СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учитель физической культуры должен составлять план-сетку, где чётко, по классам прописывает все уроки учебного года согласно программам. Возможно совмещение плана-сетки или его замена календарно-тематическим планированием. На каждый урок учитель обязан иметь поурочный план, в котором он отражает организацию работы на уроке и её регулирование.
Различают несколько типов уроков:
1.Уроки здоровья (в основном это уроки в начальной школе).
Главная задача этих уроков – закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.
2. Образовательные уроки, на которых формируются определённые навыки после теоретического изучения.
3. Тренировочные уроки (работы), на которых с помощью различных приёмов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.
4. Контрольные уроки-уроки-зачёты, проверки ЗУН. При этом учитель может использовать следующие методы:
слова- до 10% учебного времени урока;
демонстрация- до 10% времени урока
практические действия- до 80% времени урока.
Формы работы на уроке могут быть различными:
фронтальные;
индивидуальные;
групповые;
в парах.
Уроки на первой ступени обучения должны включать элементы игры, на второй и третьей ступенях обучения- элементы соревнований и круговой тренировки.
Главная цель всех уроков физической культуры-укрепления здоровья ученика. Поэтому так важно соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений, научить ребёнка следить за своим самочувствием во время урока и вне его.
Каждый урок должен решать три задачи:
обучающую;
развивающую;
воспитательную.
Указывается место проведения, средства, оборудование урока. Каждый урок можно условно разделить на три основные части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно. Из 40 минут урока на вводную часть можно отвести до 6 минут, на основную часть-25-30 минут, на заключительную часть- оставшееся до конца урока время(указано примерное время).
Для контроля распределения нагрузок ученика необходим врачебно-педагогический контроль. Администратор определяет моторную плотность урока, для чего выбирают 2-3 учеников и следят за их чистым рабочим временем. Их чистое рабочее время делим на 40 минут и умножаем на 100%, получаем моторную плотность урока.
Урок хороший, если моторная плотность урока составляет 60-80%. Если она ниже, значит, урок не был тренировочным, если выше, то происходит перегрузка ученика, и к следующему уроку он не сможет восстановиться. Одновременно врач следит за пульсом этих же контрольных детей. В конце урока строиться график зависимости пульса от времени урока (в минутах).
1-я часть урока - вводная: должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки;
2-я часть урока- основная: на неё приходиться пик физических нагрузок урока и с неё начинается их спад.
3-я часть урока- заключительная: за это время пульс должен восстановиться до первоначального.
В схеме анализа уроков физической культуры выделяются 5 видов деятельности учителя:
организационное обеспечение урока;
содержательная часть урока;
методическая деятельность урока;
педагогическое мастерство;
оздоровительная;
деятельность самих учащихся.
Каждый вид деятельности оценивается по определённым параметрам: за наличие параметра в полном объёме проставляется 2 балла, просто за его наличие- 1 балл, за отсутствие- 0 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов-150.
Сумма всех проставленных баллов- это фактическая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
Частное деление этой суммы баллов на 150, выраженное в процентах, даст нам коэффициент эффективности урока. Если коэффициент выше 75%- значит, урок проведён на высоком методическом уровне; если коэффициент от 65 до 74%,- то на удовлетворительном уровне; если ниже 50%- урок проведён неэффективно. Там, где в схеме проставлены 0 или 1 балл,- это и есть возможные упущения в работе учителя, на которое следует указать учителю в ходе анализа урока. Однако учитель всегда имеет право обосновать поставленные в схеме 0 баллов по какому-либо параметру.
Администратор идёт на урок со схемой и «листом посещения». Схема нужна. Чтобы знать параметры, по которым оценивается урок.
С обратной стороны «листа посещения» ведётся протокол урока, где будет «график зависимости пульса от времени», а также отражаются все этапы урока и деятельности на нём учителя и учащихся.
^ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Требования к деятельности учителя
^ Организационное обеспечение урока
Содержательная деятельность
Методическая деятельность
1.Своевременность начала урока.
2.Построения. Перестроения. Целесообразность.
3. Рациональность использования способа организации учебной работы.
4. Распределение учащихся на группы, команды.
5. Рациональность распределения
времени между частями урока и видами упражнений.
6. Подготовка инвентаря, оборудования.
7. Организация учащихся, освобождённых от занятий на уроке.
8. Выбор места при показе различных видов упражнений.
9. Построение. Подведение итога работы.
10. Своевременность завершения урока. Уход в раздевалку.
11. Применение команд, распоряжений, темп подачи команд.
12. Выставление оценок. Объективность. Обоснованность.
1.Цель урока.
2. Оптимальность выбора включенных в урок упражнений.
3. Знание и учёт критических зон. Развитие двигательных качеств учащихся разных возрастных групп.
4. Дифференцированный подход. Приёмы дифференцированной нагрузки.
5. Умение учителя экономно и логично преподнести учебный материал, отбирать факты выделять главное.
6.Межпредметные связи.
7. Проверка усвоения материала урока: глубина усвоения, формы проверки, их целесообразность.
8. Оказание помощи и страховка. Целесообразность. Уместность.
9. Техника безопасности. Роль учителя. Инструктаж.
10. Знание учащимися терминов.
11.Организация самостоятельной деятельности учащихся. Целесообразность выбранных форм .
12. Оценка достигнутых результатов.
13. Умение рассчитать нагрузки.
14. Умение своевременно увидеть и исправить ошибки учащихся
15. Обоснованность выбора методов практического обучения двигательным действиям.
16. Контроль и учёт овладения техникой изученных действий.
17. Высокая моторная плотность урока (60-80 %)
1. Целесообразность подбора и эффективность применения
методов слова.
2. Полнота, точность описания техники упражнения.
3. Убедительность требований к чёткому усвоению
последовательности действий.
4. Использование метода разбора.
Корректность.
5. Использование метода наглядного восприятия.
6. Взаимосочетание «учитель-ученик».Достигнутая эффективность.
7.Двигательная культура учителя.
8. Использованные средства и их эффективность на данном уроке (эстафеты, игры, упражнения)
9.Целесообразность применённых методов: повторный, переменный, соревновательный. Их результа-тивность.
10. Знание и учёт внешних признаков утомления.
11. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма и использование их во время урока.
12. Нравственно-психологический метод.