Упражнение «Дыши и думай красиво». Стоят в кругу, дышат свободно, плавно выдыхают воздух через нос. Мысленно представляют себя различными образами- «Я- сильный. Я- красивая». | Подвижная игра:«Совушка» Объяснение правила игры (сова хищник, плохо видит, но хорошо слышит малейший шорох) Становятся в круг, сова стоит центре круга. Дети имитируют движения совы-«Совушка-сова-большая голова».По сигналу «Ночь наступает-сова на охоту вылетает!» игроки замирают, сова выискивает тех, кто шевелится и забирает с собой. | Игровое упражнение «Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем, И ходим мы кругом, И ходим мы кругом!» |
Подвижная игра: «Один –двое. Идут в колонне по одному и в соответствии с сигналом перестраиваются на ходу парами и снова в колонну по одному. Стараются не снижать темп ходьбы , сохранять дистанцию. | Игровое упражнение «Самолет». Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел-посмотрел, Левое крыло отвел-поглядел. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу!» Выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. | Подвижная игра: «Слушай сигнал»- Выполняют движения по сигналу педагога. Один удар в бубен- хлопки руками, два удара в бубен- топают ногами, три удара в бубен -поворот вокруг себя. Стараются быть внимательными. |
Упражнение « Мой самолет». Расходятся по залу, садятся каждый в «свой самолет». Имитируют звук мотора, полета на разной высоте. | Подвижная игра: «Зайцы» Выполняют роль зайцев. Прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Стараются прыгать по всему залу. По сигналу «Охотник!» быстро находят убежище. | Подвижная игра:«Найди себе пару». Быстро образуют пары по желанию. Под музыку бегают по залу, по окончании музыки- становятся парой и поднимают руки вверх |
Упражнение «Живые картинки» Представляют себя сильными, ловкими животными- принимают соответствующую позу, издают соответствующие звуки. | Подвижная игра:«Кто соберёт больше лент» Достают ленту, подвешенную выше поднятых рук на 10см, выполняют прыжок вверх. | Подвижная игра: «Лови-бросай». По команде: «1-2-3-пару найди!» берут свою пару, становятся в две шеренги друг напротив друга. Бросают друг другу мячи разными способами . Стараются не прижимать мяч к себе, бросать мяч в руки, не прижимать его к себе при ловле. |
Подвижная игра:«Жмурки». Становятся в круг. Считалкой выбирают «Жмурку», завязывают ему глаза. Жмурка двигается по залу, ориентируется на голоса детей, старается поймать кого-либо. Дети бегают в разном направлении по всему залу, уворачиваются от жмурки. | «Тым-тырақай» Становятся в круг, берутся за руки. В центре круга стоит ловишка. Игроки идут по кругу и повторяют слова: «Ал, қанеки, балалар, Бір, екі, үш – деп санаңдар. Бір, екі, үш – ал тараңдар!» – после чего разбегаются по залу. Ловишка старается догнать детей и осалить их. | Упражнение «Дружба» «Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики-1,2,3,4,5- начинай считать опять.1,2,3,4,5- мы закончили считать» Садятся на скамейки в произвольном порядке. Поочередно показывают ладони. Сжимают пальцы в «замок». Поочередно касаются пальцев обеих рук. |
«Огуречик, огуречик» На одном конце зала - педагог (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Педагог говорит: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет. Педагог произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово прыгнуть два раза | «У медведя во бору» На одной стороне площадке очерчивается берлога медведя. На другой обознается дом, в котором живут дети. Считалкой выбирается медведь, который должен сидеть в берлоге. Когда педагог скажет: «идите дети ,гулять!» дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные ). Они произносят хором: у медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И нас рычит. После слов «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, которого медведь коснется считается пойманным: медведь отводит себе | «Найди себе пару» Для игры нужны цветные платочки или цветные кубики по количе4 детей. Половина платочков одного цвета, остальные - другого ЦБ Каждый ребенок получает один платочек. По сигналу дети разбегаются. На словa «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой. В случае, если ребенок остается без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Оля, Саша) не зевай, пару выбирай!» |
«Ровным кругом» Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, проговаривая следующий текст: Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте, Скажем дружно. Делай так. По окончании текста дети становятся и повторяют движение, которое показывает педагог. Усложнение 1. Внутри круга стоит ребенок. Дети идут по кругу и говорят: Ходим кругом друг за другом эй, ребята, не зевать! То, что Дима нам покажет, Будем вместе повторять! Усложнение 2. Заранее водящего не выбирают, его называет педагог после слов: Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Ну-ка Валя, выходи, Что нам делать покажи! | «Кот и мыши» А сейчас, ребята, с вами Вот во что мы поиграем: Серый и пушистый кот В Играй-городе живет. Очень любит он играть, Мышек в норки загонять! На одной стороне зала небольшая часть огораживается - это дом мышей. На некотором расстоянии от дома мышей на стуле располагается кот. Педагог говорит: Кот мышей сторожит, Притворился, будто спит Дети проползают под шнурами, встают и бегают врассыпную. Педагог говорит: Тише, мыши, не шумите И кота не разбудите. Дети легко, бесшумно бегают. Через 30-35 секунд педагог восклицает: «Кот проснулся!». Ребенок, изображающий кота, кричит «Мяу!» и бежит за мышами, они прячутся в свои норки. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через незагороженную часть. Игра повторяется. Роль кота каждый раз исполняет другой ребенок. | «Кошка и мышка» Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка - за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А бежит - стрела. Глазки закрываются, Когти расправляются, Зубы, как игла. Только мыши заскребут, Чуткий Васька тут как тут, Всех поймает он. После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в установленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход - ворота. Мышка убегает от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется. |
«Воробушки и автомобиль» Цель: научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друга. Ход игры: начинать движение и менять его по сигналу педагога, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна - «автомобили», «воробушки».По сигналу «Автомобили!» «автомобили» двигаются по дорожке. «Воробушки» сидят на обочине. По сигналу «Воробушки!» «автомобили» останавливаются и начинают «летать» «воробушки». | «Цветные автомобили» Дети размещаются по краю зала, они - автомобили. Каждому даютцветной круг - руль. Педагог в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кругэтого цвета, разбегаются по залу в любом направлении. Они гудят, подражая автомобилю. Когда педагог опускает флажок, дети останавливаются. Педагог поднимает флажок другого цвета - бегут по залу другие дети Т.д.Педагог может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда выезжают все автомобили. | «Зайцы и медведь» Ребенок - «медведь» сидит и дремлет в своей берлоге. Дети - «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его: Мишка-бурый, мишка-бурый, Отчего такой ты хмурый? «Медведь» вылезает из берлоги, отвечает: Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился. 1-2-3-4-5 Начинаю всех гонять! На последнем слове «медведь» начинает ловить зайцев и отводит к себе в берлогу. После 2-3 пойманных зайцев, выбирается новый медведь. Игра возобновляется с новым медведем. |
«Ловишки» Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до следующей черты (на противоположную сторону) так, чтобы ловишка, стоящий по середине, не успел их осадить. После слов «Раз, два, три - беги!» дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается коснуться кого-нибудь. Тот, до кого дотронулся ловишка, считается пойманным и выбывает из игры. После 2-3 перебежек подсчитываются пойманные. Выбирается новый ловишка. | «Лиса в курятнике» На одной стороне зала расположен курятник (можно использовать гимнастические скамейки). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки - нора лисы. Все свободное место - двор. Один из играющих назначается лисой, остальные - куры. По сигналу педагога куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись курицу, она уводит в свою нору. Игра возобновляется, когда лиса поймает 2-3 кур, выбирается другая лиса. | «Птички и кошка» Чертится большой круг или делается с помощью шнура. Дети встают по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают кошкой, он становится в центр круга; остальные дети птички. Кошка засыпает, закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Игра повторяется с другой кошкой. |
«Блуждающий мяч» Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется. Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим. | «Зайцы и волк» Один из играющих выбирается волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк на другом конце зала. Педагог говорит: Зайки скачут, скок, скок, скок, На зеленый, на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают - не идет ли волк! Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по залу. Они, то прыгаютна двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются (не идетли волк!). Когда педагог произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждыйв свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Как только волкуходит педагог повторяет слова текста, и игра возобновляется. После двухтрех раз выбирается новый волк. | «Котята и щенята» Играющие делятся на две группы. Дети одной группы изображают котят, а другой - щенят. Котята находятся около гимнастической стенки; щенята на другой стороне комнаты (в будках за скамейкой, лесенкой, поставленной на ребро). Педагог предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова: «щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в свои домики. После двух-трех раз дети меняются ролями, и игра продолжается. |
«Перелет птиц» Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они - птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамидами, двойная лесенка. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку - скрываются от бури на деревьях. Когда педагог говорит: «Буря прекратилась», птицы спускаются с вышки и снова летят. Педагог должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям. Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья. | «Ловля бабочек» Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - «бабочки». На слова педагога: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети-«бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово педагога «ловцы» - два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить ее, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они ее отводят на край площадки и сажают на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети-«бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется. | «Охотник и зайцы» Выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала _ место для охотника, на другой - дом зайцев. Охотник ходит по залу, ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или правой, левой) в разных направлениях. По сигналу «Охотник» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (у него в руках 2-3м). Tеx, которых подстрелил, он забирает в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из пойманных. |
«Самолеты» Дети изображают летчиков на самолетах. Они стоят в разных местахплощадки. На сигнал педагога: «К полету готовься» - дети делают вращательные движения рукам - заводят самолет. По сигналу: «Полетели!» они разводят руки в стороны и бегут врассыпную по площадке. По команде «На посадку!» самолеты останавливаются и приземляются (дети опускаются на одно колено). Игра повторяется 5-6 раз. | «Бездомный заяц» Из числа играющих выбирают охотника, остальные - зайцы. Они находятся в норках. Количество норок (кружков) на одну меньше числа зайцев. Охотник старается поймать зайца, оставшегося без домика. Тот убегает. Он может спастись в любой норке - забежать в кружок. Теперь уже другой заяц остается без норки, и его ловит охотник. Если охотник поймает (коснется) зайца, то они меняются ролями. Если охотник долго не сможет никого поймать, на его роль выбирают другого ребенка. | «Скворечники» Правила игры. Занимать место только в своем скворечнике (обруче) можно по сигналу: «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу: «Скворцы летят!». Тот, кто займет обруч последним, считается проигравшим. |
«Зайчики» По считалке выбирается водящий. Он с мячом располагается в центре круга (зала). Пока водящий ударяет мячом об землю, зайчата прыгают, резвятся, имитируя бодрое и веселое настроение. Как только водящий поднимает мяч над головой, играющие быстро приседают и принимают позу спящих зайчиков. Водящий внимательно следит за спящими зайчиками. Тот, кто не сохранит позы спящего, выходит в центр круга и становится водящим. | «Дождик и солнышко» Дети сидят на скамейке. Педагог говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов: «Дождик! Скорее бегите домой!» они возвращаются на свои места. Когда педагог снова скажет: «Солнышко выглянуло! Можно идти гулять» - игра повторяется. Можно использовать зонтик. Под него малыши прячутся вместо того, чтобы садится на стульчики. Усложнение, Домики размещают по 3-4 в разных местах площадки. Ребенок должен запомнить свой домик и по сигналу бежать в него. | «Кролики» В этой игре участвует несколько детей. Нарисуйте на площадке несколько кругов (диаметром до 1 м) - это клетки для кроликов. В каждый кружок становится по несколько детей, затем они приседают. В стороне на скамейке сидит сторож. Между домом сторожа и клетками находится лужайка, на которую выпускают гулять кроликов. Сторож поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Дети выпрыгивают из кружков, прыгают на двух ногах с одного места на другое. По сигналу сторожа: «Кролики, в клетки!» - все спешат в свои кружки-клетки. Чтобы детям было интересно играть в эту игру, обязательно, прежде чем играть, поговорите с ними про кроликов. Расскажите им, где живут кролики, что едят, как прыгают. |
«Лохматый пес» Выбирается ведущий - «лохматый пес». Садится в середину зала, дети встают вокруг него и движутся по кругу со словами: Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувший нос. Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит. Пойдем, разбудим, Посмотрим, что будет! Пес просыпается, старается поймать детей. Дети убегают в домики. | «Дауыста, атынды айтам» - «Угадай имя» Игроки садятся в круг. В середину круга выводят водящего, завязывают ему платком глаза и поворачивают несколько раз кругом, чтобы он не смог сориентироваться - где и кто сидит. Водящий указывает на кого-либо из игроков рукой и говорит «Дауыста,атынды айтам» (т.е. «Подай голос, я угадаю твое имя»). Игрок, на которогопал выбор, голос подает, но изменяет его так, чтобы водящий ни в коемслучае не узнал. Однако педагог, если хитрый водящий все-таки угадывает, чей это был голос, - меняется с этим игроком ролями. Если же нет - то выполняет пожелание детей. | Keттi, Keттi орамал!» - «Платок» Игроки садятся в круг и тесно прижимаются плечами друг к другу, а ноги слегка сгибают в коленях. За кругом остается только водящий. Платок нужно быстро передавать друг другу под коленями со словами: «Кетте, кетте орамал!» «Вон бежит платок, вон бежит платок!» Задача же водящего - понять, у кого находится платок-невидимка, и назвать имя игрока. «Пойманный» меняется ролями с водящим. Если же произошла ошибка и платок оказывается у другого игрока, то водящий должен исполнить какое - либо желание. |
«Ұшты - Ұшты» - «Летит - Летит» Водящий произносит название той или иной птицы, прибавляя: «ұшты- ұшты» (т. е. «летит - летит») и одновременно машет руками. Все играющие Повторяют его движения. Один раз, другой, третий... Но вдруг водящий произносит, к примеру: «корова!» Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками он выходит из игры, или исполняет желание игроков. Как, и те кто, «пере страховавшись», не поднял рук при упоминании птицы или поднял с опозданием. | «Пустое место» Дети сидят по-казахски в кругу. Водящий с плеточкой двигается по кругу, останавливается возле игрока и кладет плеточку возле него. При этом повторяет слова: «Здесь тесно, найди себе место». Игрок берет ремешок и должен быстро догнать Водящего, если поймает, то сможет легко ударить его. А водящий должен занять место игрока, тогда водящим становится игрок. | «Сокыр теке» - «Слепой козел» Игроки образуют круг. Считалкой выбирают ловишку. Ловишке плотно завязывают глаза. Находящиеся в кругу игроки прикасаются поочередно к игроку с завязанными глазами, подходя к нему с разных сторон. Ловишка должен угадать, кто его коснулся, назвать имя. Опознанному завязывают глаза и он сам теперь отгадывает. |
«Қасқыр қақпан» - «Капкан для волка» Игроки делятся на две команды. Одна команда образует капкан для волков - становится в круг, взявшись за руки. Вторая команда выполняет роль волков - ползает на четвереньках по залу через капкан. После слов: Қане, қане, халайық, Қасқыр қақпан құрайық Қане қақпан берік бол, Қасқыр, қасқыр, келіп көр! Игроки первой команды опускают руки, приседают - ловушка закрывается. Те волки, кто остался в ловушке, выходят из игры, остальные продолжают игру. Затем команды меняются ролями. | «Мысық пен тышқан» - «Кошка и мышка» Выбираются «Кошка» - «Мысык» и «Мышка» - «тышкан». Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки. Игроки поднимают руки перед мышкой и опускают перед кошкой: Мыськ Ticiн акситады, Кездерiн шакшитады. Дурдитiп, куржитiп белiн, Айбат кылады ернiн. Кошка старается догнать мышку, бегает за ней вокруг круга, через него. После поимки мышки на роли выбираются другие дети. | Карусель Ход игры: дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняютсядетьми в соответствии с произносимым вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Во время бега педагог приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли).После того как дети пробегут по кругу 2-3 раза, педагог подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем педагог вместе с детьми произносит: Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется. При словах: «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, педагог подает сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, Т.е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3-4 раза. |
«Пузыри» Дети - это как бы надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки, а на слова в педагога: «Пузыри надуваются», дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова педагога: «Из пузырей выходит воздух», дети приседают снова на корточки, произносят звук: «С-с -с». Педагог, стоя на одном месте, притворяется, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова педагога: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики. | «Хлопай» Пусть стоят на месте ножки Да-да-да, да-да-да! (Выполняется пружинка.) Только хлопают ладошки Да-да-да, да-да-да! А сейчас мы будем хлопать Хлоп, хлоп, хлоп - перед собой. (Хлопки перед собой.) А теперь скорей похлопай, Да по громче, за спиной. (Хлопки за спиной.) Выше, выше, будем хлопать, Выше руки поднимай! (Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.) Ниже, ниже, будем хлопать, Ниже руки опускай. (Дети, хлопая, опускают руки.) А теперь качать руками Можно целых пять минут (Покачивают руками вперед - назад.) Отдыхайте, дети, с нами, Ручки тоже отдохнут. (Приседают на корточки, ладошки складывают под щеку.) | Игра-миниатюра «Осень» Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, То опускают руки - ладошками вверх.) Где сучок давно засох Вырос серый мох, мох, мох! (Медленно приседают с опущенными, прижатыми к туловищу руками. Кисти слегка отведены, Ладошки смотрят вниз.) Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, Держась руками за голову, Как за шляпку.) Кто нашел его друзья? ЭТО я, это Я, это я! (Пожимают плечами. Утвердительно кивая головой, Прижимают руки к груди.) |
«Подарки» Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. С окончанием слов останавливаются. Стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу - пляшут, если - волчок - кружатся. (Самолет летит, летит, летчик смелый в нем сидит). | «Воротики» Дети распределяются на пары, каждая пара идет друг за другом, не держась за руки. По сигналу «Воротики» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара опускает руки, пробегает под образовавшимися «воротиками» и становятся вперед всех. Дети опускают руки вниз и продолжают ходьбу до следующего сигнала ведущего. | «На прогулку» Дети ходят по залу в разных направлениях. По сигналу «на прогулку» каждый находит себе пару, и все идут через ворота, образованные стойками, делают произвольные движения в парах. На слова ведущего: «Дождь» - дети бегут к нему под зонтик. |
«Холодно - горячо» Дети в произвольном порядке ходят по залу. По сигналу «горячо» идут на носках, по сигналу «холодно» - в полуприседе, сохраняя правильную осанку. | «Тишина» (ходьба) Дети идут в обход площадки, затем по кругу за педагогом вместе говорят: Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши. По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд педагог произносит громко: «Ква-ква-ква» и поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они проснулись, поднялись И потянулись. Игровое упражнение повторяется. | «Елки, шишки, зайцы». Дети стоят произвольно. На слово «елки» - дети поднимаются на носки, опускают руки вниз и разводят их в стороны, имитируя елочки; на слово «шишки» - присаживаются в группировке на корточки; на слово «зайцы» _ выполняют прыжки на двух ногах на месте. Педагог произносит любое из данных слов, показывая при этом другое условное движение (запутывая детей). Дети должны правильно выполнять все движения. |
«Кто пришел?» Играющие стоят по кругу, водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и говорят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алеша, отгадай, Кто позвал тебя, узнай. С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого -нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибается, снова закрывает глаза, игра повторяется. | Подвижная игра «Ровным кругом» Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, проговаривают следующий текст: Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте, Скажем дружно, Делай так. По окончании текста дети становятся и повторяют движение, которое показывает педагог. Усложнение 1. Внутри круга стоит ребенок. Дети идут по кругу и говорят: Ходим кругом друг за другом ЭЙ, ребята, не зевать! То, что Дима нам покажет, Будем вместе повторять! Усложнение 2. Заранее водящего не выбирают, его называет педагог после слов: ровным кругом, друг за другом мы идем за шагом шаг, ну –ка, Валя, выходи, что нам делать покажи | «Слушай сигнал» Дети выполняют ходьбу в колонне обычным шагом. По сигналу педагога чередуют ходьбу с ходьбой на пятках, на носках «змейкой», со сменой ведущего, темпа и направления. |
«Стань первым» Дети идут в колонне за направляющим. Педагог называет имя ребенка, все останавливаются, а названный ребенок быстро становится во главе колонны первым и все продолжают ходьбу. | «Бабочка» Перед каждым ребенком на нитке расположена «бабочка». Для того чтобы «бабочка» смогла полетать, детям предлагается ее «оживить», подув на нее. Дуновением дети при водят «бабочку» в движение. | «Один - двое» Дети идут в колонне по одному и в соответствии с сигналом педагога пере страиваются на ходу парами и снова в колонну по одному, стараясь не снижать темп ходьбы и сохранять интервал и дистанцию. По сигналу «Стой!» - останавливаются, он проверяет сохранение дистанции в строю и осанку детей. |
«День и ночь» Вариант 1. Друг за дружкой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра - наоборот Спать немедленно зовет. Считалкой выбирают два игрока «День» и «Ночь», которые по очереди выбегают в зал. Пока гуляет «День» - все резвятся, прыгают, бегают. Но как только на смену выходит «Ночь» - все замирают и засыпают. Кто не выстоял без движения - выбывает из игры. Вариант 2. День веселый наступает, Ежик бегает, играет. (Дети бегают, прыгают.) Ночь тихонько подошла, Наступила тишина. Ежики пошли все спать, Враг не может их поймать. (Дети выполняют группировку в приседе и не шевелятся. Водящий ловит тех, кто не спит и шевелится.) | «Автобус» (троллейбус, трамвай) Дети стоят вдоль стены зала в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны. Один ребенок держится правой рукой, другой - левой. Педагог находится в одном из углов зала и держит в руках три флажка - желтый, красный, зеленый. Педагог поднимает флажок зеленого цвета, и дети бегут - трамвай двигается. Добежав до педагога, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет. | «Узнай по голосу» Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алеша, отгадай, Кто позвал тебя, узнай. С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибается, снова закрываетглаза, игра повторяется. Вариант 2. Дети говорят: Нина (Саша), ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя - АУ! (Произносит один ребенок.) Ты глаза не открывай, Кто зовет тебя, узнай! (Говорят все дети.) |
«Будь внимательным» Дети стоят в колонне друг за другом. У каждого ребенка в руках флажок. По первому сигналу дети бегут по залу, обегая разные предметы, по второму сигналу - перепрыгивают через предметы. Ведyщий называет кого-нибудь по имени, ребенок поднимает флажок, не прекращая бега, опускает флажок и т. д. | «Танец в кругу» Дети стоят в хороводе Мы сейчас пойдем направо Дружно - раз, два, три. А потом пойдем налево Дружно - раз, два, три. В центре круга соберемся Дружно - раз, два, три. И на место все вернемся Дружно - раз, два, три. Мы тихонечко присядем, Дружно - раз, два, три. И немножечко приляжем (руки под щекой). Дружно - раз, два, три. Мы поднимемся тихонько Дружно - раз, два, три. И попрыгаем легонько Дружно - раз, два, три пусть попляшут наши ножки (притоп ногами). Дружно - раз, два, три. И похлопают ладошки. Дружно - раз, два, три. Повернемся мы направо Дружно - раз, два, три. Не начать ли все сначала Дружно - раз, два, три. | «Совушка» Из числа играющих выбирается «совушка». «Сова» влезает на дерево (3-4 рейки гимнастической стенки), а все остальные дети «летают», помахивая крылышками. Педагог говорит: «Ночь наступает - все засыпает. Сова вылетает». «Птицы и насекомые» замирают на своих местах. «Совушка» слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того «совушка» уводит к своему дому. Педагог говорит: «День наступает - все оживает. Сова засыпает» и совушка вновь влезает на дерево. После одного-двух повторений выбирается другая «сова)) и игра продолжается. |
АНТИСТРЕССОВАЯ ГИМНАСТИКА «КАПЕЛЬКА» Здравствуй, небо! Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Сцепите пальцы за спиной, согните руки в локтях и поднимите как можно выше. Затем руки выпрямите, прогнитесь, наклоняя голову назад, и произнесите вслух: «Здравствуй, небо!». После этого расслабьте руки и опустите их за спиной, не расцепляя пальцы. | Капелька Встаньте прямо, опустите рук вниз, затем через стороны медленно поднимите их вверх, представляя, как «Капля» постепенно покидает ваше тело: сначала стопы голени, бедра, затем - туловище, шею, голову... Вот она поднимается вверх по рукам, оказывается у вас на ладонях, и вы вновь, как и в начале упражнений, ощущаете ее тяжесть... Легонько подтолкните «Каплю» вверх и, когда она поднимется, скажите ей: «Спасибо тебе, Капелька!» | Чайка Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире плеч. Руки вытяните над головой и соедините ладонями вперед. Отведите прямые руки как можно дальше назад, а потом, напрягая мышцы, медленно опустите через стороны вниз, одновременно с силой отводя за спину. После этого проделайте обратное движение: поднимите руки через стороны вверх и соедините над головой ладонями вперед. |
Летучая мышь Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Правую руку поднимите вверх, левую опустите вниз, затем согните их в локтях и постарайтесь сцепить за спиной. Если это вам не удается, возьмите в правую руку ленту, ухватитесь ее нижний конец левой рукой и, перехватывая пальцами, подведите кисти как можно ближе друг к другу. Повторите упражнение, поменяв руки. | Поглаживание собаки Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, что прямо перед вами стоит большая добрая собака, например, ньюфаундленд. Не спеша, поворачивайтесь вправо-влево, как будто гладите его опущенными вниз руками, локти не сгибайте! Вообразите, что ньюфаундленд превращается в овчарку: она чуть ниже ньюфаундленда, и вам приходится гладить ее, слегка наклонившись вперед (ноги при этом должны оставаться прямыми). Затем вместо овчарки появляются боксер, пудель, фокстерьер, такса... Продолжайте гладить собак разных пород до тех пор, пока можете наклоняться, не сгибая коленей. После этого начинайте медленно подниматься, как будто гладите воображаемых собак все большего размера. | Дерево Встаньте прямо, руки опустите Вниз. Поднимите правую ногу, согнув ее в колене. Левой рукой ухватитесь за стопу правой ноги, правую руку вытяните в сторону ладонью вниз. Если трудно удержать равновесие, придерживайтесь рукой за стену или какую-то другую опору. Постарайтесь сохранить такую позу в течение 20-30 секунд, после чего примите исходное положение. Повторите упражнение, сменив ногу. |
Махаон Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Возьмите в руки ленту и поднимите над головой таким образом, чтобы ткань натянулась. Медленно отведите прямые руки назад до уровня плеч, затем снова поднимите вверх. | Мартышка Сядьте на коврик, скрестив ноги таким образом, чтобы правая ступня оказалась под левым коленом. Сложите ладони перед грудью и как можно сильнее прижмите их одну к другой. Сохраняя это усилие, делайте круговые движения кистями рук сначала вправо - вверх - вниз - влево, затем в противоположном направлении - влево - вверх - вниз - вправо, так, чтобы траектория напоминала восьмерку. | Березовый лист Сядьте на пятки, широко разведя колени. Руки поднимите чуть выше головы, согнув :в локтях под прямым углом. Прогните спину между лопатками, одновременно повернитесь направо, опустите правое плечо и поднимите левое (в талии не сгибайтесь!). Затем, сохраняя прогиб в спине, повернитесь налево, опустите левое плечо и поднимите правое. |
Большой лук Встаньте прямо, руки опустите. Ноги поставьте на ширине плеч, носки слегка разверните в стороны. Немного согните колени и прогнитесь назад, на сколько сможете. Оставаясь в этом положении, поворачивайте плечи вокруг оси позвоночника сначала в одну, а затем в другую сторону. | Шимпанзе Сядьте на коврик, скрестив ноги. Локти отведите в стороны, поднимите как можно выше вверх и делайте движения вперед-назад. | Танцующая цапля Сядьте на коврик. Ноги выпрямите, и разведите на ширину плеч, руки вытяните перед собой. Наклонитесь вперед, затем всем телом повернитесь направо и коснитесь руками правой стопы (ноги в коленях не сгибайте). После этого, не отклоняясь назад и не сгибая ноги в коленях, коснитесь руками левой стопы. |