетом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребенка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенства.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебной деятельности, день у нас начинается с утренней зарядки. Упражнения в комплексе утренней гимнастики разнообразны и систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся.
Для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность, первый урок, как правило, начинается с валеологического настроя.
Релаксационные упражнения можно применять на уроках, а при необходимости и на переменах, так называемые “минутки покоя”.
С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления.
По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости.
Есть физкультминутки общего воздействия, т. е.те, которые включают в себя упражнения для мозгового кровообращения и упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для снятия утомления с туловища и ног. При выполнении физкультминуток мы не добиваемся от детей симметричности, у каждого ребенка свой темп, главное, чтобы он это делал с удовольствием.
Также проводятся различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная); подвижные перемены.
В работе мы также используем адаптированные «массажные» коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь организм в целом.
Детям, имеющим искривление позвоночника, мы предлагаем мешочки с грузом.
Для реализации воспитательного плана второй половины дня заключены договоры с МУЗ « Детской городской поликлиникой №5» и плавательным бассейном на базе МБОУ СОШ №42 , т. к. плавание является мощным закаливающим и укрепляющим средством. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.