Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Физические качества"»
Учитель физической культуры
МБОУ «СОШ№53 г. Владивостока Милькевич Светлана Анатольевна
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности .
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Выносливость;
Гибкость человека;
Координация движений;
Ловкость;
Мышечная сила.
Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Существует два вида выносливости общая и специальная.
Общая выносливость — способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.
Специальная выносливость — способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности.
На уроках физической культуры в 9-11 классах объем упражнений для развития и совершенствования общей выносливости следует систематически увеличивать, используя различные средства и методы.
Упражнения могут выполняться в любое время учебного года. Учитывая, что в 9-11 классах программа строится в основном на методах совершенствования физических качеств, следует выбирать преимущественно форму комплексных уроков. Особенно хорошо соответствуют задачам уроки в форме круговой тренировки, так как прохождение станций с разными заданиями позволяет, используя разные средства, хорошо регулировать темп, варьировать нагрузку. Учебный год в 9 классе начинается с втягивания в беговую работу. Уроки проводятся на открытом воздухе, на площадке, стадионе.
Сейчас, при введении третьего урока, нагрузка будет соответствовать методическим и физиологическим требованиям и закономерностям. Систематичность занятий определённой направленности прочно поставит уроки физкультуры в программу создания прочных навыков здорового образа жизни.
Гибкость – это способность
человека изменять положение
тела и его отдельных звеньев в
зависимости от двигательной
задачи.
Д инамическая гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде.
С татически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием
С татически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.
Основные правила применения упражнений в растягивании:
1. Не допускаются болевые ощущения;
2. Движения выполняются в медленном темпе;
3. Постепенно увеличивается их амплитуда и степень примене ния
силы помощника;
4. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку
и разминку перед основными занятиями;
5. Упражнения на растягивание необходимо использовать в те чении
всего года, так как при длительном перерыве в их применении
подвижность в суставах ухудшается.
К тому же хорошая гибкость — гарантия предотвращения различных травм в
быту и при занятиях физкультурой, спортом.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и эко номичность
движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при
выполнении физических упражнений.
Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.
Координация возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Для развития такой согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, как это может быть на начальных стадиях обучения, а доводилось до автоматизма.
Координация играет главную роль в развитии ловкости.
Для развития координации можно выполнять следующие упражнения:
Несколько одновременных круговых движений прямыми руками так, чтобы движение правой руки было направлено вперед, а левой - назад ;
Согните руку в локтевом суставе и поднимайте её так, чтобы кисть была около уха, а предплечье параллельно полу. На локоть положите 3—5 монет. Быстрым движением кисти вперед - вниз с одновременным разгибанием руки в локтевом суставе попробуйте поймать в ладонь все монеты. Если вы не можете справиться с этой задачей, потренируйтесь предварительно с одной монетой.
Возьмите в каждую руку по теннисному мячу и поднимите руки вперед. Затем отпустите мячи и поймайте их, когда они отскочат от пола.
Ловкость - способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
-правильно (адекватно и точно),
-быстро (то есть, скоро и споро),
-рационально (целесообразно и -экономично),
-находчиво (изворотливо и инициативно).
Различают следующие виды ловкости:
Общая ловкость — это способность целесообразно выполнять любые новые двигательные задачи.
Специальная ловкость — это способность координировать свои действия, использовать технический арсенал движений в соответствующих данному виду спорта ситуациях. Существуют две разновидности специальной ловкости:
Акробатическая ловкость , проявляющаяся в защите, во время игры, в бросках;
Прыжковая ловкость — навыки контроля своего тела в положении, где нет какой-либо опоры.
Развитию ловкости хорошо способствуют спортивные и подвижные игры, сочетание каких-либо акробатических упражнений, прыжки на батуте, бег с препятствиями, гимнастические упражнения на снарядах, жонглирование мячиками, прыжки из положения стоя в длину или глубину, упражнения на равновесие.
Упражнения для развития ловкости:
-Прыжок на руки, согнутые в локтях, а затем кувырок вперёд через голову. Упражнение можно делать до десяти кувырков подряд после его освоения.
-Задний кувырок через голову на руку согнутую в локте.
-Кувырки как из упражнений 1 и 2, но только в стороны.
-Сперва падение назад, а затем быстрое вставание.
-Сперва падение вперёд, а затем быстрое вставание.
-«Колесо» (гимнастическое) вправо и влево.
-Стойка на голове.
-Стойка на руках с подготовкой к последующей ходьбе.
-Ходьба на руках.
Мышечная сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определённой деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Развитие мышечной силы зависит от:
-количества активированных двигательных единиц;
-типа активированных двигательных единиц;
-размера мышцы;
-начальной длины мышцы в момент активации;
-угла сустава;
-скорости действия мышцы.
Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобрета-ют выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.