Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.
Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.
Выбор методов исследования обусловлен спецификой изучаемой проблемы. Во всех случаях избранная методика исследования должна соответствовать главному требованию – обеспечить получение объективного и достоверного научного материала.
Для большинства педагогических исследований в области спорта характерно комплексное использование методов, один из которых играет ведущую роль.
Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.»
Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45
Калининград
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:
Анализ научно-методической литературы
Анализ документальных и архивных материалов.
Метод опроса - беседа, интервью и анкетирование.
Педагогическое наблюдение.
Хронометрирование (частный случай педагогического наблюдения).
Педагогический эксперимент.
Контрольные испытания – тестирование физической подготовленности спортсмена.
Методы исследования физического развития.
Математико-статистические методы.
Экспертное оценивание
Выбор методов исследования обусловлен спецификой изучаемой проблемы. Во всех случаях избранная методика исследования должна соответствовать главному требованию – обеспечить получение объективного и достоверного научного материала.
Для большинства педагогических исследований в области спорта характерно комплексное использование методов, один из которых играет ведущую роль.
Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников. При подготовке к исследованию чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с теми методами, которые применялись ранее. Анализ литературы поможет исследователю грамотно спланировать последующую работу. Первое и ведущее условие в исследовательской работе – освоение научной литературы, осмысление и обработка официальной документации по теме исследования. Изучение литературных источников может выступать как основной метод исследования (например, при разработки темы «История олимпийского движения»), так и как вспомогательное средство при экспериментальных исследованиях, где основным методом служит педагогический эксперимент.
Изучение литературных источников требует, прежде всего, подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно – поисковые системы.
Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и так далее.
Исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Без освоения обширной научной информации невозможно проведение исследований. Объем ежегодно издающейся научной информации по физической культуре и спорту достаточно обширен, и задача любого исследователя в начале своих научных изысканий познакомиться с уже накопленным опытом по данной проблеме.Необходимо отметить, что изучение литературных источников настраивает исследователя на экспериментальную работу.
Результаты анализа и обобщения источниковвходят в особый раздел научной публикации под названием «Обзор литературы», который предшествует изложению собственного материала.
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.
Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.
Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.
Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.
В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна математическая обработка ее результатов.
Наряду с методами традиционного педагогического, социологического и аппаратурного наблюдения в исследованиях по теории физической культуры довольно широко используется тестирование, основанное на выполнении испытуемым двигательных заданий в строго регламентированных условиях.
В отличии от других видов наблюдения, для которых характерна позиция «невмешательства» в рассматриваемый объект, тестирование влияет на состояние испытуемых, подчас весьма существенно. Это принимается во внимание при организации процедур тестирования. В частности, установлены правила выбора и применения гестов в соответствии с требованиями валидности, объективности и воспроизводимости результатов тестирования. Определены комплексы тестов для разносторонней оценки физической подготовленности.
Различают:
тесты для определения уровня общей физической подготовленности,
тесты, для оценки степени развития физического качества,
тесты, для оценки физического состояния занимающихся и др. На основании полученных данных:
определяется уровень соответствия физической подготовленности возрастным требованиям,
проводится контроль успеваемости по предмету «физическое воспитание»,
осуществляется отбор занимающихся в группы и секции по физической культуре и спорту,
ведется наблюдение с цель контроля развития физических качеств,
определяется уровень дозирование нагрузки,
проводятся исследования физиологического состояния занимающихся и основных процессов, происходящих при выполнении физической нагрузки, и т.д.
Тестирование применяется для оценки двигательных возможностей, физической подготовленности, его отдельных компонентов и степени их изменения под влиянием физкультурной деятельности с целью получения конкретной количественной информации об эффективности исследуемых факторов физической культуры и в других целях. Для обобщающих исследований по теории физической культуры особый интерес представляют сводные материалы массового тестирования, выявляющие степень физического развития и физической подготовленности широких контингентов населения, взятые в сочетании с информацией о воздействовавших факторах (режим двигательной деятельности обследуемых контингентов, факторы физической культуры и т.д.).