Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Путь к здоровью»
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Путь к здоровью»
Программа «Путь к здоровью» (СМГ) для учащихся 5-6 классов (включая 7-9 кл) составлена на основе методического пособия «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Стандарты второго поколения, Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013г., Инструкции по формированию специальной медицинской группы школьников, организации и проведении в ней уроков физической культуры (Приложение № 1 к приказу ДО администрации г.Братска от 17 ноября 2015 г., № 720) и Рекомендаций к планированию уроков физической культуры в специальных медицинских группах с детьми разного возраста (Приложение № 3 к приказу ДО администрации г.Братска от 17 ноября 2015 г., № 720).
Цель программы: дифференцированный подход на занятиях физической культурой к учащимся СМГ на для укрепления и сохранения здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Путь к здоровью»»
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от «29» 08. 2016г
Руководитель ШМО
_____________
Гомзякова Е.П.
СОГЛАСОВАНО
«30»08. 2016г
Зам.директора по УВР
_________________
Доценко Д.Д.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 156
от «01» 09. 2016г
Директор МБОУ «СОШ №8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая учебная программа
курса внеурочной деятельности
«Путь к здоровью»
на 2016-2017 учебный год
для учащихся основной школы
(уровень основного общего образования)
Автор разработки:
Грехов А.М.
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №8»
I квалификационная категория
Братск, 2016
1. Пояснительная записка
Программа «Путь к здоровью» (СМГ) для учащихся 5-6 классов (включая 7-9 кл) составлена на основе методического пособия «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Стандарты второго поколения, Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013г., Инструкции по формированию специальной медицинской группы школьников, организации и проведении в ней уроков физической культуры (Приложение № 1 к приказу ДО администрации г.Братска от 17 ноября 2015 г., № 720) и Рекомендаций к планированию уроков физической культуры в специальных медицинских группах с детьми разного возраста (Приложение № 3 к приказу ДО администрации г.Братска от 17 ноября 2015 г., № 720).
Цель программы: дифференцированный подход на занятиях физической культурой к учащимся СМГ на для укрепления и сохранения здоровья.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию по состоянию здоровья к СМГ, в общественных организациях являются:
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
повышение физической и умственной работоспособности;
повышение защитных сил организма и сопротивляемости;
формирование правильной осанки;
освоение основных двигательных умений и навыков;
воспитание морально-волевых качеств;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащихся;
создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Комплектование СМГ, организация и проведение в ней уроков физической культуры имеет ряд особенностей. Группа комплектуется по данным медицинских обследований, спортивного анамнеза, анализа успеваемости и наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических упражнений.
В состав СМГ могут входить учащиеся разного возраста. Занятия физической культурой для детей СМГ являются обязательными. Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 30-40 минут. Занятия в СНГ проводятся отдельно от общих уроков физической культуры в спортивном зале.
Основная форма организации образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности — физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода. Эффективность занятия зависит от степени рациональной организации, плотности, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Учащиеся СМГ не сдают нормативы и не участвуют в спортивных соревнованиях.
При подборе средств и методов необходимо соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.
Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Делается акцент на положительные эмоции.
Очень важно чаще использовать поощрение, поддерживать каждый, даже небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенную требовательность к точности выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей.
При этом не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах. Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на здоровье детей.
Для регуляции дозировки физической нагрузки на занятиях используются следующие характеристики:
темп движения, т. е. количество движений в единицу времени;
амплитуда движений;
время, затрачиваемое на выполнение упражнений и отдых между ними;
степень мышечного напряжения;
исходные положения при выполнении упражнений;
6) подбор физических упражнений путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
7) эмоциональный фактор.
Для контроля физической нагрузки применяются методы хронометража ипульсометрии.
Хронометраж позволяет определить обитую и моторную плотность занятия.
Пульсометрия позволяет оценить правильность распределения нагрузки науроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.
Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).
Обязательные требования к уроку:
1) обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
2) достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
3) формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями,
Контроль за изменением состояния здоровья реализуется путем учета субъективных и объективных данных.
Основным и непременным условием привлечения учащихся СМГ к занятиям физической культурой является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским работником с целью получения от него сведений об отклонении в состоянии здоровья конкретного ученика и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений.
Комплексы физических упражнений, рекомендуемых учащимся.
Приложение 1.
Примерная тематика проведения бесед с учащимися. Приложение 2.
Примерная тематика проведения бесед с родителями. Приложение 3.
Учет посещаемости и успеваемости школьников СМГ и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет учитель, ведущий занятие в группе.
В классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии школьника, отнесенного к СМГ, делается пометка «спецмедгруппа» и из журнала СМГ переносятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.
Медицинское обследование обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе, производится три раза в год (по окончании учебной четверти).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основой занятий является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Основные принципы реализации программы:
•направленности на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
•дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
•достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
2. Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты :
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Формы и виды контрольно-оценочных действий, критерии оценивания
результативности обучения
Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой. Текущая отметка успеваемости учащихся СМГ выставляется по пятибалльной шкале.
Итоговая отметка по физической культуре учащимся в СМГ выставляется с учетом:
теоретических и практических знаний (двигательных умерши и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность);
стойкой мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей;
регулярности посещения занятий, старательности выполнения заданий учителя, овладения доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и коррегирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры; в этом случае выставляется положительная отметка.
Итоговая отметка по физической культуре в обязательном порядке выставляется в аттестаты об основном общем и среднем общем образовании всем учащимся, независимо от медицинской группы
3. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Раздел
Содержание
Основы знаний
Влияние физической культуры на здоровье и физическое развитие школьников, отнесенных к СМГ. Режим питания.
ОФП
1 . Дыхательная гимнастика. 2. Развитие подвижности в суставах (тренировка органов равновесия, общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, общеразвивающие упражнения с предметами, танцевальные упражнения). 3. Развитие ловкости и координации движений (упражнения с большими мячами - фитболами). 4. Развитие быстроты движений, выносливости, гибкости (бег 15 сочетании с ходьбой, метание мяча, подвижные игры). 5. Развитие точности движений, скоростно-силовых качеств (упражнения с набивными мячами - 1 кг, подвижные игры).
Специальная физическая
подготовка
1. Гимнастика (строевые упражнения: размыкание, перестроение из шеренги; полоса препятствий; упражнения на гимнастической стенке, скамейке; танцевальные упражнения; упражнения на удержание
равновесия).
Легкая атлетика (прыжки в длину с 3-5 шагов, прыжки в высоту, метание).
Спортивные и подвижные игры.
Требования к учащимся
1.Выполнять строевые упражнения.
2.Уметь сохранять правильную осанку при ходьбе на повышенной опоре.
3.Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия.
4.Уметь метать малый мяч.
5.Уметь прыгать в длину,
6.Уметь прыгать в высоту
6 класс
Раздел
Содержание
Основы знаний
Гигиена физических упражнений. Гигиена сна и питания. Закаливание
ОФП
1 . Дыхательная гимнастика.
2. Развитие скоростно-силовых качеств (прыжки, многоскоки, прыжки через скакалку, метание в цель и на дальность).
3. Развитие выносливости (бег в сочетании с ходьбой на длинной дистанции, полоса препятствий).
4. Развитие ловкости и координации движений (челночный бег, бег, метание, жонглирование мячом).
5. Развитие подвижности в суставах (общеразвивающие упражнения).
Специальная физическая
подготовка
1. Гимнастика (строевые упражнения, упражнения на расслабление мышц, упражнения с набивными мячами весом 1 кг, упражнения с гимнастической палкой, танцевальные упражнения, упражнения в равновесии, упражнения в висах, упорах).
2. Легкая атлетика (бег в сочетании с ходьбой: 15-20 сек. бега + 30 сек. ходьбы; опорные прыжки; прыжки в длину, высоту; метание малого мяча). 3. Подвижные игры, эстафеты.
Требования к учащимся
1.Уметь правильно использовать естественные факторы природы .
2.Уметь выполнять комплекс утренней гимнастики.
3.Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия.
4.Уметь прыгать в длину с трех шагов.
5.Уметь метать мяч.
6.Уметь выполнять повороты на месте.
7 класс
Раздел
Содержание
Основы знаний
Влияние физических упражнений на телосложение. Правила самоконтроля.
ОФП
1 . Упражнения на развитие подвижности в суставах (ОРУ, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления мышц).
2. Упражнения на развитие выносливости, быстроты.
3. Развитие скоростно-силовых качеств (упражнения с набивным мячом весом 1 кг).
Специальная физическая
подготовка
1. Гимнастика (упражнения с гимнастической палкой, упражнения с резиновым мячом).
2.Танцевальные упражнения, упражнения в висах, упорах.
3. Легкая атлетика (бег, ходьба, прыжки).
4.Спортивные и подвижные игры.
Требования к учащимся
1. Уметь вести дневник самоконтроля.
2.Уметь составлять и выполнять индивидуальный комплекс утренней гигиенической гимнастики.
3.Уметь выполнять упражнения в равновесии.
4.Уметь прыгать в длину с трех шагов.
5.Уметь попадать в цель.
8 класс
Раздел
Содержание
Основы знаний
Значение регулярных занятий физической культурой и рационального двигательного режима для укрепления здоровья. Влияние занятий лечебной гимнастикой на организм человека. Правила составления комплекса утренней гимнастики.
ОФП
1 Упражнения на развитие подвижности в суставах, силы | (общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, с мячом, \ на гимнастической стенке, со скамейкой; подвижные игры, эстафеты; упражнения на удержание равновесия).
2.Упражнения на развитие быстроты и точности движений (ловля мяча, I броски, игры с мячом).
Специальная физическая
подготовка
1.Гимнастика (строевые упражнения в движении, упражнения с мячом, упражнения у гимнастической стенки, упражнения на гимнастической скамейке, упражнения в равновесии, танцевальные шаги, полоса препятствий).
2.Легкая атлетика (бег с изменением скорости и направления движений по сигналам, прыжки в длину, высоту).
Требования к учащимся
1. Уметь составлять и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики.
2.Уметь выполнить строевые упражнения.
3.Уметь прыгать в длину с 5-7 шагов.
4.Уметь прыгать в высоту.
5.Уметь метать мяч по движущейся цели.
6.Уметь ловить и передавать мяч.
7.Знать правила одной из спортивных игр.
9 класс
Раздел
Содержание
Основы знаний
Двигательный режим школьников. Оказание доврачебной помощи. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Правила самоконтроля.
ОФП
Упражнения на развитие подвижности в суставах, силы, быстроты, выносливости,
Строевые упражнения, перестроения из колонны по одному в колонну по два и по три.
3. Общеразвивающие упражнения (без предметов, упражнения с набивными мячами весом 1-2 кг; упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, скакалкой; танцевальные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на расслабление мышц)
Специальная физическая
подготовка
1. Гимнастика (упражнения на равновесие, висы и упоры).
Легкая атлетика (ходьба с ускорением в сочетании с медленным бегом на дистанции 300 м, 400 м, 500 м). Медленный бег в сочетании с ходьбой (30 сек, бега + 150 м ходьбы). Метание мяча с разбега, толкание набивного мяча,
Спортивные игры, подвижные игры и эстафеты
Требования к учащимся
Уметь выполнять гимнастические упражнения без снарядов, с различными предметами, комплекс утренней гигиенической гимнастики; метать, владеть основными приемами игры в баскетбол, волейбол; самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
1
Основы знаний по
физической культуре (теория).
В процессе занятий
2
ОФП.
Специальные физическая подготовка
2.1
Легкая атлетика
35
2.2
Гимнастика
33
2.3
Подвижные и спортивные игры
34
Итого 102 час
5. Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный стандарт основного общего образования по физической культуре.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы.
Учебники В.И.Лях «Физическая культура» для 5-9 кл.», Москва, Просвещение, 2011 г.
Физическая культура. 5 – 7 классы./ Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Интернет-ресурсы
Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам http://tv.sportedu.ru/media
Аудиозаписи для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
Технические средства обучения
1
Гимнастика
1.1
Стенка гимнастическая
Г
1.2
Козел гимнастический
Г
1.3
Конь гимнастический
Г
1.4
Перекладина гимнастическая
Г
1.5
Брусья гимнастические разновысокие
Г
1.6
Брусья гимнастические параллельные
Г
1.7
Канат для лазанья с механизмом крепления
Г
1.8
Мост гимнастический подкидной
Г
1.9
Скамейка гимнастическая жесткая
Г
1.10
Штанги тренировочные
Г
1.11
Гантели наборные
Г
1.12
Коврик гимнастический
Г
1.13
Маты гимнастические
Г
1.14
Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг)
Г
1.15
Мяч малый (теннисный)
К
1.16
Скакалка гимнастическая
К
1.17
Мяч малый (мягкий)
К
1.18
Палка гимнастическая
К
1.19
Обруч гимнастический
К
2
Легкая атлетика
2.1
Планка для прыжков в высоту
Д
2.2
Стойки для прыжков в высоту
Д
2.3
Барьеры легкоатлетические тренировочные
Г
2.4
Флажки разметочные на опоре
Г
2.5
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Г
2.6
Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
Д
3
Подвижные игры
3.1
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Д
3.2
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
Г
3.3
Мячи баскетбольные
Г
3.4
Стойки волейбольные универсальные
Д
3.5
Сетка волейбольная
Д
3.6
Мячи волейбольные
Г
4
Средства доврачебной помощи
4.1
Аптечка медицинская
Д
5.
Спортивные залы (кабинеты)
5.1
Спортивный зал игровой
5.2
Кабинет учителя
5.3
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
6
Пришкольный стадион (площадка)
6.1
Легкоатлетическая дорожка
Д
6.2
Сектор для прыжков в длину
Д
6.3
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д
6.4
Площадка игровая баскетбольная
Д
6.5
Площадка игровая волейбольная
Д
6.6
Гимнастический городок
Д
6.7
Полоса препятствий
Д
Условные обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр; К – комплект; Г – комплект для работы в группах
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Календарные сроки
№ п\п
Раздел. Тема
Кол. час
Вид деятельности
Примечания
Легкая атлетика (35 час)
Т.Б. на занятиях л\атлетики. Основы знаний по физической культуре. Одежда и обувь на занятиях. Дневник самоконтроля.
1
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять
Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья
Вести дневник самоконтроля
Дыхательная гимнастика. Развитие подвижности в суставах
2
Описывать технику дыхательной гимнастики, выполнения л\а упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
Демонстрировать вариативное выполнение л\а упражнений.
Применять л\а упражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействовать со одногруппниками в процессе совместного освоения л\а упражнении, соблюдать правила безопасности.
Включать л\а упражнения в различные формы занятий физической культурой.
Вести дневник самоконтроля.
Дыхательная гимнастика. Тренировка органов равновесия, ОРУ
2
Дыхательная гимнастика. ОРУ с предметами.
2
Виды ходьбы. Медленный бег. Расслабление
2
ОРУ беговые. Дыхательные упражнения. Бег с ускорением.
2
Ору для развития быстроты. Дыхательные упражнения. Расслабление.
2
Значение утренней гимнастики. Упражнения на осанку.
2
Дыхания во время занятий физических упражнений. Бег 500 ( до 1000) м.
2
ОРУ с гимнастической палкой. Прыжковые упражнения.
2
Дыхательные упражнения. Прыжки с ограничением повторений. Расслабление.
2
Бег, ходьба с чередованием. Прыжки в высоту. Прыжки с продвижением вперед.
2
Упражнения в метании. Развитие силовых качеств.
2
Дыхательные упражнения. Метание малого мяча в вертикальную цель.
2
Равномерный бег 3-4 мин. Прыжок в длину с места. Упражнения на расслабления.
2
Метание малого мяча на заданное расстояние. Дыхательные упражнения. Равномерный бег.
2
Типы дыхания. Развитие подвижности в суставах.
2
ОРУ типа зарядки. Расслабляющие упражнения лежа на полу.
2
Гимнастика (33час)
Т.Б. на занятиях гимнастики. Основы знаний по физической культуре.
Дневник самоконтроля.
1
Готовить места занятий гимнастикой.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности и своевременно их устранять
Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья
Виды строевых упражнений. Упражнения в равновесии.
2
Описывать технику строевых упражнений и составлять комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять.
Оказывать помощь одногруппникам при освоении ими новых акробатических упражнений, уметь анализировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и активно помогать их исправлению.
Вести дневник самоконтроля.
Группировка. Перекаты в группировке. расслабление.
2
Дыхательные упражнения. Строевые упражнения ОРУ с обручами.
2
Дыхательные упражнения. ОРУ без предметов. Лазание по гимнастической стенке.
2
Махи прямыми ногами, махи голенями. ОРУ с обручами.
2
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с согнутыми ногами. Упражнения на развитие координации.
2
Упражнения на формирование осанки. поднимание ног из положения лежа на спине.
2
Упражнения на развитие гибкости. Полунаклоны туловища в сторону и вперед расслабление.
2
Дыхательные упражнения. Тренировка органов равновесия. Развитие координации движения.
2
Вис стоя и лежа. ОРУ с гимнастическими палками.
2
Дыхательные упражнения. Подвижные игры на развитие координации.
2
ОРУ без предметов. Упражнения в упоре лежа на гимнастической скамейке.
2
Упражнения на развитие подвижности в суставах. Развитие гибкости.
2
ОРУ в движении. Строевые упражнения. Расслабление.
2
Комплекс утренней гимнастики. Дыхательные упражнения.
2
Простейшая полоса препятствий. Расслабление.
2
Подвижные и спортивные игры (34 час)
Т.Б. на занятиях подвижных и спортивных игр. Основы знаний по физической культуре.
Дневник самоконтроля.
1
Готовить места занятий подвижными и спортивными играми.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности и своевременно их устранять
Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья
Подвижные игры с элементами баскетбола. Броски в щит.
2
Организовывать совместные занятия баскетболом со одногруппниками.
Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Взаимодействовать с одногруппниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать подвижные и спортивные игры в организации активного отдыха.
Вести дневник самоконтроля
ОРУ без предметов. Подвижные игры с элементами баскетбола.
2
Дыхательные упражнения. Передвижения и остановки в баскетболе.
2
Дыхательные упражнения. Ведение мяча правой и левой рукой.
2
Ведение мяча в движении. Игра «Борьба за мяч»
2
ОРУ на развитие ловкости. Передача мяча двумя руками от груди. Расслабление.
2
Ведение мяча с изменением направления. игра в баскетбол на одно кольцо.
2
Гигиена сна и питания. Игра в баскетбол на одно кольцо.
2
ОРУ на развитие ловкости. Передача мяча одной рукой от плеча.
2
Дыхательные упражнения. Прием мяча на месте и в движении.
2
Правила игры в настольный теннис. ОРУ с теннисными ракетками и мячами.
2
Правила игры в бадминтон. ОРУ с ракетками для бадминтона.
2
Правила игры в волейбол. ОРУ с волейбольными мячами.
2
Передачи мяча в волейболе снизу и сверху двумя руками.
2
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
2
Элементы подвижных и спортивных игр на улице. Дыхательная гимнастика.
2
Подведение итогов года
1
Итого 102 час.
Приложение 1
Комплексы физических упражнений, рекомендуемых учащимся.
Примерный комплекс упражнений
для учащихся СМГ с нарушением осанки
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а). Дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б). Приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в). Принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
3. Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой.
а) Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
б) Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
в) Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
г) Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
д) Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.
е) Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.
Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах
1-3 степени неуравновешенной формы
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
Исходное положение
Выполнение упражнения
Дозировка
Методические указания
1. Лёжа на спине. Руки под головой.
Отдых.
2 мин.
Лежать прямо, расслабленно.
2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч.
Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковремен-ными расслаблениями.
6-8 раз
Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать.
3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед.
Сч.1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. Сч.2-и.п. Сч.3-4-то же с правой ногой.
6-8 раз
В и. п. – вдох, на сч. 1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное.
4. То же
Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 3-4 – то же с правой ногой.
6-8 раз
В и. п. – вдох. На сч. 1-2 – выдох.
5. Лёжа на спине, руки на поясе.
Сч. 1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги.
6-8 раз
Дыхание произвольное.
6. Лёжа на спине, руки под головой.
Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. Сч.2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. Сч. 3-4–и.п. Сч.5-8 то же с правой
6-8 раз
Строго соблюдать симмет-ричность. Вдох в и.п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу.
7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища.
Поднимая руки вверх, потя-нуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская ру-ки, сделать медленный выдох.
6-8 раз
Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой.
8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах.
Сч. 1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. Сч. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом. Сч.3-поставить левую ногу в и.п. Сч. 4-поставить правую ногу в и.п. Сч. 5-8 – тоже с правой.
6-8 раз
Дыхание произвольное, не задерживать.
9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе.
Диафрагмальное дыхание.
3-4 раза
Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индиви-дуальный.
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ
с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Дыхательные упражнения. Комплекс № 1
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох. Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза; 7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания; 7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Сч.1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Сч. 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Сч. 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе. Сч. 1- подняться на носки – вдох. Сч. 2 – присед – выдох. Сч. 3 – встать – вдох. Сч. 4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Сч. 1 – мах левой, руки в стороны - вдох. Сч. 2 – и. п. – выдох. Сч. 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Сч. 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. –о. с., руки вверх. Сч. 1 – наклон, руки назад. Сч. 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
Дыхание не задерживать.
Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ
с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Комплекс упражнений
1. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4-и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь. Сч. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. Сч. 4 – и. п.
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 5-6 р.
14. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.
Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия
Сгибание и разгибание пальцев – 12-15 раз.
Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.
Ходьба на носках (5 шагов) и на пятках (5 шагов).
Захваты пальцами различных предметов.
Ходьба на наружной стороне стопы – 15 шагов.
Катание стопой скалки, теннисного мяча по 3 мин. для каждой ноги.
Ходьба с перекатом стопы.
Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.
Релаксационные упражнения
И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.
И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.
И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо-влево.
И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни: встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.
Лечебная физкультура при плеврите
И. п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
И. п.– стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой, опустить и завести их за спину, сдел. выдох. Повт. упр. в мед. тем. 4р.
И. п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч, сделать вдох, на выдохе руки свести. Проделать упражнение 3-4 раза. Темп медленный.
И. п. – руки вниз. Поднять правую руку вперед, выполнить ею круговое движение назад, то же – с левой.
И. п. – стоя, руки на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполнить 3 раза в мед. темпе.
И. п. – в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку и поймать его (6-8 раз). Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. – поднять прав. ногу, согнутую в колене. Бросить из-под нее мяч вверх и поймать, то же – с левой. Пов. 5-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. – стоя, руки вниз. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. 3-4 раза. Темп медленный.
Спокойная ходьба.
Упражнение для профилактики остеохондроза
Поднять руки вперед-вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 4-5 раз.
Попеременное сгибание ног в коленных суставах (6-10 раз). Дыхание произвольное.
Попеременно прижать плечи, лопатки, поясницу, бедра к плоскости кушетки с последующим расслаблением мышц (5-7 сек.).
Положить руки на живот. Диафрагмальное дыхание.
Согнуть ноги в коленях, поднять и опустить таз, максимально при этом напрягая ягодичные мышцы (4-5 раз). Исходное положение – лежа на животе.
Приподнять плечи, выполнять имитационные упражнения руками как при плавании брассом (6-8 раз). Дыхание произвольное.
Попеременно отвести и привести прямую ногу, не касаясь кушетки (6-8 раз). Дыхание произвольное.
Стоя в упоре на коленях, вытянуть руки вперед, положить на затылок, слегка приподнять туловище; вернуться в исходное положение (проделать 4-5 раз). Дыхание произвольное. Сесть на пятки, максимально потянувшись руками вперед (4-5 раз).
Подтянуть к правой руке левое колено. То же – другой ногой.
Поочередно поднять и удерживать ногу в течение 5-7 сек. (3-4 раза). Дыхание произвольное.
Потянуться левой (правой) рукой вверх, не прогибаться (проделать 4-6 раз). Дыхание произвольное.
Коррекция зрения. Гимнастика для глаз.
Каждый блок упражнений выполняется отдельно:
с открытыми глазами;
с закрытыми глазами;
на мысленном уровне, с закрытыми глазами;
движение глаз вверх-вниз.
движение глаз влево-вправо.
движение влево-центр-вправо-центр.
«восьмёрка» - плавные движения глаз по знаку бесконечности:
- по часовой стрелке;
- против часовой стрелки.
5. «Бантик» - движение глаз с фиксацией на каждом уголке бантика:
- по часовой стрелке;
- против часовой стрелки.
6. «Циферблат» - движение глаз по кругу, по часовой стрелке и против часовой:
- голова прямо;
- голова вниз;
- с наклоном головы
Приложение 2
Примерная тематика проведения бесед с учащимися.
Влияние физической культуры на здоровье и физическое развитие учащихся, отнесенных к СМГ.
Режим питания учащихся, отнесенных к СМГ.
Гигиена физических упражнений.
Гигиена сна и питания.
Закаливание учащихся, отнесенных к СМГ.
Влияние физических упражнений на телосложение. Правила самоконтроля.
Значение регулярных занятий физической культурой и рационального двигательного режима для укрепления здоровья.
Влияние занятий лечебной гимнастикой на организм человека.
Правила составления комплекса утренней гимнастики.
Оказание доврачебной помощи.
Приложение3
Примерная тематика проведения бесед с родителями.
Роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
Роль семьи в физическом воспитании ребенка.
Закаливание организма учащихся, отнесенных к СМГ.
Распорядок дня учащихся, отнесенных к СМГ.
Характер питания учащихся, отнесенных к СМГ.
Правильное питание – залог здоровья.
Одежда и обувь для занятий физической культурой.
Ребёнок и компьютер.
Как провести выходной день с детьми.
Подвижные и спортивные игры, которые можно провести дома.
Выполнение индивидуальных физических упражнений родителей вместе с ребенком.