Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников
Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников
Современные подходы в физическом воспитании обусловили создание новых программ, где допускается большая вариативность в деятельности учителя. Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков
В рамках исследования изучались возможности использования творческих заданий для формирования и развитии интереса младших школьников к урокам физической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников»
Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников
Ковалев виталий олегович
учитель физической культуры
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть - Каменогорска
Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10% населения, в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Актуальной остается проблема, связанная с низкой физической активностью и слабым физическим развитием учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Распространенность низкой физической активности среди школьников достигла 80%. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формированию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Современные подходы в физическом воспитании обусловили создание новых программ, где допускается большая вариативность в деятельности учителя. Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков
В рамках исследования изучались возможности использования творческих заданий для формирования и развитии интереса младших школьников к урокам физической культуры.
Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов), глубина (степень интереса), устойчивость (продолжительность сохранения интереса), мотивированность (преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом
Интерес проявляется на разных уровнях, и признаки его проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся. Можно выделить несколько уровней становления интереса
1 уровень: активное включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление школьников, проявления радости; блеск глаз; напряженность и устремленность вперед, желание лучше видеть и слышать.
2 уровень (особенности поведения и деятельности учащихся вне урока): после урока ученики активно задают вопросы учителю, высказывают собственные суждения по интересующей проблеме; беседуют и спорят, добровольно берут на себя обещания самостоятельно тренироваться дома.
3 уровень (особенности образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно-спортивной деятельности): занятия физкультурно-спортивной деятельностью в свободное от школы время, посещение соответствующих кружков и спортивных секций.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества, получали удовлетворение от уроков.
Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются: девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п.; мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость
Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками управляет, прежде всего, интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть. Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона на уроках физической культуры имеет исключительное значение. Как правило, эмоциональный фон формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако, он может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения:
1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру
Существует множество способов разнообразить средства и методы, используемые для организации уроков: фронтальная, групповая или круговая организация занятий; включение новых физических упражнений (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); смена обстановки, условий урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).
Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задач урока. Наиболее типичными из них являются следующие: учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить; задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников; учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»); учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату (важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями); учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока.
Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:
1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений.
Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.
Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры при занятиях физическими упражнениями. П. К. Дуркин считает, что формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности.
Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес многозначен и может влиять на процесс освоения учебного материала по-разному: 1) выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активизации всего процесса; 2) действовать как мотив познания, влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.
Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Уже в начальных классах необходимо учить детей наблюдать за своим организмом, учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит? При освоении новых движений полезно предлагать детям найти, где они их используют в повседневной жизни: например, лазание по гимнастической стенке – лазание по деревьям; ходьба по бревну – ходьба по бортику тротуара, когда обходим лужу; прыжок в высоту – преодоление препятствия и т.д. Если дети не справились с этим заданием, учитель вместе с ними ищет примеры в окружающем мире. Для этого подчас в начальных классах проводят уроки-экскурсии, цель которых – применить изученное движение на практике. Для таких уроков «оборудуется» полоса препятствий, лучше всего в лесу или парке, в естественных условиях (преодоление поваленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Если нет возможности, то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и после ее прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об уровне сформированности интереса младших школьников к урокам физической культуры: 1) младший школьный возраст является сенситивным к началу многоступенчатого процесса формирования интереса к физической культуре; 2) поддержание интереса и целеустремленности у младших школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями; 3) формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся; 4) стимулирующий эффект оценки по предмету «физическая культура» проявляется, если она объективна, всестороння, дифференцирована и индивидуально обоснована; 5) формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников представляется значимым, так как сформированность интереса позволяет получать необходимую физическую нагрузку, преодолевать отрицательные проявления гиподинамии и предупреждать умственное переутомление путем систематического выполнения физических упражнений; 6) уровень сформированности интереса к физической культуре у младших школьников, посещающих внеклассные спортивные мероприятия выше, чем у остальных учащихся начальной школы, не посещающих спортивные кружки.
Интерес к урокам физической культуры у учащихся младшего школьного возраста можно сформировать только в том случае, если: 1) учебно-воспитательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей; 2) формирование интереса к урокам физической культуры будет опираться на личностно-ориентированный подход; 3) в учебно-воспитательном процессе будут активно использоваться творческие задания, способствующие комплексному формированию интереса к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2009. – № 7. – 120 с.
2. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория [Текст] // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. – М. : Новое время. – 2017. – №5. – 139 с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия. – 2009. – 160 с.
5. Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ [Текст] / П.К. Дуркин. – М. : Физическая культура в школе. – 2009. – №2. – С. 206.