Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение на уроках физической культуры»
Дифференцированное обучение на уроках физической культуры
Дифференцированное обучение – это 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы) - по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы).- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения школы) - по уровню умственного развития (уровню достижений).- по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.)- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - по полу (мужские, женские, смешанные классы); - по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения школы); - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.); - по уровню здоровья (физкультурные группы).
Дифференциация по уровню развития не получает однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты. При уровневой дифференциации выделяю следующие положительные аспекты: - исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей; - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; - появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; - повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавится от комплекса неполноценности; - повышается уровень мотивации ученья; - в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учится. Отрицательные аспекты: - деление детей по уроню развития негуманно; - высвечивается социально-экономическое неравенство; - слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; - понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс;- в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах; - перекомплектование разрушает классные коллективы. Теоретическое обоснование данной технологии сводится к тому, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
На своих уроках деление на группы произвожу в основном по уровню здоровья. Группы формируются на основе справок о состоянии здоровья от врача (основная, подготовительная и специальная) и тестирования для определения уровня физической подготовленности в начале учебного года. Например, класс делю на несколько групп: - первая - физически крепкие, которым обучение и выполнение дается легко и быстро; - вторая - слабые физически, отнесенные по состоянию здоровья в подготовительную группу, плохо координированные. Класс делится на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на своем уровне в рамках базисного ядра. В зависимости от контингента, класс делится на 2 или 3 отделения среди парней и девчонок. Каждое отделение выполняет задание посильное данному уровню и получает оценки за усвоение и выполнение данного задания. Такое разделение позволяет выставлять оценки по результатам индивидуального прироста показателей, что стимулирует у обучающихся интерес к выполнению заданий и не вызывает негативной реакции.