Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры»»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федерального Государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 с изменениями.
Основной образовательной программы НОО МОУ
Положения о внеурочной деятельности (приказ №364 от 03.07.2019).
На основе авторской программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», Акимова Н.М. Колемаскина Л.В., учителя начальных классов МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1.
Цель программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Основные задачи программы:
укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ Тимирязевской средней школе.
Условияреализациипрограммы
Программа «Подвижные игры» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время. 1 класс в объёме 33 часов в год.
Формы организации занятий
викторины;
подвижные игры;
эстафеты;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Планируемые результаты освоения
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающийся научится:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Содержание программы
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
1 год обучения (33 часа)
Организационное занятие (1 ч): Формирование у школьников заинтересованности к изучению правил игр, гигиены и здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения, диагностика уровня гигиенических знаний. Здоровье в порядке- спасибо зарядке (2 ч): Советы проведения утреней гимнастике. Комплексы упражнений утренней гимнастики. Профилактика травматизма (2 ч): Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.Правила поведения на спортивной площадке. Правила поведения в команде. Правила ТБ. Игры на развитие внимания, речи (7 ч): Игры: «Класс, смирно», «За флажками», «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»», «Определим игрушку». Полезное и вредное (5 ч): Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», Кроссворд «Вредно и полезно», «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!», «Рисуй и пиши».Формирование у учащихся устойчивый интерес к своему здоровью; прививать основные гигиенические умения и навыки; воспитывать чувство коллективизма, уважение и любовь к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Нарушение осанки (4 ч): Комплексы упражнения для укрепления осанки. Игры для укрепления мышечного карсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч». Любимые игры детей (7 ч): Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Спортландия (5 ч): Игры, эстафеты, весёлые минутки, эстафеты с надувными шарами, эстафеты с предметами без, «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки, «Олимпийские игры».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов
Количество учебных часов
всего
теория
практика
1 класс
1.
Организационное занятие
1
1
-
2.
Здоровье в порядке- спасибо зарядке
2
1
1
3.
Профилактика травматизма
2
1
1
4.
Игры на развитие внимания, речи
7
2
5
5.
Полезное и вредное
5
1
4
6.
Нарушение осанки
4
2
2
7.
Любимые игры детей
7
1
6
8.
Спортландия
5
1
4
Итого:
33
10
23
Календарно – тематическое планирование «Подвижные игры» 1 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Методы обучения
Результативность обучения
Оборудование
Дата
личностные
метопредметные
план
факт
1.
Организационное занятие
1
Знакомство с программой кружка, правилами поведения на кружке.
Познавательно- игровая программа.
Словесный
Обосновать значение здоровья жизни человека, объяснять зависимость качества здоровья от образа жизни человека
К: Слушать и понимать речь. П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса.
Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал
05.09
Раздел 1. Здоровье в порядке- спасибо зарядке
2.
Советы проведения утреней гимнастики
1
Методические рекомендации проведения утренней гимнастики
Подбор и составления комплекса упражнений
Словесный Наглядный
Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми. - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки
П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
К: Слушать и понимать речь других.
Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка
12.09
3.
Комплексы упражнений утренней гимнастики
1
Подбор и составления комплекса упражнений
Практическое выполнение упражнений
19.09
Раздел 2. Профилактика травматизма
4.
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.
1
Знакомство правилами поведения на кружке, инструктаж по ТБ.
Словесный Объяснение
Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности
Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.
Правила поведения на спортивной площадке. Правила поведения во время игр.
Словесный Беседа
03.10
Раздел 3. Игры на развитие внимания, речи
6.
Беседа: «Мир движений и здоровье». Правила игр.
1
Беседа «Движение-это жизнь» Пословицы о здоровье, физкут-минутка. Правила игр.
Словесный
Получат возможность узнать:
- правила игрового общения
- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.
К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни
Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка
10.10
7.
Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение».
1
При с слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.
Задача участников - повторить все, кроме предварительно обозначенного "запрещенного движения". Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся участник.
Игровой
17.10
8.
Ору с использованием скороговорок.
1
Общие развивающие упражнения с использованием скороговорок.
Практическое выполнение
24.10
9.
Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»», «Определим игрушку».
1
Если водящему удастся отгадать чей это голос, он меняется местами с этим игроком
При с слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.
Задача участников - повторить все, кроме предварительно обозначенного "запрещенного движения". Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся участник. подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше.
Игровой
19.12
12.
«Карлики –великаны» «Запомни- порядок».
1
Слово «карлик»- все садятся, Слово «великан» - все встают. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Игровой
26.12
Раздел 4. Полезное и вредное
13.
Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра».
1
Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра». (Правила личной гигиены)
Практическое выполнение
Правильно осуществлять приём различных водных процедур (душ, ванна, умывание, баня).
Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
П: Добывать новые знания и перерабатывать их. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок».
1
Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок». Упражнения на все группы мышц
Игровой
27.02
20.
Комплексы упражнения для укрепления осанки.
1
Комплексы упражнения для укрепления осанки.
Причины нарушения осанки. Суть и эффективность упражнений
Практическое выполнение
06.03
21.
Игры для укрепления мышечного корсета: «Дерево», «Передай мяч».
1
Игры для укрепления мышечного корсета: «Дерево» во время свистка должны встать как дерево, «Передай мяч».передать мяч пока время не вышло. И выполнить задание если мяч остановился на нём
Игровой
13.03
Раздел 6. Любимые игры детей
22.
«Увернись от мяча», «Сильный бросок»
1
Развитие быстроты и ловкости, оперативного мышления.
Выполняет сильный бросок от плеча. И кто дальше
Игровой
Получат возможность узнать:
- правила игрового общения
- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека
Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.
К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни
Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат.
20.03
23.
«Космонавты»
1
Произнеся слово «нет!» дети расцепляют руки и бросаются к «ракетодромам», стремясь занять любую свободную «ракету»
Игровой
17.04
24.
«Второй лишний»
1
По сигналу учителя догоняющий старается запятнать убегающего, коснувшись его рукой.
Игровой
24.04
25
«Два мороза», «Большой мяч»
1
После слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами
Игровой
08.05
26.
Комплексы упражнения для укрепления осанки.
1
Комплексы упражнения для укрепления осанки в домашних условиях.
Профилактика нарушения осанки
Практическое выполнение
15.05
27.
«Шлепанки», «Охотники и утки»
1
Отбивать мяч нужно стоя на одном месте. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
Прибегают с одной стороны площадки на другую.
Игровой
22.05
28.
«Гуси-лебеди», «Попробуй поймай»
1
Гуси выходят на поле гулять и с возращением волка должны вернуться домой.
Бегают друг за другом и пытаются поймать
Игровой
Раздел 7. Спортландия
29.
Эстафеты без спортивного инвентаря:
1
«С кочки на кочку» «передал-садись», «наездники», «тачка»
Соревновательный
Научатся: -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.
Правильно взаимодействовать с другими людьми.
Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.
К: Слушать и понимать речь других.
П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.
Скакалки, обруч, кегли, мячи.
30.
«Сиамские близнецы», «Змейка»
1
Эстафеты «Сиамские близнецы», «Змейка»
Игровой
31.
Эстафеты со скакалкой и обручем:
1
«Три прыжка», «Спасательный круг»
«прыжки через скакалку»
Соревновательный
32.
«Прохождение болота» ,«Тонель»
1
Должны не провалиться в болото и наступать только на камни.
Игровой
33.
Комбинированная эстафета
1
«Мячи и обручи», «встречная эстафета» «Полоса перпятствия»
Соревновательный
Материально-техническое обеспечение
Материально- техническая база
Для осуществления образовательного процесса по программе «Подвижные игры» имеются следующие принадлежности:
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
-Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
-Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
-Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
-Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
-Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
-Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.